Карты это круто, а макропроцессы, которые можно понять изучая карты — еще круче
Перевод материала Washington Times о связи современного благосостояния городов и дорог, проложенных еще во времена Римской империи. Оригинал статьи ищите на Washington Post.
Историки и экономисты установили, что большинство регионов, которые были благополучными 100, 500 и даже тысячу лет назад, сейчас также являются экономически более развитыми.
Точно неизвестно, что способствует сохранению и развитию экономики на протяжении многих столетий. Некоторые связывают это с образовательными институтами, другие — с военной мощью или активностью богатых династий.
Группа датских экономистов обратила внимание на достаточно неочевидный фактор: дороги, построенные еще во времена Римской империи, почти две тысячи лет назад. Там, где этих дорог было больше, сейчас выше экономическая активность, плотность дорожной сети и численность населения. Исследование Карла-Йохана Далгаарда и его коллег из Копенгагенского университета показало, что инвестиции в инфраструктуру могут привести к экономическому росту на протяжении многих веков.
Прежде чем прийти к такому заключению, исследователи изучили карту главных дорог Римской империи из «Цифрового атласа римских и средневековых цивилизаций» (DARMC).
Римские дороги были сложным проектом даже по современным меркам. Фундамент состоял из нескольких слоев, включая песок, гравий и камень. Сверху укладывали большие каменные плиты. На пике империи, приблизительно в 117 году нашей эры, римляне построили более 80 тысяч километров дорог в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Многие из них хорошо сохранились и по сей день.
Карту древнеримских дорог Далгаард и его коллеги совместили с ночным спутниковым снимком Европы, сделанным в 2010 году. На нем хорошо видно уровень ночного освещения, который экономисты часто используют для оценки развития регионов: чем больше света, тем выше экономическая активность. Ниже — итоговая карта. Дороги выделены желтым, а границы империи в 117 году — красным. На фоне — современный уровень ночного освещения.
Связь особенно хорошо заметна во Франции. Здесь видно, что древние дороги соединяют не только крупнейшие города страны, такие как Париж и Лион, но и множество небольших населенных пунктов. Почти на каждом пересечении римских дорог есть современный город.
Хотя простой взгляд на карту уже наводит на размышления, этого недостаточно для полноценного исследования. Датские исследователи пошли дальше: они нанесли карту Римской империи на сетку с делением в один градус широты и долготы и подсчитали старые дороги в каждой ячейке. Также они оценили текущую популяцию, плотность современной дорожной сети и экономическую активность.
Затем они провели ряд статистических измерений, чтобы оценить, насколько присутствие древних дорог связано с современными параметрами, которые они оценивали. Оказалось, что регионы с большей плотностью римских дорог в основном имели более высокий уровень развития экономики, популяции и плотности дорожных сетей.
И все же прямая связь осталась под вопросом: можно ли точно сказать, что древние дороги стали катализатором дальнейшего экономического развития? Или, возможно, они были только его следствием: более богатые регионы империи просто имели возможность строить больше дорог?
Далгаард и его коллеги отмечают, что в Римской империи дороги обычно строились не для торговли, а для армий и их снабжения. В мирных целях их использовали уже после походов.
«Римские дороги обычно строились в недавно захваченных землях без особой (или не столь основательной) инфраструктуры и связи между городами», — утверждают исследователи. Во многих случаях сначала строились дороги, и только потом поселения.
В Северной Африке и на Ближнем Востоке связь между инфраструктурой Римской империи и современной экономикой практически не прослеживается. В период между 500 и 1000 годами нашей эры в этом регионе практически не использовался колесный транспорт. Товары перевозили на верблюдах, а не на запряженных волами колесницах.
В этом случае нет особой нужды в мощеных дорогах. В результате дороги на Ближнем Востоке и Северной Африке приходили в негодность быстрее, чем в Европе, где повозки были основным видом транспорта.
«Поскольку в этом регионе римские дороги почти не использовались, на их месте почти не строили новые, — утверждают исследователи. — В случае Африки и Ближнего Востока древние пути почти не определяют нынешнюю экономическую активность в регионе».
В целом исследование Далгаарда подтверждает идею о том, что с исторической точки зрения инвестиции в инфраструктуру могут стать движущей силой экономического роста. Большинство исследований по этому вопросу рассматривали только краткосрочные результаты, тогда как работа Далгаарда доказывает, что инвестиции в инфраструктуру сегодня могут продолжать приносить плоды в течение тысяч лет в будущем.