Вода – не только жидкость, жизненно необходимая для человека, но и разрушительная стихия, которая за считанные часы может стирать города с лица земли. Если сейсмологи разрабатывают технологии прогнозирования землетрясений и ведется работа над предсказанием ураганов в районах, часто подверженных этому бедствию, то предсказать наводнение порой невозможно.
Наводнения становились трагедиями для многих стран мира и сегодня мы поговорим о самых известных из них…
Санкт-Петербург, 1824
Самое сильное наводнение в Санкт-Петербурге произошло 7 ноября (по старому стилю) 1824 года. В этот день максимальный уровень подъема воды достиг 410 см выше ординара.
Уже 6 ноября с залива дул сильный ветер. К вечеру погода стала еще хуже, и начала прибывать вода. Ночью разыгралась настоящая буря. Ранним утром на Адмиралтейской башне зажглись сигнальные фонари, предупреждающие жителей города об угрозе наводнения. Очевидцы вспоминают, что беспечные петербуржцы, проснувшись, и увидев поднявшуюся в каналах воду, поспешили на берега Невы полюбоваться стихией.
Но даже тогда, когда жители Адмиралтейской части города еще не ожидали большого несчастья, низменные места, находящиеся на берегу Финского залива, были уже затоплены. Через несколько часов Нева, а также другие реки и каналы, вышли из берегов даже там, где были высокие набережные. Весь город, за исключением Литейной и Рождественской частей, был залит водой почти в рост человека.
Люди спасались от бушевавшей стихии как могли. Особенно страдали невысокие деревянные дома, которые просто сносило напором воды. Кто-то поднимался на крышу, на высокие мосты, кто-то плыл на воротах, бревнах, ухватившись за гривы лошадей. Многие, бросившись спасать свое добро в подвалы, погибали. Около двух часов дня на Невском проспекте на большом катере появился генерал-губернатор Петербурга граф М. Милорадович, пытаясь подбодрить жителей и оказать им хоть какую-то помощь.
Еще один очевидец наводнения оставил о нем такие воспоминания:
«Зрелища сего описать невозможно. Зимний дворец стоял, как скала, среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн, с ревом разбивавшихся о крепкие его стены и орошавших их брызгами почти до верхнего этажа; на Неве вода кипела, как в котле, и с неимоверной силой обратила вспять течение реки; два тяжелых плашкоута сели на гранитный парапет против Летнего сада, барки и другие суда неслись, как щепки, вверх по реке…
На площади против дворца — другая картина: под небом, почти черным, темная зеленоватая вода вертелась, как в огромном водовороте; по воздуху .. носились широкие листы железа, сорванные с крыши нового строения Главного штаба, буря играла ими, как пухом…»
К трем часам дня вода начала убывать, а ночью улицы совсем очистились от воды. Точное число жертв наводнения подсчитать было трудно, цифры называли разные: от 400 до 4 тысяч человек. Материальный же ущерб оценивался многими миллионами рублей.
Произошедшая катастрофа снова заставила задуматься о необходимости защитить Петербург от подъемов воды. Появились различные проекты: одни предполагали превращение Невской губы в искусственное озеро, которое бы отделялось от Финского залива плотиной с отверстиями для прохода судов. Согласно другим в устье Невы предусматривалось создание защитных сооружений. Но ни один из проектов не был осуществлен.
Развитие науки позволило точнее определить причину внезапных невских наводнений. Теперь уже никто не обсуждал всерьез гипотезу о том, что подъем воды вызван притоком ее из Ладожского озера. Накопленные в течение многих лет данные позволили сделать вывод о том, что настоящая причина наводнений — в образующейся в Финском заливе волны.
В широком заливе эта волна незаметна, но по мере того, как залив сужается к месту впадения Невы, волна становится все выше. Если же к этому добавляется сильный ветер со стороны залива, то вода поднимается до критического уровня, и именно в таких случаях Нева выходит из своих берегов.
После наводнения 1824 года город пережил еще много больших подъемов воды, однако уровень 1824 года так и остался рекордным.
Гаою, 1931
Самые крупные реки Китая Янцзы и Хуанхэ, или Желтая река, издавна известны своими наводнениями, приносившими огромные бедствия. В августе 1931 года обе они вместе с рекой Хуайхэ вышли из берегов, и в густонаселенном Китае это привело к грандиозной катастрофе.
