- Как говорил Даниил Хармс, «Лев Толстой очень любил играть на балалайке, но не умел». Да не обидятся на меня многичисленные фотолюбители, эту фразу можно отнести и ко многим из них, заменив игру на балалайке фотографией.
Данная статья представляет собой набор рекомендаций по съемке тех или иных типичных сюжетов, которые весьма популярны в любительской фотографии. Цель статьи — показать основные ошибки, которые допускаются при съемке и подсказать способы их избежать.
Как фотографироваться на фоне чего-то?
Все мы любим путешествовать! Естественно, ни одна поездка не обходится без огромного количества фотоснимков, которые мы потом будем с гордостью показывать своим друзьям. Естественно, самый распространенный вид фотосъемки в путешествиях — фотографирование на фоне местных достопримечательностей. Жаль, что далеко не все знают, как это правильно делать… Рассмотрим для начала распространенные ошибки.
Неуместное использование зума
Увеличение фокусного расстояния (в простонародии «зум») — отличный способ подчеркнуть на фотографии передний план, но для фотосъемки на фоне чего-то лучше им не злоупотреблять.
Вот два примера:
Обе фотографии были сделаны в одно время и в одном месте — на водохранилище в Калужской области. Первая фотография хоть и не идеальна с точки зрения техничности (темновато получилась), но она дает отчетливое представление о том, что мы побывали на водохранилище. Вторая фотография — на художественный портрет не тянет, и не дает никакой информации, иными словами — ни о чем.
Как вы думаете, какая оптика использовалась? Для первой фотографии — «китовый» объектив 18-55 мм (многими ненавидимый), вторая — на телевик 75-300 мм. На моей практике был случай, когда люди купили телеобъектив взамен китовому и собрались с ним ехать в морской круиз. Китовый объектив планировали оставить дома! Как вы думаете, какие бы фотографии эти люди привезли из путешествия, если бы я их не уговорил взять «на всякий случай» еще и 18-55мм? Правильно — примерно как вторая фотография. И не важно, что было бы на заднем плане — шикарный пляж на Средиземном море или Эйфелева башня в Париже. На фотографии и там и там будет только лицо и сильно размытый задний план.
Естественно, я не призываю снимать только общие планы. Фрагменты нужны! Но ровно в таком количестве, чтобы зрителю было понятно, где был сделан ваш фоторепортаж.
Человек в центре кадра
Это одна из самых распространенных ошибок, когда просьба «сфотографируйте меня на фоне воооон-той башни» воспринимается буквально. В итоге, ракурс выбирается такой, на котром человек почти полностью закрывает собой башню, а шпиль торчит у него из головы 🙂 Посмотрите эти две иллюстрации (увы, подобных фотографий у себя не нашел, пришлось воспользоваться клипартом Microsoft Office — так получилось даже нагляднее!)
Какая композиция вам кажется более удачной? Я думаю, вторая. Она построена по общеизвестному «правилу третей» — кадр делится на 3 равных части по горизонтали и по вертикали, ключевые объекты «привязываются» к этим линиям.
Человек слишком мелко
Еще одна ошибка при съемке кого-то на фоне чего-то — неверный выбор масштаба. Это происходит в том случае, если портретируемый уходит слишком далеко от точки съемки, отчего выглядит в кадре очень мелко, а иногда и вовсе теряется. Опять же давайте обратимся к примерам с человечком и Эйфелевой башней.
Вывод — не давайте портретируемому отходить от вас слишком далеко. Как правило, достаточно дистанции 3 метров. А еще лучше — оставьте человека стоять на месте и сами ищите такую точку съемки, с которой ракурс и масштаб будут оптимальными.
Задний план слишком мелко
Такая ошибка неизбежно возникает, когда объект заднего плана слишком далеко от нас. В итоге огромная Эйфелева башня выглядит как торчащая из горизонта спичка.
Что делать, чтобы обеспечить сопоставимый масштаб переднего и заднего плана? Варианта всего два:
- Приблизиться вместе с портретируемым к объекту так, чтобы он в кадре был более крупным. Это оптимальный вариант, который даст такой результат:
Использовать зум и увеличить масштаб всей фотографии — возможный, но не очень хороший вариант. При этом задний план как бы «приблизится», но не стоит забывать, что настолько же «приблизится» и передний план. К тому же возникнет проблема нехватки глубины резкости — придется выбирать, что у нас на фотографии должно быть резким — передний план или задний. Кто-то справедливо заметит, что глубину резкости можно увеличить, зажав диафрагму — да, это так. Но при больших фокусных расстояниях это всего лишь полумера — закрытие диафрагмы до максимума (f/22…36) лишь уменьшит размытие, но не избавит от него полностью. В итоге, картинка будет такая (или такая):
Итак, методом проб и ошибок, мы вывели формулу — как правильно фотографировать(ся) на фоне памятников, архитектурных сооружений и вообще любых крупных объектов.
