100 лет назад двое пастушков под Полтавой нашли 75 килограммов золота и серебра, принадлежавшие болгарскому хану Кубрату.
Село Малая Перещепина в Полтавской области — обычное себе село. Сельсовет, большая школа, асфальтированная дорога. Хотя на окраине очень много заброшенных хат, сохранились даже мазанки, которые сейчас массово выкупают полтавчане как раритетные дачи. Деревянный мост через реку — тоже из прошлого века — угрожающе поскрипывает, как только на него зайдешь.
Даже не верится, что здесь 12 веков хранилось такое богатство — 25 килограммов золота и 50 кг серебра! 800 драгоценных изделий (посуда, украшения, монеты и оружие) признали одним из самых ценных кладов эпохи Средневековья в Восточной Европе.
Начало лета 1912 года стало знаковым для села. Двое пастушков Федор и Карп, выпасая стадо коров на окраине Малой Перещепины, прославились на весь мир.
— Как сейчас помню рассказ уже пожилого Карпа Маджары про найденный клад, — рассказывает учитель истории Анатолий Береза. — Он заигрался на лужайке и одной ногой провалился в песок. А когда друг Федор помог ему выбраться из западни, мальчик обнаружил у себя на ноге золотой кувшин.
Дети не придали значения находке. До вечера проигрались ею на природе, а потом прицепили к 8-килограммовому раритету веревку и поволокли по земле домой. Отец Карпа очень отругал сына, подумав, что ребята взяли грех на душу и обчистили церковь. Но когда византийскую амфору показали местному священнику, тот заверил, что это не церковная утварь.
Уже на следующее день урочище Карнаухова балка, где была вырыта амфора, превратилось в место раскопок. И когда через два дня в Малую Перещепину прибыли историки из Полтавы и Санкт-Петербурга, уникальных находок и след простыл. Часть из них хранилась в местной канцелярии, остальное пришлось собирать у людей по домам.
— Все ли отдали местные жители, неизвестно. Чего стоило зарыть у себя в огороде колечко или монетку? — рассуждают местные жители. — Тем более старожилы рассказывали, как после раскопок село разбогатело, обустроилось. Кто дом построил, кто камышовую крышу заменил черепичной, а кто и корову купил.
Одна местная бабушка рассказала, что у нее в детстве была парочка любимых блестящих железок, которыми она игралась на печи. До сих пор в селе ходит легенда про золотую карету, которую люди утопили в болоте, чтобы в Эрмитаж не отдавать. Ее, конечно, не нашли. Но черные археологи частенько наведывались в село в поисках новых безделушек.
У кладоискателей судьба сложилась печально
— А как же пастушки?
— До революции государство их не вознаградило, как обещало, — рассказывает Анатолий Береза. — Но позже парни получали приличную пожизненную пенсию.
Хотя в газете «Маяк» за май 1913 года написали, что Археологическая комиссия выплатила 45 тысяч рублей полтавскому губернатору. Половина денег была отдана сельсовету, вторая половина — пастушкам-кладоискателям.
Про Федора Деркача известно мало. Поговаривают, что в войну он был полицаем, а после освобождения Украины бежал вместе с немцами.
Карп Маджар прошел Гражданскую войну, Великую Отечественную. Обосновался в Полтаве, а в 1965 году последний раз навестил родное село вместе с работниками киностудии им. Довженко, которые снимали документальный фильм о находке века.
В Москве живет дочка Карпа Маджары Светлана и внук Дмитрий, а в Полтаве — дети сына Александра. Родственники Карпа Ивановича рассказали, что он прожил тяжелую жизнь. Когда во время войны он пытался кинуть гранату, она запуталась в шинели и подорвалась прямо возле тела солдата.
Ранение было очень тяжелым, Карпу удалили часть желудка. Поэтому про дальнейшую полноценную жизнь речи не было. Имея инвалидность, он не работал. А только благодаря тому что в детстве нашел клад, мужчине удалось выбить у правительства квартиру в областном центре. В конце 1960-х годов Карп Маджар умер.
