Сто лет Российская империя — с 1768-го по 1869 год — выпускала фальшивые венецианские/голландские дукаты. Золотые монеты в основном использовались за рубежом — для оплаты военных компаний, разведчиков, диверсантов и мятежников в Европе. Всего было выпущено 28 млн. монет — в три раза больше, чем оригиналов…
Летом 1769 года Кронштадскую гавань покидает большая эскадра: семь линейных кораблей, фрегат, бомбардирский корабль и шесть вспомогательных судов. Она следует в Средиземное море. Её цель — нарушить морские коммуникации турков, содействовать славянским и греческим повстанцам, высаживать десанты и учинять диверсии; по возможности, прорваться к Дарданеллам.
Такая война требует особых расходов. Деньги требуются графу Алексею Орлову, обосновавшемуся в Ливорно и рассылавшему агентов для организации мятежей против турок. Деньги нужны повстанцам для закупки оружия. Греческим корсарам надо платить «призовые» за захваченные суда.
Вместе с эскадрой плывут фальшивые венецианские дукаты — пока 4 тыс. монет. В 1770 году их прислано в Европу уже 50 тыс. штук.
Планируя прорыв России в Европу, Екатерина II в 1768 году заключает с немецким ювелиром Иоганном Гассом контракт на изготовление «секретных штемпелей».
Выбор сначала венецианских (они выпускались в самой Венеции до 1797 года), а затем голландских дукатов был обусловлен двумя причинами: во-первых, они имели главное хождение в Средиземноморье (и очень широкое — в остальной Европе), во-вторых, Россия, подкупая диверсантов и мятежников на Балканах, не желала обнаружить своё кураторство над ними.
Архипелагская экспедиция России закончилась в 1774 году, но Петербургский двор продолжал выпуск фальшивой монеты. Короткий перерыв наступил в царствие Павла I, который был противником грязных операций в Европе. Но Александр I продолжил дело бабушки.
Вступление русских войск на территорию Европы в войне с Наполеоном активизировало штамповку дукатов. Так, в 1812-1814 годах выпуск монет из благородных металлов составил 5 млн. 655 тысяч рублей, а на 1 млн. 355 тысяч рублей было отчеканено золотых монет, то есть дукатов, так как регулярный выпуск российской золотой монеты этого периода неизвестен.
(Верхний ряд — свинцовые оттиски из собрания Государственного Эрмитажа. Нижний — дукаты Нидерландов, отчеканенные в Утрехте)
Со второй четверти XIX века эти золотые дукаты постепенно начинают играть заметную роль и во внутреннем денежном обращении России. Население стало их называть «лобанчики», «арапчики», «пучковые».
Эти названия обязаны своему происхождению изображению на лицевой стороне монеты: воин в доспехах и шлеме, с мечом в правой руке и с пучком стрел в левой руке. «Лобанчик» – по изображению воина, которого взяли в солдаты и забрили лоб. «Арапчик» – по изображению воина в латах, которого считали арабом. «Пучковый» – по пучку стрел в руке воина.
Так как чеканка дукатов этого вида в Нидерландах была прекращена в 1849 году, то в России, начиная с 1849-го и до 1867 года, «тайная монета» выпускались «секретными штемпелями» с одной датой – 1849 года. Всего за этот период было выпущено 4 млн. 350 тысяч штук поддельных дукатов (с датой 1849 год).
Летом 1864 года глава российской миссии в Гааге барон Кнорринг получил от властей Нидерландского королевства очень плохое известие: «Члены российской императорской фамилии, путешествующие по Европе, замечены в распространении фальшивых голландских дукатов».
К письму прилагался образец таковой монеты. Действительно, она была чуть-чуть меньше подлинной. После тщательного сравнения были видны различия в мелких деталях изображения и надписей.
Различия в мелких деталях изображения и надписей
В августе 1868 года посол Нидерландов в России вручил министру иностранных дел князю Александру Горчакову ноту протеста: «Правительству Нидерландов достоверно известно о чеканке дукатов на Санкт-Петербургском Монетном Дворе».
Скандал не вышел за пределы дипломатической переписки. Тайна сохранялась до 1888 года, когда великий князь Георгий Михайлович в своём труде «Корпус русских монет» упомянул о чеканке дукатов в Санкт-Петербурге.
В девятом томе энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданном в 1893 году, этой монете было дано определение: «Голландский червонец — название, данное червонцам, битым на С.-Петербургском монетном дворе, с изображениями на сторонах, подражающими старым дукатам Голландских штатов».
Только в 1945 году в «Трудах Государственного Эрмитажа» появилось описание хранящихся в музее штемпелей для голландских дукатов, самый ранний из которых датирован 1768 годом.
Позднее в запасниках Эрмитажа был обнаружен планшет со свинцовыми оттисками штемпелей дукатов: 19 лицевых сторон (даты — с 1768 по 1849 год), четыре оборотных.
Всего за сто лет Россия отчеканила 28 млн. фальшивых дукатов.