В летнее время, когда начинают дуть юго-восточные ветры, они приносят с собой влажный воздух Тихого океана, и он скапливается над территорией Китая. Вследствие этого в районе выпадают обильные осадки, особенно в июне, июле и августе.
Летний период муссонных дождей 1931 года выдался на редкость бурным. Проливные дожди и тропические циклоны неистовствовали в бассейнах рек. Дамбы неделями противостояли сильнейшим ливням и бурям, но они, в конце концов, не выдержали нагрузки и обрушились в сотнях мест.
Затопленными оказались примерно 333 000 га земли, по меньшей мере 40 000 000 человек лишились крова, громадными были потери урожая. На больших площадях вода не сходила от трех до шести месяцев. Болезни, недостаток продовольствия, отсутствие крыши над головой привели к гибели в общей сложности 3,7 млн человек.
Одним из эпицентров трагедии стал город Гаою в северной провинции Цзянсу. Мощный тайфун обрушился 26 августа 1931 года на пятое по величине озеро Китая Гаою. Уровень воды в нем уже поднялся до рекордной высоты в результате сильных дождей, прошедших в предыдущие недели.
Шквалистый ветер поднял высокие волны, бившиеся о дамбы. После полуночи сражение было проиграно. Дамбы оказались проломлены в шести местах, и самая большая брешь достигала почти 700 м. Бурный поток пронесся через город и провинцию. Только в одно утро в Гаою погибло около 10 000 человек.
Пережившим катастрофу стихия не дала передышки. Прорывы больших участков дамб происходили снова и снова, в том числе в 1938, 1954 и 1998 годах. В 1938 году дамбы были взломаны намеренно, чтобы остановить продвижение японцев.
В декабре 2003 года в городе Гаою, серьезно пострадавшем от сильных наводнений в 1931 году, был открыт мемориальный музей.
Миссисипи, 1927
Миссисипи — легендарная река Соединенных Штатов. На протяжении истории ее разливы всегда отличались разрушительной силой. Но наихудшим из них и, возможно, наиболее серьезным из всех, которые пережила страна до прихода урагана «Катрина», было наводнение 1927 года, получившее название «Большое наводнение на Миссисипи».
С начала XX века предпринимались попытки взять под контроль колебания уровня воды, и с этой целью на реке были построены дамбы и шлюзы. В начале 1926 года часто шли дожди, и уровень воды в реке неуклонно поднимался. Весной представители инженерных войск выступили с заверениями в том, что построенные дамбы, плотины и шлюзы способны противостоять своенравной Миссисипи. И что можно было возразить, если ими на самом деле была создана система защитных сооружений.
В середине апреля стало очевидно, что дамбы не смогут сдержать напора воды в условиях непрекращающихся дождей, и тогда же обнаружили, что допущены просчеты и принятых мер недостаточно. Были выполнены только перечисленные выше работы.
Никто не подумал, что нужны еще искусственные каналы и каналы для отвода речной воды. Такую недальновидность критиковали даже гражданские инженеры, принимавшие участие в этих работах, хотя военные инженеры сочли такие меры излишними. Однако в штате Миссисипи опасность была реальной.
Наводнение не только явилось стихийным бедствием, оно еще стало дополнительным акцентом в позорной расовой политике того времени. В городе Гринвилле, известном многочисленными плантациями хлопка и считавшемся источником богатства южных штатов, губернатор Лерой Перси заставил чернокожих рабочих с плантаций и заключенных, тоже чернокожих, укреплять дамбы под дулами полицейских пистолетов.
Рабочие с плантаций, 30 000 человек, жили в лагере, больше похожем на концентрационный. А в это время белое население (кто имел такую возможность) поспешило на север, подальше от опасности.
В 8 часов утра 21 апреля дамбы Гринвилла не выдержали. Поток не знал преград. С невероятной скоростью вода залила несколько штатов: Миссисипи, Арканзас, Иллинойс, Кентукки, Луизиану и Теннесси. В некоторых местах глубина затопления достигала 10 м. Автомагистрали, мосты и железные дороги оказались залиты водами могучей Миссисипи.
