Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Чем 71-й Каннский кинофестиваль отличается от всех предыдущих

Чем 71-й Каннский кинофестиваль отличается от всех предыдущих

8 мая во Франции начинается международный Каннский кинофестиваль — его сроки сдвинулись как минимум на неделю, но это не единственное принципиальное изменение. По словам директора фестиваля Тьерри Фремо, вступив год назад в солидный возраст, Канны решили позволить себе несколько реформ. 

Кинокритик Антон Долин рассказывает, как изменился самый престижный и авторитетный киносмотр в мире в 2018 году.

1. Запрет на селфи на красной дорожке

 

Не имеющее прагматического смысла решение — запретить посетителям фестиваля фотографироваться на красной дорожке, знаменитой лестнице зала Люмьер. Нет, это не задерживало зрителей при входе в зал. Куда большей помехой были позирующие перед официально аккредитованными фотографами звезды, съемочные группы и жюри. Очевидно, дирекция хочет вернуть Каннам статус священнодействия, не допускающего столь приземленных форм самолюбования, как фотографирование себя на смартфон. 

2. Пресс-показы и гала-премьеры поменялись местами

Раньше журналисты смотрели фильмы основного конкурса раньше всех, а уже потом проходили помпезные вечерние гала-премьеры — с жюри и съемочными группами фильмов-конкурсантов, все в смокингах и вечерних платьях. Теперь пресса будет смотреть две трети картин одновременно с публикой (причем иногда в одном и том же зале, а иногда — в разных, в зависимости от предполагаемой востребованности фильма), а треть — на следующее утро после гала-показа в 22:00. Журналисты негодуют. Дирекция объясняет: во всем виноваты социальные сети. Актеры расстраиваются, если идут на собственную премьеру, прочитав в твиттере или фейсбуке скороспелые и презрительные отзывы критиков. 

3. Три дня для молодых

Новая инициатива Канн — приглашение молодежи (от 18 до 28 лет) на фестиваль. Молодые люди получают аккредитацию на три последних дня фестиваля — к этому сроку как раз заканчивается кинорынок и в залах появляются свободные места, а фильмы показывают на повторах. Причем для получения аккредитации нужно лишь одно: написать убедительное письмо дирекции фестиваля, доказав в нем, что вы действительно очень любите кино. 

4. Конфликт с Netflix

Крупнейший мировой стриминговый сервис Netflix на глазах превращается в мощного продюсера и прокатчика арт-кино: в прошлом году в конкурсе Канн были две их картины. Но у Каннского фестиваля есть условие, связанное с кинопрокатом во Франции, — каждый участник обязан выпустить свою картину в кинотеатральный прокат, а открытый доступ к просмотру того же фильма в интернете должен открыться только по прошествии длительного срока.

Принцип Netflix иной: все фильмы открываются в интернете одновременно для всех, без исключений. Нашла коса на камень. В результате в Каннах не будет картин Netflix (например, нового фильма Альфонсо Куарона «Рим»). Речь ни много ни мало о двух моделях будущего кино. Канны за старомодную поддержку проката в кинотеатрах, которую хотят защитить от интернета; Netflix — за демократичный общедоступный прокат, но не в кино, а дома и на мобильных устройствах. 

«Рим». Кадры со съемок фильма

5. Смена состава участников

Никогда нельзя сказать наверняка, почему тот или иной фильм попал в каннскую программу, а другой был забракован отборщиками. Однако очевидно, что многие постоянные участники фестиваля в этом году туда не были приглашены: в том числе такие гиганты, как обладатели «Золотой пальмовой ветви» британец Майк Ли и американец Терренс Малик, или фаворит всего мира, раскрученный именно Каннами итальянец Паоло Соррентино. Зато в конкурсе есть новички: египтянин-дебютант Абу Бакр Шауки, поляк Павел Павликовский, ливанка Надин Лабаки, француз Янн Гонзалес и многие другие. И только один режиссер, у которого уже есть «Золотая пальмовая ветвь» за фильм «Зимняя спячка», — турок Нури Бильге Джейлан. 

