Музыкальный журналист Лев Ганкин время от времени публикует в своем фейсбуке придуманные им палиндромы — фразы, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево. Недавно Ганкин опубликовал свой сотый палиндром, и по этому случаю мы попросили его рассказать, как и зачем придумывать палиндромы. Вся сотня в публикацию не вошла, мы выбрали 10 лучших и постарались их проиллюстрировать.
Зачем писать палиндромы?
Как и все лучшие человеческие занятия, сочинение палиндромов — штука совершенно бессмысленная: это даже не гимнастика для ума, потому что ум как таковой («совокупность способностей к восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения», согласно Википедии) здесь толком не задействован. Палиндромы это чистой воды буквенная комбинаторика — ни больше, ни меньше.
Я обычно сочиняю их в моменты безделья, чтобы убить время: едешь, например, долго на поезде, а книжку взять забыл — нужно же чем-то заняться, вот и начинаешь мысленно переворачивать слова и смотреть, что получится. Еще иногда это помогает переключиться — когда работаешь над текстом и чувствуешь, что ничего не получается: придумаешь палиндром, порадуешься складной фразе, поднимешь себе настроение немного, а там и с текстом дело пойдет на лад.
Как писать палиндромы?
На самом деле это совсем не сложно — надо лишь наловчиться быстро переворачивать слова в уме и мгновенно понимать, что «кот» дает «ток», «мол» — «лом».
Человек, сочиняющий палиндромы, довольно быстро понимает главные правила: первое — избегать «невалентных» и «низковалентных», как я их называю, буквосочетаний (например, «ыж», «ых» и т. п. — при переворачивании получаются слоги, не существующие в русском языке), а второе — гуглить получившийся палиндром перед опубликованием его где-либо, поскольку велика вероятность, что кто-то уже сочинил его до вас.