В дельте реки в бедственном положении оказалось 13 000 темнокожих: мужчин, женщин и детей. Заведовавший отделением Красного Креста сын губернатора Уилл Перси предложил отправить этих людей пароходом в северные штаты, где опасности не было. Но его отец и владельцы плантаций ответили отказом из опасений, что рабочие не вернутся. В то же время из района дельты было эвакуировано белое население.
На всем протяжении реки 150 дамб не смогли устоять перед напором переполнявших ее вод. В некоторых местах Миссисипи разлилась на 125 км. Действия, предпринимавшиеся властями, были ошибочными, в частности это касается подрыва части дамб вокруг Нового Орлеана с целью предотвращения его затопления.
В итоге вода до города не дошла, но, так как плотины были разрушены, залила соседние города и засеянные поля. В середине августа дожди прекратились, и вода начала спадать.
Все эти ужасные месяцы оставалась затопленной территория площадью 70 000 км2; погибло 246 человек, большинство из них чернокожие; 700 000 оказались вынужденными переселенцами; было разрушено 130 000 домов, а материальный ущерб превысил 400 млн долл.
Джонстаун, 1889
Джонстаун расположен в штате Пенсильвания. Основанный в 1794 году европейскими колонистами, город начал быстро развиваться, когда в 1834 году к нему была проложена железная дорога. На момент стихийного бедствия в городе проживало 30 000 человек.
Джонстаун находится в долине реки Конемах в окружении высоких холмов и Аллеганских гор. Город в значительной степени был обязан своим благосостоянием реке, но она же создавала для него угрозу, выходя из берегов в результате обильных дождей. Суровым испытанием для города становились зимы, поскольку снег в горах часто мешал сообщению с остальным миром.
До исторического наводнения 1889 года разливы реки не причиняли городу слишком больших бед. Первое наводнение, нашедшее отражение в личных дневниках европейских переселенцев, случилось в 1808 году. И с этого времени каждые десять лет существенный подъем воды в Конемахе доставлял городу неприятности, но с такими проблемами, как в 1889 году, жителям сталкиваться не приходилось.
Зародившаяся над штатами Небраска и Канзас буря начала 28 мая свое движение на восток. Два дня спустя она обрушилась на Джонстаун и долину реки Конемах сильнейшим ливнем. Количество осадков, выпавших за сутки, побило все рекорды: 150-250 мм. Ночью 30 мая ситуация стала критической, когда окрестные мелкие речки и ручьи постепенно начали превращаться в бурные потоки, которые выворачивали с корнем деревья и сносили телеграфные столбы.
На следующее утро под водой оказалось железнодорожное полотно, и в любую минуту была готова выйти из берегов Конемах. Первую половину дня 31 мая уровень воды продолжал подниматься. В середине дня положение осложнилось еще больше.
Расположенная в 23 км выше по течению плотина Саут-Форк не выдержала напора, и воды озера Конемах хлынули в реку, переполнив ее, стремительный поток со скоростью более 60 км/час ворвался в город, сметая все на своем пути.
Под ударами обломков, которые несла с собой взбунтовавшаяся река, рушились здания, и очень немногие из них смогли устоять. В считанные минуты отдельные части города оказались под восемнадцатиметровым слоем воды. Выжившим после наводнения пришлось часы, а то и дни провести на крышах уцелевших домов или плавать, цепляясь за двери, окна или стволы деревьев, — за все, что давало возможность спастись.
Прорыв плотины Саут-Форк вызвал после катастрофы яростные споры. Построенная в период между 1838-1853 годами как часть государственной системы каналов, она была продана вскоре после открытия частным компаниям. Ее окружали роскошные дома и рестораны, не говоря уже об охотничьем клубе, построенном ради местных магнатов, но сама плотина оставалась без должного внимания и ветшала.
Жители города жаловались мэру и владельцам плотины на появившиеся в ней трещины. Ремонтные работы проводились, но их качество вызывает большое сомнение.
Беспощадное наводнение унесло жизни 2200 человек, из которых 750 не удалось опознать, было разрушено 10 600 зданий. Площадь в 10 км2 была полностью опустошена. Стихия уничтожила жизненно важные для экономики Джонстауна мосты и железные дороги. Ущерб оценивался в астрономическую по тем временам сумму — свыше 17 млн долл.
