Государственная дума одобрила в первом чтении законопроект, который позволяет региональным или муниципальным властям вводить режим платного въезда в городах, если им покажется, что это поможет решить транспортные проблемы.
Помимо этого городским властям разрешат устраивать платные парковки во дворах жилых домов.
Платный въезд в города? Это что, в целые города нельзя будет въехать бесплатно?
Нет, это вряд ли. В предложенном документе говорится не о населенных пунктах, а о «взимании платы за движение по дорогам». Это означает, что местные власти смогут ограничивать движение на небольших территориях, а не в городах целиком. В качестве примера представитель Минтранспорта в Думе привел исторические центры — за въезд в такие районы придется платить, если администрация примет соответствующее решение.
Плата за движение по дорогам? Но ведь в России уже есть платные трассы.
Верно, платные дороги существуют в России уже 17 лет. Но между ними и тем, что предлагается в новом законопроекте, есть принципиальная разница.
Платная трасса — это, как правило, построенный с нуля участок дороги: в законе «Об автомобильных дорогах» записано, что нельзя сделать дорогу платной, если для нее нет бесплатной альтернативы.
Новый законопроект вводит понятие «временное ограничение движения», чтобы брать деньги за проезд. То есть речь идет именно о запрете бесплатно ездить по обычным дорогам.
Местные власти смогут брать деньги за проезд где угодно?
Да. Законопроект не предполагает никаких формальных ограничений. Администрация просто должна решить, что ей необходимо повысить эффективность «организации дорожного движения».
При этом власти будут обязаны принять меры, чтобы компенсировать перекрытые дороги: отладить старые маршруты общественного транспорта или открыть новые; организовать перехватывающие парковки; проложить велодорожки.
Также в документе есть уточнение, что вместо оптимизации работы транспорта администрация может просто обеспечить альтернативный проезд по требованиям уже упомянутого закона о платных трассах. Там говорится, что маршрут объезда должен превышать обычный по длине не более, чем в три раза. В масштабах города с плотной сетью улиц это требование будет несложно выполнить.
Как Минтранс объясняет свою инициативу?
В пояснительной записке к документу чиновники сетуют на ускоренный рост количества автомобилей и загруженность улиц и дорог в крупных городах, где сосредоточена деловая активность.
На заседании Госдумы замминистра Сергей Аристов также сослался на обширный зарубежный опыт в ограничении въезда в города и отдельные их части.
В мире много где берут плату за въезд в город?
Да. Самый популярный пример — это Лондон, где действует одна из самых больших зон платного трафика в мире. За въезд в центр британской столицы с 7:00 до 18:00 по будням придется заплатить 11,5 фунта (почти 900 рублей).
Подобные схемы действуют в Сингапуре, Стокгольме, Милане и многих других европейских городах. Пекин скоро станет первым китайским городом с платным въездом: столице не помогла политика ограничения трафика, когда на один день в неделю проезд в центр закрывали в зависимости от номера автомобиля.
В России уже есть планы по запуску платных зон?
Официально, нет. Московские власти в 2014 году заявляли, что рассуждают о платном въезде на территорию делового центра «Москва-Сити». Но с тех пор городское руководство много раз опровергало, что будет брать деньги за въезд, как в пределы МКАД, так и в центр.
А что с платными парковками во дворах?
Региональным властям разрешат создавать платные парковки не только на улицах, но и во дворах жилых домов. Как именно это будет происходить, пока неизвестно. Единственное прописанное в законопроекте ограничение — такие внутридворовые парковки должны создаваться на основе специальных региональных законов.
Законопроект примут?
Да. Документ подготовлен правительством, что гарантирует его успешное прохождение в Думе. У парламентской оппозиции нет никаких возможностей его блокировать, это стало ясно уже на первом чтении, когда за документ голосовала только «Единая Россия».
При этом как авторы законопроекта, так и единоросы пообещали, что он изменится в ходе рассмотрения. Пока прозвучало только одно конкретное предложение: не позволять вводить плату за въезд на уровне муниципалитетов, а дать это право только властям регионов.