С гор в сторону моря
Подул божественный ветер.
Смертью запахло.
Мрачное настроение этого хокку не случайно. «Божественный ветер» — так назвали тайфун, дважды в XIII веке уничтоживший армаду кораблей монгольского хана Хубилая. Из-за этого Орда так и не покорила Японские острова. В XX веке «божественный ветер» камикадзе (神風) приобрел совсем другой смысл, который ныне не нуждается в расшифровке.
Перелом во Второй мировой войне на Тихом океане наступил 4 июня 1942 года после поражения Японии от США в битве у атолла Мидуэй. С того дня перевес все больше был на стороне американцев – сказывалась индустриальная мощь Соединенных Штатов. Японская авиация несла большие потери. В июле 1944 года американские дальние бомбардировщики получили возможность наносить удары непосредственно по японской территории. К октябрю возникла реальная угроза потери Японией захваченных ею источников нефти в Юго-Восточной Азии. Ее положение становилось отчаянным.
День рождения ударного отряда японских летчиков-самоубийц – 19 октября 1944 года. Решение о формировании отряда принял командующий Первым воздушным флотом вице-адмирал , прозванный «Отцом камикадзе». Впрочем, сами японцы называли подобные подразделения «ударными отрядами специальных атак». «Камикадзе» назвали их японцы-эмигранты, служившие в армии США. Вскоре этим словом союзники стали называть все самоубийственные атаки, примененные японцами.
На возникновение камикадзе, с одной стороны, повлиял древний самурайский кодекс бусидо (武士道, «путь воина»), который считал смерть неотъемлемой частью жизни, а потому учил презрению к страху перед ней. С другой – система образования в Японии 30-40-х годов, воспитывавшая детей в правильности, престижности и благородстве смерти за императора. Вдобавок, японская милитаристская пропаганда внушала, что каждая такая смерть – это шаг к победе Японии, одновременно скрывая самые незначительные поражения японской армии.
У японских инженеров уже не оставалось времени и ресурсов на разработку автоматических систем наведения. Их должны были заменить пилоты-камикадзе. Недостатка в добровольцах не было никогда: на троих смертников приходился всего один самолет. Все они были очень молодыми, в буквальном смысле слова, вчерашними детьми (в основном, 20-летними студентами университетов), но в головах – дикая смесь из здорового патриотизма, исторического наследия, ненависти к захватчикам и милитаризма. Не все шли в камикадзе по убеждениям или из желания прославить свой род. Были и такие, кто попросту боялся потерять уважение общества, стать преследуемым изгоем. Как бы там ни было, все камикадзе пользовались глубоким уважением, в том числе у высшего руководства японской армии. В синтоистских храмах они почитались святыми. Родители камикадзе становились в своем населенном пункте самыми уважаемыми людьми.
Перед каждым вылетом камикадзе проводилась специальная церемония. Каждый смертник выпивал ритуальную чашечку сакэ и повязывал на лоб белую повязку хатимаки. Символ императорской Японии – цветок хризантемы – стал и их символом. Существует предание: после вылета на задание камикадзе пролетали над горой Каймон, расположенной почти в тысяче километров к юго-западу от Токио. В последний раз взглянув на свою родину, они салютовали ей и отправлялись на встречу со смертью.
Первоначально под нужды камикадзе использовался легкий палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero, вооруженный 250-килограммовой бомбой, не отделявшейся от самолета – в этом не было нужды. Затем, в ноябре 1944 года, был разработан самолет-снаряд Yokosuka MXY7 Ohka («цветок сакуры»). Его поднимал в воздух самолет-носитель Mitsubishi G4M, который отделял «Ока» в прямой видимости корабля противника. После наведения на цель пилот-камикадзе включал ракетные двигатели. Этот прототип крылатой ракеты с «живым компьютером» оказался намного эффективнее. После войны по этому же принципу было разработано грозное оружие современной авиации – противокорабельная ракета.
Одновременно со смертельной «сакурой» была пущена в ход и пилотируемая торпеда «Кайтен» (回天). Она доставлялась в район цели подводной лодкой, пилот-смертник тэйсинтай переходил в нее, задраивал люк, затем производился пуск. Наведение осуществлялось при помощи перископа. Запаса сжатого газа в двигателе хватало только на один заход на цель. Если тэйсинтай промахивался, он все равно погибал, когда в отсеке пилота заканчивался кислород. Позднее в «Кайтен» добавили систему самоликвидации – так сказать, из милосердия.
С октября 1944 по август 1945 года императорская армия подготовила в качестве камикадзе 2525 летчиков и 1387 солдат. Потери от них оцениваются американскими военными историками в 34 потопленных корабля. Еще 288 были более или менее серьезно повреждены. Конечно, это не могло повлиять на исход войны, но оказывало серьезное психологическое давление. Некоторые историки считают, что фанатично упорное сопротивление японской армии и массовое применение камикадзе могло склонить президента США Трумэна к решению об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки как акции устрашения.
С вышеописанным связана история потопления американского тяжелого крейсера «Индианаполис». Произошло это 30 июля 1945 года. Ранее считалось, что его отправили на дно именно камикадзе. Однако историки выяснили: после того, как подлодка I-58 вышла на цель, имея на борту четыре «человекоторпеды» «Кайтен», их пилоты просили командира отправить их в атаку. Однако тот, уже знавший о постоянных промахах тэйсинтай на дальних дистанциях, решил применить обычные торпеды. Он не прогадал: «Индианаполис» затонул в течение 12 минут. Из 1196 человек на его борту удалось спасти только 317. Вся соль в том, что крейсер был торпедирован три дня спустя после доставки на базу ВВС США первой в мире атомной бомбы «Малыш». Именно поэтому перед вылетом на Хиросиму на ее корпусе сделали надпись: «Подарок за души погибших членов экипажа «Индианаполиса»…
Источник