На протяжении нескольких месяцев более 7000 человек трудились на восстановлении города и оказывали помощь пострадавшим. Россия, Турция, Франция, Великобритания, Австралия, Германия и еще двенадцать государств направляли в Джонстаун деньги, продовольствие, одежду и строительные материалы.
В оказании помощи пострадавшим следует особенно отметить работу главы и основательницы американского отделения Красного Креста Клары Бартон. Работа в Джонстауне стала первым опытом участия этой организации в оказании помощи после природных катастроф. Бартон со своими добровольцами провела в Джонстауне пять месяцев.
Зеландия, 1953
Редкое совпадение начала весеннего прилива и северо-западного шторма стало причиной катастрофического наводнения в голландской провинции Зеландия. В целях предотвращения подобных бедствий огромные средства были вложены в проект «Дельта», способный защитить Нидерланды от пагубного воздействия наводнений.
На протяжении столетий острова, расположенные на юге голландских провинций Зеландия и Южная Голландия, неоднократно страдали от сильнейших наводнений. Одним из самых разрушительных стало наводнение 1421 года, случившееся в День Святой Елизаветы и, по оценкам, унесшее жизни 2000 жителей, а также наводнение 1570 года: в День Всех Святых его жертвами стало около 20 000 человек.
Бедствия менее разрушительного масштаба — такие как наводнение 1916 года — на территории Голландии случались неоднократно. В связи с существовавшей угрозой затопления дамбы были оснащены системами оповещения. По случайному совпадению, за два дня до наводнения 1953 года, в связи с реальной угрозой затопления материка Министерство общественных работ и управления водным хозяйством выступило с предложением о закрытии целого ряда шлюзов.
К полудню субботы 31 января Королевский метеорологический институт сообщил о сильнейшем шторме, приближающемся с северо-запада. К тому времени он уже успел пронестись вдоль берегов Шотландии и теперь двигался прямо на Нидерланды.
В свою очередь, метеорологические службы, получив информацию, выступили с предупреждением по радио, а также отправили телекс службам мониторинга водных потоков в городах Роттердаме, Виллемстаде, Бергене-оп-Зоме и Горинхеме. Зная, что шторм может начаться ближе к ночи, сотрудники метеорологического института приложили огромные усилия для того, чтобы их предупреждение постоянно передавалось по радио до наступления рассвета.
Для большей части жителей Зеландии радио было единственным средством связи с внешним миром. Но ни одна из радиостанций не работала ночью, заканчивая, как правило, вещание в полночь исполнением национального гимна. На радиостанции в Хилверсюме было решено, что и этой ночью они не станут делать никаких исключений.
Шторм обрушился на побережье и острова в то время, когда большая часть жителей находилась в постели. По причине того, что на памяти многих он был далеко не первым, шторм и в тот раз не вызвал у людей особого беспокойства. Однако в течение ночи шторм достиг максимальной силы. Скорость ветра превысила отметку 11 по шкале Бофорта, достигнув скорости 144 км/час. Совпав с началом весеннего прилива, когда уровень воды в море достигает своей максимальной отметки, — ураганный ветер гнал огромные волны в стороны суши.
К середине ночи приборы зафиксировали отметку 455 см над уровнем моря. Не выдержав столь мощного напора, одна за другой рухнули дамбы. Шум ветра, стремительно поднимающаяся вода, крики испуганных соседей заставляли людей спешно покидать свои постели. Многие пытались спастись, выбираясь на возвышенности или направляясь к расположенным неподалеку фермам и церквям. Кто не успел, был вынужден забираться на чердак или крышу собственного дома. Окруженные со всех сторон бушующим морем, тысячи людей провели там не только остаток ночи, но и утро следующего дня.
К полудню ситуация только ухудшилась. Весенний прилив принес новую волну, оказавшуюся значительно выше предыдущей. В результате многие люди, смытые с крыш собственных домов, оказавшись в ледяной воде, утонули. Другим удалось спастись, и они долго плавали, уцепившись за нетонущий обломок или кусок дерева.