- Использовать небольшое фокусное расстояние (18-28 мм на кропе 1.6 или «минимальный зум»)
- Приблизиться к объекту (либо, наоборот, отдалиться от него) так, чтобы он имел приемлемый масштаб в кадре
- Не давать человеку отходить слишком далеко, чтобы он не получился излишне мелким (не потерялся на фотографии)
- Расположить объекты по линиям 1/3 и 2/3, желательно, чтобы объекты были чуть повернуты друг навстречу другу.
- Сфотографировать все это в режиме AV (A) с диафрагмой 8…11 (для обеспечения большой глубины резкости).
Следите за тем, чтобы к вам в кадр не попадали прохожие, туристы, фотографы (по крайней мере, на передний план).
Как фотографировать детей?
Появление малыша в семье — огромная радость! Естественно, хочется показать фотографии маленького чуда своим родственникам, друзьям и коллегам. Отбросим суеверия, типа маленьких детей фотографировать нельзя, так как фотография может забрать душу (или ее часть)(слышал и такое!) — мы, я надеюсь, люди просвещенные и знаем, как устроен фотоаппарат и то, что в нем ничего потустороннего — коробочка, стекляшка, внутри печатная плата, батарейки и флешка. А цифровая фотография — это всего лишь набор ноликов и единичек, записанных на эту флешку или на жесткий диск 🙂
Вообще, в зависимости от возраста ребенка приемы по его фотосъемке радикально меняются. Если первый год ребенок может лежать, сидеть, ползать и, иногда, очень медленно и неуверенно ходить, то вскоре он обретает способность носиться как электровеник 🙂
В первый год ребенка фотографировать достаточно просто с технической точки зрения — главное, соблюдать некоторые правила.
1. Приведите в порядок место съемки! Зачастую на фотографиях с маленькими детьми присутствует большое количество лишних предметов на заднем плане — бутылочки, крема, упаковки с памперсами, погремушки и так далее. Все это отвлекает и мешает сосредоточиться на главном, а фотография в целом выглядит довольно неряшливо.
2. Не используйте вспышку, только естественное освещение. Встроенная вспышка искажает цвета, убивает объем, дает блики и красные глаза. Внешняя вспышка этих недостатков лишена, если ее направить в потолок. Кто-то считает, что вспышка вредна для зрения ребенка — я не буду с этим спорить.
3. Ребенок — человек, фотография ребенка — портрет! Не снимайте портрет с близкого расстояния с широкоугольным объективом — это этого получаются не портреты, а шаржи! Используйте фокусное расстояние 50-85 мм.
По поводу последнего пункта, лучше всего для фотосъемки ребенка использовать светосильный объектив, например 50mm f/1.8 — такой объектив есть у всех без исключения производителей зеркалок. Он позволяет без проблем снимать без вспышки при довольно слабом освещении (при этом нужно поднимать чувствительность ISO где-то до 400-800, для современных зеркалок это не проблема). Стоимость объектива, как правило, не превышает 6 тысяч рублей. Есть и более светосильная оптика, она стоит дороже.
Вся сила светосильного «полтинника» заключается в том, что на кропе он имеет довольно небольшой угол поля зрения и замечательно подходит для портретной съемки. При полностью открытой диафрагме «полтинник» способен размыть задний план со всеми бутылочками, и памперсами практически «в ноль».
И еще одна важная рекомендация — не снимайте ребенка с высоты своего роста (сверху вниз). Когда вы фотогрфируете портрет взрослого человека, вы располагаете камеру на уровне его лица (так фотографии получаются лучше). Почему бы не перенести этот опыт на съемку детей? Согласитесь, сложно назвать удачной фотографию ребенка с задранной вверх головой на фоне кроватки или паласа!
Как фотографировать детей постарше?
