Неудачная попытка построить Вавилонскую башню, так красочно описанная в Библии, ничему не научила человечество. И его время от времени продолжали поражать приступы гигантомании, проявляющиеся в навязчивом желании построить что-то самое большое и мощное, самое грозное и неуязвимое. Особенно когда на горизонте сверкали отблески скорой войны. Одни проекты оказывались удачными, другие, казалось, были созданы только для того, чтобы их размерами напугать врага или приободрить себя…
Эпоха гигантских бомбард
Период в истории с 1360 по 1460 год справедливо получил название, хотя и неофициальное, «эпоха гигантских бомбард» — то есть орудий, сделанных из кованых продольных железных полос, скрепленных друг с другом и укрепленных снаружи поперечными, а также железными, обручами, из-за чего они походили на вытянутые в длину бочки.
Лафет у них представлял собой простой деревянный короб, а то и того не было. Тогда ствол укладывали на земляную насыпь, а позади него для упора возводили каменную стенку или забивали в землю заостренные бревна. Калибры у них с самого начала были просто чудовищными.
Например, мортира «Пумхард» (Военно-исторический музей, Вена), изготовленная в начале XV века, уже имела калибр 890 мм, то есть почти столько же, сколько и московская знаменитая Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым полтора века спустя. Еще одна бомбарда конца XV века, имевшая калибр 584 мм, была изготовлена уже посредством литья, а увидеть ее можно в Военном музее в Париже.
Восток не отставал от европейцев. В частности, турки во время осады Константинополя в 1453 году использовали огромное орудие, изготовленное литейщиком Урбаном. Калибр пушки составлял 610 мм. На позицию это чудовище доставляли 60 быков и 100 человек прислуги.
Кстати, литые орудия появились чуть ли не одновременно с коваными, но довольно долго ни те ни другие свои позиции друг другу не уступали. Например, еще в 1394 году во Франкфурте-на-Майне была отлита пушка, калибром ровно 500 мм, причем стоила она столько же, сколько и стадо из 442 коров, а один ее выстрел оценивали в 9 коров, если продолжать считать в «живом весе»!
Впрочем, самой огромной пушкой в средние века стала отнюдь не эта бомбарда и даже не творение Андрея Чохова, каким бы впечатляющим оно не казалось, а орудие индийского раджи Гопола из Танжура. Желая увековечить память о себе каким-нибудь величественным делом, он приказал отлить пушку, которая не имела бы себе равных. Изготовленная в 1670 году, пушка-колосс имела в длину 7,3 м, что на два метра больше Царь-пушки, хотя своим калибром она все же уступала российской.
Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудие, памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.
Длина пушки – 5,34 м, наружный диаметр ствола – 120 см, диаметр узорного пояса у дула – 134 см, масса – 39,31 т (2400 пудов).
Она до сих пор является самым крупнокалиберным орудием в мире — внутренний диаметр ствола составляет 890 мм. По легендам, в нем прятались во время дождя караульные стрельцы, а иногда в пушку залезали и засыпали пьянчужки. Но свое название она получила не из-за размеров, а потому что на её стволе мастер изобразил светлый лик тогдашнего государя Федора Иоанновича. Видимо, уже позднее «царями» на Руси начали называть все поражающие своими размерами технические чудеса.
А вот лежащие рядом с ней тысячекилограммовые чугунные ядра — всего лишь бутафория, изготовленная много позже. Дело в том, что Царь-пушка просто не сможет ими стрелять: разорвет ствол. На самом деле это гипертрофированная бомбарда, типичная для XVI века и предназначенная для стрельбы каменными ядрами по крепости противника или железной картечью — при обороне собственной.
Бомбарды стреляли на небольшое расстояние: несколько сот метров ядром, несколько десятков — картечью. Поэтому большого заряда пороха в них не закладывали — в отличие от поздних пушек, метавших чугунные снаряды. В этом одна из причин того, что, прослужив менее ста лет, она была отправлена в отставку как устаревшее вооружение.
Вторая причина заключалась в размерах Царь-пушки. Ведь бомбарды не имели боевого лафета — их стволы клали на землю и подпирали сзади специально построенной стенкой или земляным валом. А тот лафет, на котором она сейчас стоит — тоже бутафория, он был изготовлен только в 1835 году на Петербургском чугунолитейном заводе Берда.
