Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Безопасность покупателя в рознице: что надо знать лично вам

Безопасность покупателя в рознице: что надо знать лично вам

Ценник должен быть с печатью или подписью. Он является документом и обязательно должен быть на товаре. Если вы видите что-то с ценником (неважно, где и как оно стоит), вы имеете право купить его по цене на нём. 

Пример: вам говорят, что товар по акции кончился. Вы видите один в витрине в герметичном ящике под потолком, но с ценником. Вам не имеют права отказать в его продаже.

Второй пример: когда обновляются цены, в торговом зале может остаться ценник со старой ценой ниже. Цена в базе другая? Ну и что, вот ваш же документ. Если же вдруг ценник без печати-подписи, и на таком товаре нет правильного ценника — регистрируйте нарушение. Ценники обязательно должны быть хотя бы на одном товаре из пачки. 

Атака по ценнику

Будьте внимательны. Одна из схем развода предполагает, что на кассе вам могут сообщить, что «ой, ценник старый, цена изменилась» — и пробить вам цену чуть повыше. Повелись? С высокой вероятностью, вас обсчитали, либо вы только что поучаствовали в той или иной форме воровства у магазина. Самый простой пример — так кое-кем делалось для выполнения плана: вместе с ноутбуками в чек добивался антивирус, 100 штук которого надо было продать в день.

Обыски и необходимость заворачивать вещи

В крупных магазинах типа Ашана, Ленты или Карусели выносят товары только в путь. Я общался как-то с безопасником одной из сетей — он просто бился головой об стену и говорил: ты понимаешь, они видят камеру. Знают, что она там есть. И всё равно несут, потому что «вдруг пронесёт». Так вот, уносят в карманах одежды, пакетах, в коробках от других товаров дешевле, заменяют упаковку (только на неделе прямо передо мной мужик пытался пронести зубную пасту за 300 рублей в коробке из-под пасты за 28 рублей). Всё это делает безопасников нервными и склонными делать стойку на любую подозрительную активность. Вам надо знать три вещи: 
— Вы можете брать с собой любые сумки и не паковать их.
— Вы можете не показывать свою сумку и чек на выходе.
— Охранник не может ничего вам сделать, кроме вызова полиции.

Можно не оставлять сумки на входе

Магазин не несёт ответственности за ваши вещи в камере хранения. И не имеет права не пустить вас в торговый зал с ними, несмотря на заверения охранника. Процедура простая — если упирается, говорите: «а я не хочу». Обычно этим и кончается, но если совсем жёстко — зовёте администратора и регистрируете нарушение. Это — 426 ГК РФ, поскольку магазин не имеет права отказывать вам при наличии возможности продать товар (сумка в руках — не повод). Аналогично – про необходимость паковать в герметичный пакет. Моя практика показала, что в момент начала объяснений надо начинать писать видео (не забудьте сказать «внимание, идёт видеозапись») — это существенно ускоряет процедуру.

Также на выходе работники не должны смотреть чек и проверять ваши вещи на входе-выходе, это закон. Для одарённых это дополнительно разъяснено в пункте 34 письма Комитета РФ по торговле «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» №1-314/32-9 от 17.03.94. Дока устарела, теперь смотрим прямо на права охраны. Если вам что-то не нравится — пишите в Роспотребнадзор, магазину вынесут мозги, и прилетит ощутимый штраф.

Фотографировать можно

Кроме обычных норм про фото и видео в магазинах (общественных местах), по закону о торговле вы имеете право фиксировать информацию о ценах, а магазин не имеет права их скрывать. Соответственно, если в кадре есть хоть один ценник — вы в своём праве, и при попытке вам помешать можно смело регистрировать нарушение. Информация о ценах, кстати, не может быть коммерческой тайной. Практика суровее: чем дальше от Москвы, тем сильнее могут и люлей навешать. 

Продажа без выдачи чека

В целом, вам лично это мало чем грозит, обычно это атака продавца на магазин. Тем не менее, это может означать, что вам продают что-то по завышенной цене или проводят ещё как-то с трудом. Чек является документом, подтверждающим покупку, поэтому он пригодится вам в случае возврата, гарантийного ремонта и так далее. Если магазин работает по ЕНВД, кассовый чек не нужен, учитывайте. Но документ о продаже всё равно вам должны дать по первому требованию. 

Обратите внимание, что чек иногда не выдаётся художественно: сотрудник может пробить по кассе цену (чтобы она высветилась на экране покупателю), но не напечатать чек. В кафе действует ещё красивый метод: могут выдать пречек, но не принести настоящий (с фискальной отметкой — должны быть буквы ФП внизу или вот такой символ). 

Мой коллега как-то покупал бутерброд в Сабвее, где висело объявление «Если вам не дали чек – бутерброд бесплатно». Продавец ночной смены сказал: «Я тебе чек давать не буду, ладно?». «Да, не давай». И финал: «А деньги?» — «Так ты ж сам предложил — угощаешь!»

