На северо-востоке Франции есть весьма любопытное место — абсолютно новый город-призрак. С торговым центром, индустриальной зоной, спальными районами. В нем есть вокзал, мэрия, спортивный комплекс; парикмахерские, закусочные, аптеки.
Только там никто не живет. Причиной тому не природные бедствия и не техногенные катастрофы, просто это место — крупнейший в Европе армейский полигон для тренировок в условиях городской среды.
В конце 90-х, ввязавшись в балканский конфликт, французское командование внезапно обнаружило, что эпоха Ватерлоо и Курска оказывается уже прошла. Войны перестали быть войнами как таковыми, эпические баталии уступили место локальным стычкам и столкновениям. И оглянувшись на опыт последних двадцати лет — Ирака, Афганистана, Чечни, Сомали, Кот-д’Ивуара — армейское руководство решило создать тренировочный центр, имитирующий городскую среду.
В 2003-м военная база в городе Сиссон, находящимся в пятидесяти километрах от бельгийской границы, была выбрана местом будущего центра. Официальной же датой создания лагеря считается первое июля 2004-го. Через два года — 11-го сентября 2006-го — он принял первых стажеров.
Полное название данного места можно перевести как «центр тренировок в условиях городской среды» (Le centre d’entraînement aux actions en zone urbaine), однако повсеместно используется аббревиатура — СЕНЗЮБ (CENZUB).
СЕНЗЮБ представляет собой территорию в пару десятков квадратных километров, на которой расположились несколько зон для различных типов тренировок. Такие как «урбанистические» стендовые тиры или окологородское пространство — дорожные развязки, железнодорожные пути, поля и т.д. — для отработки совместного перемещения различных типов войск.
Очень интересная на мой взгляд задумка — улица с домами без крыш и помостом по всей ее длине, позволяющий инструкторам наблюдать за перемещением солдат из дома в дом, из комнаты в комнату.
Вишенкой же на торте является город Босежур (название города созвучно с фразой «beau séjour» — хороший отдых). В нем постарались воплотить типичный город центральной Европы; он условно поделен на четыре зоны — исторический центр, спальный район, индустриально-коммерческую зону и квартал современной архитектуры. Всего было постоянно 63 здания, а так же множество сооружений — речной канал, железнодорожный вокзал, мосты, подвалы и так далее.
Босежур постарались сделать максимально разнообразным и разносторонним. Многоэтажки идут в перемешку с частными домиками, широкие аллеи сменяются узкими переулками. Полностью город был достроен только в этом году, его создание обошлось в 80 миллионов евро.
Одной из главных целей тренировок является взаимодействие всех типов войск. Несмотря на разные задачи и различное видение поля боя, пехота, артиллерия и инженерные войска должны дополнять друг друга, а не мешать. Как сказал один из французских офицеров: «Мы хотим, чтобы и восьмидесятикилограммовый солдат, и шестидесятитонный танк были максимально эффективны».
Тренировочный цикл полностью рассчитан на две недели. Целью первой является как раз таки адаптация различных воинских соединений друг под друга. Мы учимся сожительствовать, если можно так выразиться.
Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, и не всегда логично. Например, вас может удивить, что ни я, ни кто-либо еще из моих напарников из медицинской команды не пойдет самостоятельно в ходе боя спасать раненного. «Попахивает трусостью и предательством», скажите вы. Предательство — вместо одного раннего и одного медика оставить свою боевую единицу с двумя раненными и без медиков.
Также во время первой недели отрабатываются многие навыки, которые можно освоить только на практике. Пилотирование с очками ночного видения, или правильный контроль помещения.
Вторая неделя полностью посвящена комплексным учениям. Причем это совсем не обязательно задания из серии «найти и уничтожить». Солдаты, особенно миротворческих контингентов, должны уметь правильно реагировать на акции протеста гражданского населения, на стихийные митинги; должны знать, как себя правильно вести в зонах компактного проживания различных этносов.
Однако и стрелять приходится. Система «попал-не попал» является прямо мечтой моего детства. Расскажу в двух словах: к каждому орудию крепится чудо-юдо датчик; каждая боевая единица, будь то солдат или транспортное средство, комплектуется несколькими приемниками. Когда в тебя попадут, будешь похож на новогоднюю елку 🙂 А заодно узнаешь убит ли ты, или ранен (и как тяжело).
Для роли противников и местного населения в учебном центре была создана специальная воинская единица. Воевать с этими ребятами не сладко — местность они знают как свои пять пальцев, да и таких как ты видят сотнями каждый год. Самая большая беда — снайперы. Это когда у ничего не подозревающего тебя вдруг начинают пищать детекторы — ты убит. Кто стрелял, откуда?
В СЕНЗЮБе тренируются не только французские военные, но и солдаты многих НАТОвских стран. Британия так и вообще в конце 2010-го года заключила с Францией соглашение, согласно которому британские солдаты будут изучать французскую тактику и пользоваться французской экипировкой.
Что у меня ассоциируется с этим местом в первую очередь — усталость. Данные тренировки очень утомительны. Утомительно прежде всего ожидание и постоянное напряжение, без преувеличения в каждую секунду может что-то произойти. Удалось спокойно покушать — удача, спокойно посрать — еще большая удача. Спать приучаешься урывками и в любой позе.
Как командование умудряется держать голову ясной через несколько дней, для меня остается загадкой. Атаки, контратаки, отступления, эвакуации, поддержка.., черт, правильная и своевременная организация всего этого требует действительно титанических усилий. Любопытно, когда ты находишься в мобильном госпитале и следишь за ходом действий только по радио, воображение рисует картины словно сюжет захватывающей книги.
Кстати, когда ты дни напролет проводишь в боевом автомобиле, каждый свободный кубический сантиметр салона начинает заполняться полезными в быту вещами.
Как сказал один из моих сослуживцев, тяжело в учении — тяжело в бою. Только вот жизнь потерять я предпочту виртуальную во время учений. Берегите себя.
Источник