70 лет историки всего мира изучали происхождение найденных драгоценностей. Датировку сокровищ облегчили несколько найденных монет византийских императоров, правивших в середине VII века нашей эры. Да и сами вещи носили характерные для этого века черты.
Ученые предположили, что византийские, персидские, греческие драгоценности накапливались со временем, одни были подарками и трофеями, другие — покупками. И только в 1980-х годах немецкий профессор, доцент Баварской академии Йоахим Вернер, докопался до истины. Он доказал, что Перещепинский клад не мог принадлежать ни одному из древнерусских князей, а также не является кладом кочевников, как считали предшественники. Вернер заверил, что в сыпучих дюнах Малой Перещепины похоронили основателя Большой Болгарии хана Кубрата, а посуда и украшения — часть захоронения.
В могилу умершего положили два дорогих золотых сервиза по 12 сосудов каждый. Они состояли из массивных бокалов и кувшинов для вина, ваз и тарелок для фруктов. Рядом хранились браслеты, ожерелья, пряжки с аппликациями для поясов. Но самое сильное впечатление на историков произвел меч. Предполагается, что его хан получил в подарок от своего друга — византийского императора. В древних источниках отмечается, что он даже провозгласил Кубрата почетным патрицием (самый высокий титул после императора). Массивная (более 400 граммов) золотая патрицианская пряжка для пояса — прямое тому подтверждение. Ее хан-патриций носил в особенно торжественных случаях вместе с парадным мечом.
Среди находок в Малой Перещепине есть достоверные доказательства происхождения сокровища. Три золотых кольца, на которых выгравированы монограммы с именем хозяев — Кубрат и Орган (дядя хана). А на одной из подвесок для пояса нанесен родовой знак Кубрата — трезубец, который позже стал эмблемой киевских князей и гербом Украины.
Таких тяжелых золотых амфор не имеет ни один музей мира
Почему хана Кубрата похоронили под Полтавой, остается загадкой. Во многих источниках не раз говорится, что Болтвар (территория теперешней Полтавы) была любимой резиденцией хана. А то, что на могиле не было никаких опознавательных знаков, свидетельствует о том, что сыновья Кубрата пытались уберечь сокровища от грабителей. И им это удалось — 12 веков они хранились в сыпучих песках Полтавщины.
Как только болгары узнали, где покоился основатель Великой Болгарии, сразу же приехали в Украину. И вот уже 10 лет подряд в полтавском селе проводят соборы болгар. На месте найденного клада стоит новый памятный знак в честь Кубрата.
— А на днях болгары побывали в Малой Перещепине и написали письмо к президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуть артефакты, которые хранятся в Эрмитаже, в Украину, — рассказала завуч школы Людмила Демьяненко.
Если клад не удастся вернуть, болгары создадут точные копии драгоценностей для мемориального комплекса, который планируют строить в Малой Перещепине. Ведь в краеведческом музее Полтавы имеются только муляжи сокровищ.
СПРАВКА
Кубрат (600 — 665 г.н.э.) — основатель и первый правитель племенной конфедерации Великая Болгария, занимавшей в VII веке часть территории нынешней Украины, России и Северного Кавказа. С малых лет воспитывался при дворе византийского императора.
Правил Болгарией вместе со своим дядей Органом, а в 632 году объединил несколько булгарских племен и добился независимости от авар. Женился на дочери богатого грека Евдокии и имел пятерых сыновей (двое из которых приемные). Перед смертью Кубрат завещал детям не разделяться, чтобы быть сильными и не разрушить Болгарию. Существует такая легенда: хан собрал потомков вместе, дал копье старшему Баяну и попросил сломать его. Сын с легкостью справился с задачей. Затем отец вручил ему сноп с копьями. Как ни пытался Баян их сломать, не получилось. «Если будете дружными, то победить вас никому не удастся», — подытожил Кубрат.
Но сыновья не исполнили завет отца, и каждый со своим племенем избрал свой путь. В итоге Великая Болгария была разгромлена хазарами.
Памятный знак Хану Кубрату на месте его захоронения с. Малая Перещепина, Полтавская область
Источник