Когда ребенок подрастает, он становится более активным и фотосъемка его становится довольно непростым занятием, особенно, если речь идет о съемке каких-то подвижных игр. Вся надежда, зачастую, бывает на выборку пары-тройки удачных кадров из сотни — на большинстве снимков ребенок либо нерезкий, либо отвернулся, либо моргнул 🙂 Чаще всего в эту пару-тройку снимков, которые «получились», попадают статичные поставновочные фотографии.
В принципе, в этом нет ничего плохого, но что делать если хочется «поймать момент»? Причем особенно интересные моменты получаются, когда в подвижных играх участвуют не только дети, но и взрослые, включая бабушек и дедушек 🙂
Чтобы «заморозить» столь быстрые движения, нужна выдержка не длиннее 1/1000 секунды (лучше — 1/2000 сек). При съемке в авторежиме или в сюжетных программах ее получить можно только при очень хорошей освещенности. В остальных случаях выдержка будет существенно длиннее, из-за этого быстрые движения вызовут размытие. Как быть?
Выход есть. У фотоаппарата есть такой режим — приоритет выдержки (обозначается TV, S). Переходим в него и выставляем принудительно выдержку 1/1000 секунды. Если в настройках фотоаппарата чувствительность ISO зафиксирована на каком-то определенном значении, возможно, фотографии будут получаться слишком темными, а о чем камера выдаст соответствующее предупреждение. Чтобы снимки получились нормальной яркости, нам нужно «отпустить» чувствительность ISO, задав для нее значение AUTO. При этом аппарат сам будет выбирать такие значения диафрагмы и чувствительности ISO, при которых при заданной нами выдержке картинка будет правильно проэкспонированной. Следует быть готовым к тому, что фотографии получатся довольно шумными (рост ISO вызывает усиление шумов), но это лучше, чем опять получить кучу размытых фотографий и отправить их в мусорную корзину. Шумы, кстати, легко давятся в программе Adobe Photoshop Lightroom, если съемка идет в RAW.
При съемке детей в движении, переведите автофокус в следящий режим (Непрерывный, Servo, Continuous) — это позволит постоянно удерживать резкость на движущемся объекте в выбранной точке фокусировки — это существенно снизит процент бракованных кадров.
Чтобы увеличить вероятность получения хороших кадров еще настоятельно рекомендую включать серийную съемку. Это многократно увеличивает вероятность получения интересных эмоционально насыщенных снимков.
Как фотографировать животных?
Кошки, коты, котята — излюбленные «модели» для многих фотолюбителей. То же самое касается и других домашних животных. Социальные сети завалены фотографиями типа «я и моя любимая собака» или просто «моя любимая собака». К сожалению, большинство фотографий не блещут выдающимся исполнением, что не мешает им собирать миллионы «лайков» в социальных сетях 🙂
Фотография домашних животных, как ни странно, по своим принципам практически ничем не отличается от фотосъемки детей. Общие принципы те же:
- Не использовать встроенную вспышку (от нее глаза выглядят неестественно)
- Не снимать зверя сверху вниз, по возможности присесть до его роста (желательно, фотографировать с размытием заднего плана — как в портрете)
В качестве примера просто приведу две фотографии одного и того же кота. В первой — оба правила нарушены, во второй — оба правила соблюдены.
Первая фотография была безоговорочно названа «Киса-дура», вторая — «Киса-маленькая няка!» 🙂 Причем, эта «маленькая няка» уже разошлась огромным тиражом в качестве обоев на рабочий стол и заставок для мобильных телефонов 🙂
Вообще, домашних животных фотографировать довольно легко — они никуда не убегают, есть шанс сфотографировать снова и снова. Но есть еще и дикие животные и птицы и, соответственно, накое направление фотографии как фотоохота.
Фотоохота — отдельная большая тема, о которой, я думаю речь пойдет более подробно в следующих публикациях, однако, общие принципы у нее такие же, как у съемки подвижных детских игр — короткая выдержка (не длиннее 1/500 сек), в основном высокое ISO, серийная съемка.
Из-за того, что животные и птицы не подпускают человека близко к себе, съемка ведется с большого расстояния с телеобъективом. Бывалые фотоохотники рекомендуют использовать объективы с фокусным расстоянием не менее 400 мм, однако для съемки птиц часто бывает достаточно и 250-300 мм — это вполне вписывается в возможности любительской оптики, особенно, если место «прикормлено» — в таком случае птицы относятся к фотографу гораздо весьма лояльно.