При выстреле ствол пушки просто слетел бы с этого лафета, сломав его. Поэтому Царь-пушка, перемещение которой требовало более двухсот лошадей, оказалась вечным стражем Кремля, причем стражем чисто формальным. Обороняться с помощью орудий стандартных размеров гораздо проще и эффективней.
Орудия-колумбиады
Гражданская война в США между северными и южными штатами самым серьезным образом способствовала появлению как новых видов вооружения — бронированные суда и бронепоезда, так и созданию средств борьбы с ними.
Колумбиада Родмена
Прежде всего это были тяжелые гладкоствольные пушки-колумбиады, названные в честь одного из первых орудий этого типа. Одно из таких орудий — колумбиада Родмена, изготовленная в 1863 году, имела ствол калибром 381 мм, а вес ее достигал 22,6 т!
Мортира «Dictator»
Морти́ра (нидерл. mortier) — артиллерийское орудие с коротким стволом (обычно длиной менее 15 калибров) для навесной стрельбы. Мортира предназначена главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений и для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах.
Применялась с XV века. Во многих современных языках мортира и миномёт называются одним словом. В современном русском языке термин «мортира» применяется лишь к короткоствольным орудиям, не имеющим плиты, передающей отдачу в землю (то есть не являющихся миномётами).
А самыми крупнокалиберными гладкоствольными орудиями считаются сооруженные в 1856 году береговые мортиры Маллета, имевшие калибр 920 мм. Вес мортиры достигал 50 тонн, а стреляла она ядром, весившим 1250 кг. Оба орудия успешно прошли испытания, однако распространения не получили, поскольку оказались слишком уж громоздкими.
Чудовищные пушки на воде и на суше
После колумбиад совершенно чудовищные орудия и по калибру, и по размерам ствола появились на море.
«Temeraire» введён в строй в Чатеме в августе 1877 г. для Средиземноморской эскадры, где прослужил 14 лет, за исключением короткого периода зимой 1887/1888 гг., когда корабль входил в состав эскадры Канала.
Находился в эскадре адмирала Хорнби, в 1878 г. форсировавшей Дарданеллы во время слепящего снежного шторма. Следующие 12 месяцев стоял у Константинополя, затем помогал отторжению Кипра у турок и закончил свою первую кампанию на Мальте в 1881 г. Вооружение: 4 — 11″ 25-тонных и 4 — 10″ 18-тонных
Например,в 1880 году на английском броненосце «Бенбоу» были установлены орудия калибра 412 мм и весом 111 тонн!
Броненосец «Дуилио», Италия, 1880 г. Заложен в 1873 г., спущен на воду в1876 г. Водоизмещение полное 12 071 т, длина максимальная 109,2 м, ширина 19,7 м, углубление 8,3 м. Мощность машин 7711 л. с., скорость 15 уз. Броня (сталь): борт по ВЛ 550 мм, палуба 50-30 мм, цитадель и башни 431 мм, траверзы 400 мм. Вооружение: четыре 450-мм орудия, 3 торпедных аппарата, 1 миноноска (26,5 т). В 1890 г. добавлены три 120-мм орудия и несколько мелких пушек. Построено 2 единицы: «Дуилио» и «Дандоло» (1882).
Но самой впечатляющей в истории броненосцев типа «Дуилио» стала эпопея по выбору артиллерии главного калибра. Первоначально корабли предполагалось оснастить 317-мм 38-тонными орудиями; но в ходе постройки из-за заочного соперничества с англичанами вес пушек неуклонно возрастал.
В конце концов Брин обошел британское адмиралтейство, сыграв на традиционной конкуренции разных фирм. Зная, что официальным поставщиком артиллерии для флота «владычицы морей» являлся Вулвичский арсенал, не имевший возможности выпускать орудия калибром выше 406 мм, он договорился с Армстронгом об изготовлении на заказ 450-мм 100-тонных суперпушек!
Правда, за стремление иметь самую мощную артиллерию пришлось раскошелиться. Восемь таких орудий для «Дуилио» и однотипного «Дандоло» обошлись Италии в сумму более 4,5 млн. лир. Десять лет назад столько стоил полностью укомплектованный броненосец типа «Регина Мария Пиа».