Для многих события имели весьма трагические последствия — гибель близких людей. Оказавшись на холоде, без еды, без воды, без надежды на спасение, дети и пожилые люди чаще других оказывались в числе тех, у кого не хватало сил бороться со стихией.
Масштабные операции по спасению начались лишь во второй половине воскресенья, но, к сожалению, ко многим пострадавшим помощь пришла слишком поздно. В то время многое из современного арсенала спасательных средств — например, вертолеты — было еще недоступно, и людей приходилось спасать с помощью небольших рыбацких лодок. В общей сложности было эвакуировано свыше 70 000 человек, но большинству из них понадобилось более 18 месяцев, прежде чем они смогли вернуться в свои дома.
Под водой оказалось свыше 170 000 гектаров земли, около 10 000 домов было полностью разрушено, 35 000 получили серьезные повреждения. Утонуло около 40 000 голов крупного рогатого скота и 165 000 единиц домашней птицы. Ущерб, нанесенный стихией, оценивался в миллионы гульденов {денежная единица Нидерландов в то время).
Серьезно пострадала провинция Южная Голландия (особенно остров Оверфлокке), а также граничащие с Зеландией части Северного Брабанта. На острове Тексел, расположенном на севере Нидерландов, от наводнения пострадал 1 человек, 14 погибших оказалось в Бельгии, 216 — в Англии. В Ирландском море затонул пассажирский паром, на борту которого находилось 134 человека.
В Нидерландах были проведены крупнейшие акции по сбору денег для оказания помощи пострадавшим. Было собрано огромное количество одежды, мебели, а также денежных средств, благодаря кампании «Заделаем дамбы содержимым своих кошельков», руководство которой осуществлялось в основном посредством радиовещания.
Помощь поступила также и из-за рубежа, в страну прибыло немало добровольцев, среди которых были служащие, врачи, медицинские сестры. Скандинавия оказала помощь в виде сборных домиков: в провинции Зеландия весьма скоро выяснили, что их можно возводить в удивительно короткие сроки, при этом их качество оказалось весьма высоким. Некоторые из них можно увидеть и сегодня.
Что касается правительства Нидерландов, наводнение послужило стимулом для разработки и ускоренного внедрения плана работ, получившего название «Дельта». Против штормового нагона дельты рек перегораживались заградительными дамбами и ограждениями. Сооружения-шлюзы, когда в этом возникала необходимость, могли подниматься или опускаться, позволяя тем самым регулировать высоту подъема воды. 1958 год ознаменовался началом строительства, а в 1989 году было закончено возведение последней дамбы.
При первоначальной оценке стоимости проекта в переводе на евро предполагалось потратить 1,5 млрд, но после окончания строительства цифра превысила 5 млрд. Уникальным сооружением стала дамба в Восточной Шельде. По ряду экологических причин в 1976 было решено оснастить дамбу 62 шлюзовыми отверстиями, при ширине каждого из них 40 м. В случае возникновения угрозы высокой воды они могут быть закрыты.
Дейтон, 1913
Причины мартовского наводнения 1913 года появились за несколько месяцев до этого события. Как следует из частных записей и газетных сообщений, наступивший новый год принес в Кентукки и соседние с ним штаты проливные дожди. Сочетание низкого давления и необычно высокой температуры создало идеальные условия для такой погоды. Атмосферный фронт несколько недель продвигался по Кентукки, затем перекочевал в Огайо, Иллинойс и к концу января добрался до Индианы.
Но проливные дожди начали вызывать беспокойство только в середине марта. Жители штата Огайо привыкли к весенним разливам рек, но в этот раз было очевидно, что складывается необычная ситуация. Продолжавшиеся на протяжении нескольких недель дожди явно грозили губительными паводками: на пасхальной неделе 1913 года реки вышли из берегов.
В разных местах свои даты: где-то начало паводка пришлось на 21, а где-то — на 23 марта. На этот раз наводнения не обошли и города, обычно не знавшие таких неприятностей. Примером может служить город Акрон, который никогда не страдал от разливов, так как находился на возвышенности.
