Наверное, каждый, кто хотя бы раз побывал в Риме, задавался вопросом – откуда здесь взялась древнеегипетская пирамида, нелепо встроенная в Аврелианову стену с восточной стороны от Порта Сан Паоло – древних ворот, предварявших вход в город.
Столь нетипичное для Рима сооружение является монументальной гробницей, возведенной в 12г. до н.э. по завещанию Кая Цестия – одного из видных древнеримских политиков. Названная так по его имени, пирамида Цестия всегда привлекала к себе особое внимание и часто изображалась на гравюрах и картинах многих средневековых художников, символизируя Вечный город. Свидетель военных баталий и многочисленных осад Рима, этот памятник, тем не менее, избежал разрушений, став неотъемлемой частью городского пейзажа.
После завоевания Египта Октавианом в 31г. до н.э., он стал еще одной провинцией Империи. Многие римляне были очарованы некоторыми аспектами древней египетской культуры, очевидным признаком чего является то количество обелисков, которое было доставлено в Рим.
Следуя новомодным тенденциям, один из приближенных Маркуса Випсания Агриппы – Кайус Цестиус пожелал в своем завещании иметь в качестве своей будущей усыпальницы гробницу пирамидальной формы, в отличие от полукруглых погребений, традиционно возводившихся на протяжении столетий для именитых особ. Знатный римлянин был одним из членов Collegio Sacerdotale – группы жрецов, занимавшихся организацией и проведением ежегодных священных празднеств, приуроченных к памяти открытия храма Юпитера на вершине Капитолийского холма. Очевидно, столь высокое положение, занимаемое им в обществе, и экономическая состоятельность дали право на столь не традиционное обустройство места своего упокоения. Римский закон запрещал производить захоронения внутри померия – священной границы города, поэтому погребения размещали вдоль дорог. Пирамида Цестия была возведена на самом почетном месте – на развилке двух древних консульских трактов. Один из них вел к Тибру (современная Via della Marmorata), а второй соединял город c морем и прибрежной Остией (современная via Ostience). В отличие от египетских пирамид Гизы, огромный мавзолей высотой около 37 метров, сделали из бетона, облицевав его плитами белого Каррарского мрамора. По воле усопшего, строительство предписывалось завершить в течение 330 дней, иначе наследники рисковали потерять все состояние богатого жреца. Об этом факте свидетельствует высеченная на одной из граней надгробия надпись.
В 271-275 гг. н.э., во времена строительства императором Аврелианом новой городской стены, пирамида Цестия была включена в общую структуру возводимого фортификационного сооружения и использовалась в качестве одной из наблюдательных башен. При этом около четырех метров ее основания было засыпано грунтом.
Из записей Франческо Петрарки, посетившего Рим в 1337 году, известно, что на протяжении столетий пирамида Цестия, несмотря на ясно видимую высеченную монограмму, ошибочно принималась за гробницу Рема – одного из легендарных братьев, вскормленных волчицей, и называлась Meta Remi. Возможно, это и спасло от разрушений древнее сооружение, окутанное ореолом священности и почитания. Миф был развенчан лишь в середине XVII века. В 1656 году Папа Александр VII Киджи, возжелавший добраться до погребальной комнаты пирамиды, произвел здесь первые раскопки. При этом по обе стороны от замурованного входа были обнаружены остатки двух небольших мраморных колонн с водруженными на них бронзовыми изваяниями усопшего. Из надписей, выгравированных на их цоколе, достоверно была установлена личность Цестия. Как оказалось, он приходился братом другому именитому жителю Рима – Луцию Цестию, спроектировавшему и построившему мост Цестия через Тибр, который до сих пор является действующим и одним из самых старых в Вечном городе.
Но самые большие сюрпризы пирамиды скрывались внутри – погребальная комната была совершенно пуста. Небольшое помещение, контрастирующее с огромными размерами монумента, украшали лишь скромные цветные фрески с изображением женских фигур, запечатленные в свершении различных ритуальных действий.
Мальтийский археолог и специалист по истории древней церкви Антонио Бозио (1575-1629), проводивший первые исследования пирамиды Цестия, выдвинул предположение, что подобные сооружения на территории Рима являлись коллективными памятниками для богатых священнослужителей, принадлежавших к ордену Эпулонов. Его теория до сих пор является доминирующей в объяснении появления пирамид в Вечном городе.