Можно без преувеличения сказать, что «Дуилио» поразил мир. В нем все было необычно: размещение артиллерии, овальные в плане башни главного калибра, у которых ширина была больше, чем длина (чтобы хоть как-то компенсировать гигантский вес орудий, башни пришлось сделать минимально возможного размера, буквально «обтягивающими» орудийные станки), наличие в корме закрытого дока-ангара для специально купленной в Англии миноноски «Ниббио»…
Но в целом, несмотря на ряд действительно прогрессивных новшеств — таких, как стальная броня и отсутствие парусного вооружения, — Брин в своем стремлении довести концепцию броненосца до совершенства довел ее до абсурда. Орудия-монстры, заряжавшиеся с дула с внешней стороны башни, имели скорострельность порядка 4 выстрелов в час, поэтому у впечатляющих по размерам 908-кг снарядов в бою практически не было шансов поразить противника.
А фактически неуязвимая 550-мм броня простиралась узкой полоской вдоль ватерлинии лишь на 52 м — только половину длины корабля. Неудивительно, что с появлением скорострельной артиллерии участь «Дуилио» при встрече даже с крейсером неприятеля была бы плачевной — тут вряд ли помогло бы даже хорошее разделение корпуса на 83 водонепроницаемых отсека…
Но все это станет ясно позже, а во время строительства «Дуилио» сообщения, поступавшие из Италии на острова «туманного Альбиона», вызывали смятение у лордов адмиралтейства. Осознавая, что появление детища Брина сделает даже только что заложенные «Александру» и «Темерер» всего лишь кораблями 2-го ранга, они срочно потребовали от главного кораблестроителя Н. Барнаби адекватный ответ.
Еще более впечатляющие орудия этого типа были отлиты на Мотовилихинском заводе в Перми. Имея калибр 508 мм, пушка должна была стрелять (и стреляла!) ядрами весом 500 кг! А уже в годы Первой мировой войны не только на кораблях, но также и на сухопутном театре военных действий появились 400-мм (Франция) и 420-мм (Германия) артиллерийские установки, причем у немцев это были буксируемые мортиры типа «Большая Берта», а у французов — орудие на специальном железнодорожном лафете.
Вес снарядов «Большой Берты» достигал 810 кг, а снарядов французского орудия — 900! Интересно, что на флоте максимальный калибр у морских орудий так и не превысил 460 мм, в то время как для сухопутных орудий оказалось, что это не предел!
Сборка казенной части 520-миллиметровой гаубицы Шнейдера во время Первой мировой войны
К идее гигантских пушек вернулись с появлением железных дорог и подъемных механизмов, когда проблема сверхтяжелых грузов перестала быть неразрешимой. Крупнокалиберными орудиями массой в десятки тонн на железнодорожных платформах обзавелись все ведущие европейские державы, усердно готовившиеся к Первой мировой войне. Но рекорд в этой гонке установила Германия.
Сначала немцы построили «Большую Берту» (La Grosse Bertha) — осадную мортиру калибром 420 мм, из которой в 1914 году обстреливали бельгийский город Льеж. По своей массе (42,6 т) она уже превосходила Царь-пушку. Правда, через два года при осаде Вердена Франция дала немцам достойный ответ в виде 520-миллиметровой гаубицы системы Шнейдера, посылающей полуторатонные снаряды на 17 км и весившее вместе с платформой 263 т. Это было самое мощное орудие Первой мировой — однако не самое тяжелое.
23 марта 1918 года на Париж обрушились первые снаряды, выпущенные из немецкой суперпушки «Колоссаль» (Pariser Kanonen). Падающие на город 210-миллиметровые фугасы не вызвали бы большого удивления, если бы фронт не располагался от него в десятках километров — то есть вне зоны действия всех известных на то время дальнобойных орудий.
Но «Колоссаль» была сверхдальнобойным орудием: его 36-метровый ствол разгонял снаряд до скоростей более 1500 м/с, забрасывая его на 110 км! Общая масса установки составлял около 750 т, только один ствол весил 134 т, и в него заряжали 250 кг пороха! Однако суперпушка не помогла немцам — Париж тогда они так и не взяли.