Количество осадков, выпавших в Кентукки и Огайо, в три раза превысили средний показатель для этого времени года. Наибольший ущерб причинила река Огайо в одноименном штате, хотя свою лепту внесли и ее притоки — Майами и Маскингам. Власти не смогли быстро оценить ситуацию, и в некоторых местах предпринятые меры оказались недостаточными.
К этому времени отводных каналов было построено мало, но и те, что имелись, были уничтожены в безуспешной попытке сдержать подъем воды. Более того, впоследствии выяснилось, что восстановлению они не подлежат. Это наводнение стало самым сильным из всех, которые происходили в штатах Огайо и Индиана, а также частично в штатах Иллинойс и Нью-Йорк.
В процветающем Дейтоне дамбы и береговые валы не стали защитой от прибывающей воды, и центр оказался затоплен на высоту 6 м. Быстро движущиеся потоки вывели из строя газовые магистрали, что стало причиной нескольких пожаров, которые не могли вовремя потушить из-за того, что до них не могли добраться пожарные. Дейтон погрузился в хаос.
Следует отметить одну из самых заметных личностей города Джона Паттерсона, который открыл свои фабрики и банки для организации в них убежищ, самостоятельно организовал отряды спасателей и медиков для оказания помощи. Заслуги таких людей, как Паттерсон, трудно переоценить, и особенно важна была их роль в первые дни, когда деятельность официальных лиц поражала беспомощностью.
Власти оказались не способны своевременно отреагировать на обращения тысяч жителей, особенно это касается штатов Огайо и Индиана. Ситуация в долинах рек Маскингам и Майами была еще хуже, чем в Дейтоне. После четырех дней проливных дождей в долине Маскингам река вышла из берегов, и тысячи жителей долины, спасаясь от воцарившегося хаоса, бросились искать убежища на холмах.
В городах, расположенных в долине, не было ни электричества, ни питьевой воды, и так же, как и в Дейтоне, пожарные оказались бессильны перед несущимися с бешеной скоростью потоками. В Занесвилле Маскингам поднялась на невероятную высоту — 15м — и затопила 3400 домов. В Кошоктоне большая часть исторического центра скрылась под трехметровой толщей воды. В долине погибло 8 человек, а материальный ущерб составил несколько миллионов долларов.
Наделала бед в своей долине и река Майами. Дождь лил здесь не переставая три дня. В предыдущие годы большая часть затопляемой площади была покрыта льдом, но на этот раз из-за необычно высоких февральских температур лед не образовался. И это было очень кстати, потому что последствия могли быть еще серьезнее, если бы земля промерзла и не могла впитывать воду. Было подсчитано, что за три дня река пронесла через Дейтон количество воды, равное расходу Ниагарского водопада за 30 дней. И такое сравнение дает полное представление о масштабах затопления.
Между тем штат Индиана был затоплен на две трети. В Индианаполисе воды Уайт-Ривер поднялись на 9 м, в соседних городах сложилась аналогичная ситуация. Рекордный уровень подъема воды — не менее 19 м — был зарегистрирован в Цинциннати, где под водой оказался центр города, а многие здания были затоплены полностью. Плотины, сдерживающие Уайт-Ривер и ее притоки, не смогли справиться со своей задачей.
По официальным данным, число погибших составляет 428 человек, но реальная цифра предположительно больше и приближается к 1000. Лишились крова более 300 000 человек. Вышедшие из берегов реки разрушили 30 000 зданий, сотни мостов и нанесли серьезный ущерб инфраструктуре. Материальный ущерб был очень существенным: около 100 млн долл. в ценах 1913 года.
Нидерланды, 1287
Наводнение в день Святой Люции — крупное затопление немецкого и голландского побережья Северного моря, произошедшее 14 декабря 1287. Его жертвой стали около 50 тысяч человек и после него остались огромные разрушения. Множество деревень утонуло в воде. В одной лишь Восточной Фризии это затронуло более 30 деревень. Вследствие потери большого количество земель и относительной незащищённости маршей многие жители переселились на более высоко расположенные территории.
В Нидерландах наводнение в день Святой Люции превратило бывшее озеро Зёйдерзе в бухту Северного моря. Лишь в 1932 в результате постройки дамбы Афслёйтдейк (в рамках проекта «Зёйдерзее») бухта снова была превращена в пресноводное искусственное озеро Эйссельмер.