«В последнее время не часто пишу про Москву, да и вообще пишу редко, а между тем, время от времени, получается, неплохо погулять и по ней.
Этот обзор про комплекс доходных домов по адресу ул. Солянка д. 1/2, а также о легендарной системе исторических подземелий, расположенной под ними. История квартала уходит в происхождение названия улицы. Примерно в XVII веке, на углу нынешней ул. Солянки и ул. Забелина было построено огромное, по тем меркам, каменное торговое сооружение с торговыми павильонами и большим внутренним двором. Место в короткие сроки обрело популярность у жителей и получило в «народе» название «Соляной рыбный двор». Торговые ряды неоднократно перестраивались и расширялись, но в виду отсутствия комплексного ремонта, со временем обветшали. Купеческое общество выкупило полностью соляной двор, который к началу ХХ века разваливался на части, так как каждым помещением владел конкретный предприниматель и местная управа не могла взыскать с каждого средства на ремонт всего здания (типичная ситуация для торговых рядов того времени, та же ситуация были и с Верхними торговыми ряда).
В 1913 году двор был полностью разобран до фундаментов, и на месте бывших Соляных рядов возвели многоэтажные доходные дома для Московского купеческого общества в стиле неоклассицизма. Под домами были сооружены просторные подвалы с высокими сводами. Интересный факт — на укрепление старых фундаментов потребовались колоссальные средства, поэтому планировку подвалов в некоторых местах менять не стали. Главное различие старых подвалов с нынешними — отсутствие секционного деления. В соляном дворе каждая лавка имела свой отгороженный погреб.
Изначально просторные помещения использовались под хозяйственные и продовольственные склады, но позже здесь разместились подземные гаражи и мастерские для нужд МВД. Однако из- за повышенной сырости, подземелья были со временем брошены. Пустующие подвалы стали местом обитания мародеров и грабителей автомобилей. В бывших подземных гаражах разбирались угнанные с улиц города автомобили и мотоциклы. После прихода перестройки система вновь была покинута и постепенно захламлялась мусором, вывозимым сюда с улицы, и подтапливалась из — за халатности коммунальных служб — коммуникации здесь долгое время не ремонтировались.
В начале 2000ых про подвалы внезапно вспомнили и даже показали ряд репортажей по телевидению. С этого времени начался новый лист истории — подземелья вызвали ажиотаж среди новоиспеченных «исследователей», с легкой руки получив лаконичное название «Солянка». Здесь неоднократно собирались группы молодежи и даже устраивались нелегальные сквоты. Скопившийся за десятилетия мусор ни раз поджигался пьяными подростками, тем самым вызывая возмущение жителей окрестных домов. Примерно к 2008 году безобразие достигло пика — последней каплей был поджог дымовой шашки. Органами упраления были приняты радикальные меры. Систему буквально законсервировали, заделав многочисленные спуски с нижних этажей домов и дырки с улицы.
Долгие годы подвалы остаются труднодоступными для нелегального посещения. Недавно мне удалось побывать в обновленной «Солянке». То что я увидел, сильно отличается от состояния на 2008 год, когда в системе стояла вонь и сырость, а мусор в некоторых местах доходил практически до сводов. Главные галереи кардинально почистили, укрепили своды и переложили коммуникации. Часть пространств ныне задействована под хранение спец. техники, а во всех главных галереях рабоатет освещение.
Купол на крыше Солянки д. 1/2 строения №2.
Недавно всем комплексом доходных домов занялись капитально. Были проведены работы по обмерам всех помещений, а затем на их основе воссоздан точный макет комплекса. Следующим этапом стало укрепление существующих конструкций и перекладка устаревших коммуникаций. Сейчас основные работы проходят на поверхности — ведется реставрация фасадов зданий.
Пересечение Подколокольного пер. и ул. Солянка.
Любой прохожий может увидеть здание снаружи, поэтому поспешим спустится в подземные галереи.
Так выглядит главный въезд в систему подвалов.
Сразу за воротами. Когда- то очень давно ни решеток, ни толстых листов железа здесь не было. Спуск был для всех доступен с внутреннего двора.
Первое, что встречается на нашем пути — небольшой трактор марки «Беларусь» с прицепом.
Трактор оказался в рабочем состоянии, но с пустым баком 🙂 Неподалеку расположены запертые ворота, ведущие в освещенное помещение — внутри стоит разная спец. техника и оборудование.
Подвалы имеют высоту 5 м, двухуровневую, а местами трехуровневую структуру. В подземной части здания имеются дороги, где могут свободно разъезжаться встречные автомобили.
За 5 лет проходы в системе стали заметно чище. Раньше в уровень в некоторых галерех достигал почти сводов.
Однако в дальних частях подзмелий до сих пор сохранилась былая «атмосфера».
Под сводами тянутся новенькие трубы водопровода.
Остатки кузова угнанного еще в Советское время автомобиля.
Укрепленные своды.
В одном из углов системы огородили сеткой несколько помещений.
В подвалах периодически работает насос.
Царство паутины.
В нынешнем состоянии подвалы доступны примерно в полтора раза меньше, чем после постройки дома. Многие помещения захвачены магазинами и офисами сверху, часть ходов замуровано или закрыто.
Белый «зал». Свое название эта часть помещения получила из- за наличия отделки. Раньше в этих комнатах размещались офисные архивы.
Лестница, ведущая на другой уровень.
Проникнуться системой и обойти все за один раз мне конечно же не удалось, поэтому я решил повторить прогулку с товарищами. Те в свою очередь решили сделать внезапный сюрприз. Тихий гул вентиляции и протекающей трубы внезапно сменил громкий механический шум!
Было ли что- то подобное за последние лет 10? 🙂
Во время прогулки я испытал настоящую ностальгию по проведенным здесь временам. Когда- то я мог часами восхищаться габаритами центральных галерей, многочисленными ходами, пустыми заброшенными помещениями, а иногда натыкаясь на другие уровни системы и «черные» лестницы домов.»
Источник