Более крупнокалиберными были ранние германские самоходные мортиры «Карл». Созданные накануне Второй мировой войны, эти установки имели вначале калибр 600 мм, но после выработки ресурса стволов на них были поставлены стволы меньшие по диаметру — 510 мм. Применяли их под Севастополем и под Варшавой, однако без особого успеха. Одна трофейная САУ «Карл» сохранилась до сих пор и находится в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Зато в 1940 году немцы вошли во французскую столицу раньше, чем было построено их гиперорудие «Дора» (Dora Geschütz), задуманное для уничтожения укреплений линии Мажино (Maginot Line). У его создателей гигантомания, очевидно, достигла высшего пика обострения — поскольку они отлили монстра калибром 809 мм, чьи бетонобойные снаряды весили более семи тонн! Общая масса установки в боевом положении достигала 1350 т, поэтому опиралась она сразу на две специальные (усиленные) рельсовые колеи.
Перемещали ее сразу два дизельных локомотива, а обслуживали 1420 человек. Всего же работу орудия на позиции обеспечивали 4370 человек, что никак не соответствовало более чем скромным результатам ее стрельбы.
Насколько такой размер был оправданным и эффективным? В начале 1942 года «Дора» была переброшена в Крым, к героически оборонявшемуся Севастополю. Думается, что этот шаг был скорее боевыми испытаниями орудия, чем реальной необходимостью в помощи такого монстра.
Поскольку из сорока восьми выстрелов лишь один был удачным: снаряд разрушил склад боеприпасов, находившийся на глубине 27 м. По мнению самих немецких военных специалистов, подобные задачи было бы проще и дешевле решать с помощью тяжелых авиабомб. Как, кстати, и поступают в наше время.
Такой большой «Маленький Давид»
Переплюнула «Дору» 914-мм американская мортира «Маленький Давид». Создавалась она в качестве устройства для испытания крупнокалиберных авиационных бомб, в целях экономии авиационного горючего и ресурса авиамоторов самолетов-испытателей, но в 1944 году ее решили переделать в средство для уничтожения японских укреплений в случае высадки на Японских островах.
Масса полностью собранного орудия оказалась относительно небольшой — всего 82,8 т, но вот на ее установку на позиции затрачивалось 12 часов! Заряжался «Маленький Давид» с дула, как и миномет. Но поскольку снаряд к нему весил 1690 кг, то делать это приходилось при помощи специального подъемного крана!
Проект был закрыт в 1946 году, так как показал свою полную бесперспективность, однако и сама эта мортира и один снаряд к ней сохранились, и сегодня их можно увидеть на открытой площадке в музее Абердинского полигона в США.
Наиболее «малокалиберными» среди сухопутных орудий-монстров были советские установки СМ-54 (2АЗ) — нарезная 406-мм самоходная пушка для стрельбы ядерными боеприпасами «Конденсатор» и 420-мм самоходный «атомный» миномет 2Б2 «Ока». Вес пушки составлял 64 тонны, а вес снаряда — 570 кг, при максимальной дальности стрельбы в 25,6 км!
«Атомная» пушка Т-131 (М-65)
В 1957 году эти машины были показаны на военном параде на Красной площади и в буквальном смысле этого слова повергли в шок как иностранных военных атташе и журналистов, так и наших отечественных обывателей.
Потом даже говорили и писали, что показанные на параде машины — это не более чем бутафория, рассчитанная на устрашающий эффект, но тем не менее это были вполне реальные машины, выпущенные, правда, в количестве четырех экземпляров…
В свое время в некоторых кругах на Западе ходили упорные слухи, что в Ираке строится супермощная самоходная пушка, разработанная для уничтожения оборонительных сооружений (во время ирано-иракской войны в 80-х годах).
Американцы во время вторжения в Ирак ничего подобного не обнаружили (или не признаются в этом). «Чудище» на иллюстрации — плод воображения художника, который, несомненно, в своем творчестве вдохновлялся реально существовавшим в 1944–45 годы Panzermorser Sturmtiger Ausf E калибром в 380 мм. «Штурм-тигр» стрелял фугасными реактивными снарядами весом до 350 кг, пробивавшими насквозь два с половиной метра армированного бетона.