6. Русские в конкурсе и в жюри

Присутствие россиян и русскоязычных кинематографистов в Каннах в этом году — исключительное. Двое участвуют в конкурсной программе, причем для обоих это первый раз: и Кирилл Серебренников («Лето»), и Сергей Дворцевой («Айка») прежде показывали свои работы только в параллельном «Особом взгляде», где оба были отмечены наградами.

Андрей Звягинцев — первый в XXI веке россиянин, попавший в состав основного жюри фестиваля, а в жюри «Особого взгляда» — прошлогодний конкурсант этой секции Кантемир Балагов. Кроме того, «Особый взгляд» откроет новая игровая картина Сергея Лозницы «Донбасс». Фильм представляет Украину, но в нем говорят по-русски и многие актеры — из России. И это не все. В конкурсе дипломных и учебных работ «Синефондасьон» представлен «Календарь» Игоря Поплаухина из Московской школы нового кино, а в «Неделе критики» — короткометражка Михаила Бородина «Я нормальный». 

«Лето». Фрагмент

7. Политкорректность

В этом году Канны, едва ли не впервые, пристально следили за равным представительством разных культур, рас и гендеров. В частности, в конкурсе — три режиссера-женщины (Надин Лабаки, Ева Юссон и Аличе Рорвахер), а также, впервые за долгие годы, чернокожий режиссер — сам Спайк Ли, которого считают крестным отцом независимого афроамериканского кино; в предыдущий раз он был в Каннах четверть века назад.

Основное жюри возглавляет женщина — австралийская актриса Кейт Бланшетт. Вообще в жюри женщин больше, чем мужчин: кроме Бланшетт, там актрисы Кристен Стюарт и Леа Сейду, режиссер Ава Дюверней, а также певица из Бурунди Хаджа Нин. Среди судей короткого метра женщин тоже большинство (трое из пяти), а жюри дебютной «Золотой камеры» возглавляет швейцарка Урсула Майер.   

8. Политзаключенные

Впервые за историю Канн двое из конкурсантов не смогут представить свои фильмы на гала-премьерах, поскольку один из них — российский режиссер Кирилл Серебренников — находится под следствием и домашним арестом*, а второму — иранцу Джафару Панахи— запрещено выезжать за пределы страны и снимать кино. Тем не менее, оба смогли завершить свои картины и отправить их на фестиваль. 

9. Возвращение Ларса фон Триера

Объявленный персоной нон грата семь лет назад гениальный датский провокатор Ларс фон Триер возвращается на фестиваль, сделавший ему имя в 1980-х, 1990-х и 2000-х. За неосторожную шутку о Гитлере** он попросил прощения столько раз, что разбираться сегодня в этом инциденте уже скучно. После скандальной «Нимфоманки», две части которой Триер показывал в Берлине и Венеции (демонстративно пропустив Канны), режиссер решил вернуться на французский фестиваль с новым опусом «Дом, который построил Джек». Это первая работа Триера за пять лет: беспрецедентно длинный для него перерыв. Картину покажут вне конкурса. 

«Дом, который построил Джек». Тизер

10. Церемония закрытия

В этом году Канны закроются не в воскресенье, а накануне, в субботу. Венеция и Берлин уже много лет объявляют призы именно так. Канны вплоть до недавнего времени предпочитали последний день недели. Также впервые за долгие годы в Каннах покажут по-настоящему долгожданный и важный фильм закрытия — «Человек, который убил Дон Кихота», многолетний проект-долгострой Терри Гиллиама. А может, и не покажут: режиссер судится с продюсером Паоло Бранко за авторские права на картину, и если за время фестиваля продюсер выиграет, премьеру отменят.

* Дело Кирилла Серебренникова

Кирилл Серебренников находится под домашним арестом с августа 2017 года по обвинению в хищении бюджетных средств, которые были выделены на постановку спектаклей и реализацию других мероприятий в рамках театрально-музыкального проекта «Платформа» в 2011-2014 годах.

** Шутка Ларса фон Триера про Гитлера

В 2011 году на пресс-конференции во время Каннского фестиваля режиссер, отвечая на вопрос о своих немецких корнях, сказал, что не имеет ничего против евреев, но в то же время «слегка симпатизирует Гитлеру». фон Триер тут же отметил, что это шутка, а затем извинился за свои слова, но фестиваль объявил его персоной нон грата и снял этот статус только в 2013 году.

 

 

Архив Вестник К