Атака по комплектации

Часто с товаром идёт в комплекте батарейка, карта памяти, наушники и другая мелочь. В магазине или доставке злоумышленные курьеры или продавцы часто любят оставлять такие сувениры себе. При приёмке товара из интернет-магазина или в магазине в оффлайне со снятой термоплёнкой сверяйте комплектацию с тем, что у вас в руках. Неполная комплектация — повод не покупать вообще или требовать замены.

Неприёмка нормального товара

Продавец-злоумышленник может не принять товар со снятой упаковой (в нашей сфере — часто явление у мелких региональных магазинов при возврате игры со снятой плёнкой — они не хотят заморачиваться с возвратами). Есть чёткий критерий возврата — сохранённая комплектация (она указана в инструкции) и отсутствие следов эксплуатации. Снятие плёнки — это не след эксплуатации. Кстати, в гарантию можно вообще приносить товар без упаковки, несмотря на то, что в условиях гарантии вас могут просить её сохранить.

Разновидность атаки на неприёмку товара — отказ в возврате чего-то под предлогом «технически сложного устройства». Так вот, всё то, что нельзя возвращать, чётко перечислено в нормативе. Если вы не видите прямого указания на своё устройство или другой товар — возвращать можно. 

Атака лишнего товара

Товар может продаваться мимо кассы. Наиболее распространённый пример — продавец-злоумышленник может принести свой и продавать его без чека. Отсюда и берутся китайские подделки в дорогих магазинах нижнего белья, например. Либо, как вариант, продавец может купить ваш товар по акции, а потом постепенно продавать его мимо кассы в магазине. В общем случае, при реализации такой атаки вы имеете все шансы получить подделку даже в официальном магазине. 

Атаки взвешивания

Думаю, основная известна всем — банальное обвешивание. Вариантов море — от полупрозрачного пакета на весах (от которого тянется скотч) до хитрых инженерных систем с педалями. Можно просто пробить не ту сумму за килограмм. На рынке — всегда контрольные весы, в магазине — всегда смотреть что вам пробивают и как (можно спокойно класть товар ещё раз на весы и радоваться вытянувшимся лицам продавцов-злоумышленников). С точки зрения владельца, приятный подарок в том, что даже в простых электронных весах часто есть логи, которые можно сравнивать с фактическим движением товара и временем чеков.

Любимая фраза с рынка: «Ну чего ты сразу-то не сказал, что к контрольным пойдёшь?».

Продажа промо-товаров (деривативов, REF-товаров)

Многим магазинам дают промо-товары, которые нужно раздавать или дарить. Понятное дело, офигенный план — заработать на них и продать. Часто встречается на всяких энергетиках, шоколадках и сигаретах с меткой «промо» или «не для продажи». В целом, как покупателю разницы нет. Однако чуть хуже становится, если в продажу идут специальные деривативные партии (типа телевизоров со сниженным разрешением — для амортизации в витринах), либо REF-техники (отозванного и отремонтированного брака под видом нового). Кстати, магазин обязан чётко обозначать любой брак уценки, когда вы покупаете с ним (не «может не очень корректно работать», а именно чётко обозначать) — и если вам отказывают в возврате, регистрируйте нарушение.

Поднятие цены до распродажи

Чисто русский способ сделать скидку побольше. За сутки до распродажи поднимаем цену, потом пишем скидку 50%. Отлично работает для купонных сервисов (у них есть требования по минимальному размеру скидки) и используется на чёрную пятницу. Помощь — сверка логов и поиск того же товара в вебархиве. Либо у конкурентов. Топик на Хабре про поведение русской розницы на «чёрную пятницу» точно был. 

Частичные сертификаты

«Дарим 1000 рублей на счёт за регистрацию» — знакомая картина? Внизу мелко-мелко написано про условия использования, а ещё ниже и ещё мельче — что оплатить можно только до 15-20% от суммы чека. То есть вам дают 3-4 скидки 20% за регистрацию. Всё. Ещё замечательная тема — «1 рубль = 1 балл», а потом где-то далеко написать, что за каждый потраченный рубль даётся 1 балл, а 30 баллов равны пяти рублям. Предполагается, что пользователь не читает дальше заголовка, а если и читает — считать ему сложно. 

Переклейка этикеток

Жёсткая атака, которая используется для самых разных целей. Чаще всего — для изменения срока годности товара. Переклейка этикетки, очевидно, стоит дешевле покупки нового товара с непонятным сроком годности типа бутылки минералки. Самый неприятный пример, который я видел — это когда продавцы в другом городе выставляли всю сеть экологичных свежих товаров одного моего знакомого, просто меняя этикетки на просроченном молоке. 

P.S. Да, есть ещё два момента про сдачу. Во-первых, в кафе могут её зажимать очень долго, рассчитывая, что вы уйдёте. В этом случае минут через 5-7 достаточно позвать администратора и записать «не дали сдачу» в книгу жалоб и предложений. Второй момент — фокус «а у меня нет размена» в магазинах не канает. Вам должны дать сдачу с любой суммы, это норматив. 

Я уверен, что у вас есть пара-тройка фееричных историй из практики по описанным вопросам — и есть что добавить. Поделитесь, пожалуйста.

Источник

 

Архив Вестник К