Развлекуха для пытливых умов: выпуск 162
Каждый день мы сталкиваемся с множеством вопросов… Ответы на одни вопросы находятся быстро и их решение происходит незамедлительно. А что делать если для решения вопроса требуется поиск дополнительных источников информации?
Именно для таких целей наша рубрика «Вопрос и ответ» — каждую субботу и воскресенье вы получаете ответы на интересующие вас вопросы.
Зачем на батоне хлеба делают надрезы?
Широко распространено мнение, что надрезы на хлебе служат для выхода углекислого газа, который образуется из-за спиртового брожения в тесте при выпечке. И если их не сделать до попадания хлеба в печь, он якобы выйдет самостоятельно, но запоздало, некрасиво разорвав корочку и испортив вкус хлебобулочного изделия.
Но на самом деле все обстоит гораздо проще. Дело в том, что углекислый газ при выпечке без труда просачивается через микроскопические поры в тесте, ничего не разрывая и не калеча (ведь, например, на черном хлебе «кирпичиком» никаких надрезов нет, а его корочка все равно в целости и сохранности; это же касается и некоторых сортов сдобных булочек).
Трещины в хлебной корочке могут возникнуть только при слишком большой температуре или отсутствии пара в печи (тогда хлеб просто рассыхается). А надрезы на батонах выполняют сугубо эстетическую функцию, создавая характерный рисунок, позволяющий покупателю узнавать любимый хлеб «в лицо», не путая с другими. Надрезы могут быть глубокими и не очень, косыми и прямыми, идти как поперек батона, так и вдоль него. Это ни на что не влияет.
Почему мокрая собака сильнее пахнет псиной?
У разных пород в зависимости от вида шерсти этот запах имеет разную степень интенсивности, но все собаки действительно значительно более «душисты», когда мокрые.
Причина довольно проста — испаряясь с шерсти, вода насыщает воздух молекулами веществ, которыми покрыт каждый собачий волос. Жидкий пот у собак выделяется лишь на подушечках лап и кончике носа, поэтому потоотделение не является для них терморегулирующей функцией — эту роль в значительной степени берет на себя слюноотделение.
Тем не менее, каждый остевой волос собачьей шерсти связан с сальной железой и потовой железой. Относительно функций этих потовых желез существуют разные точки зрения: скорее всего, они дополняют сальные железы, функции которых — уход за шерстью, также они выводят вредные продукты обмена веществ при болезни и выделяют феромоны, вещества, считающиеся сексуальными аттрактантами.
Как бы то ни было, стоит собачьей шерсти намокнуть, как воздух тут же наполняется тем самым «собачьим духом», который является визитной карточкой животного.
Почему говорят, что «зимнее полено жарче горит»?
Тут надо иметь в виду, что прилагательное «зимнее» в поговорке относится ко времени заготовки дров, а не времени их сжигания в печке. Конечно, именно лето — лучшее время для того, чтобы сушить дрова. Неспроста на лесозаготовительных предприятиях атмосферная сушка древесины зимой, как правило, не практикуется.
Однако зима — лучшее время для того, чтобы эти дрова заготавливать. Зимой нет полевых работ, и сельские жители могут спокойно заняться лесозаготовками. Да и вывезти дрова из лесу проще зимой, по санному пути — вот и оказывается зимнее полено «эффективнее».
Но дело не только во временных затратах: русский крестьянин давно подметил, что тот, кто заготавливает дрова в июле или августе, ничего не выигрывает по сравнению с тем, кто заготавливает их полгода спустя, зимой. И у того, и у другого к следующему отопительному сезону дрова окажутся практически одинаковой степени сухости. Просто у «летних» дров самое жаркое и сухое время года уйдет на испарение соков, которыми дерево наполнено летом, затем наступит дождливая осень, и в результате к морозам летние дрова не станут суше, чем свежесрубленные.
В среднем минимальное время сушки при укладке свежих дров в августе составляет 300 дней, а в феврале — 190 дней.
Почему у коровы всегда понос, а у овцы — никогда?
Разница между этими животными в том, что коровы не берегут воду, а овцы дорожат каждой капелькой. В процессе эволюции предки домашних коров отвоевали себе самые лучшие, с точки зрения травоядных, «кусочки» в экосистемах: равнины и низменности в теплых климатических зонах.
Овцы же были вытеснены в пустыни, высокогорья и степи с резким континентальным климатом и более скудным кормом. Поэтому овцам пришлось перестраивать физиологию сообразно суровым условиям внешней среды. Например, меньше привередничать в пище.
Так, из 800 видов растений, произрастающих на естественных пастбищах, коровы поедают лишь 150, тогда как овцы — более 400. К поступившему в желудок корму организм овцы относится гораздо бережнее коровьего, стараясь извлечь из него на пути по пищеварительному тракту максимум питательных веществ и воды.
Ведь если высокоудойная корова в сутки выпивает воды на четверть своего веса, то овцы не могут позволить себе такой роскоши. Соответственно длина кишечника овцы примерно в 30 раз больше длины туловища, тогда как у коровы она больше только в 20 раз. Поэтому в коровьем навозе содержится 77% воды, а в овечьем — лишь 64%. Отсюда и разница в консистенции овечьих «орешков» и коровьих «лепёшек».
Почему, когда читаешь названия на корешках русских книжек на полке, голову надо наклонять влево, а английских — вправо?
Потому что Россия заимствовала книжные стандарты из Франции и Германии
Голову мы наклоняем в разные стороны из-за того, что на корешках русских книг название обычно пишется снизу вверх, а на корешках англосаксонских — сверху вниз. Ведь читать-то мы привыкли слева направо!
Традиция подписывать книги сбоку возникла только в XVI веке, а первые надписи наносились поперек корешка. Но постепенно их вытесняли надписи, сделанные вдоль — сверху вниз: дело в том, что книг было мало, их хранили в стопках, так что и названия было удобнее читать по горизонтали.
Однако на рубеже XVIII столетия книга стала массовой, и хранили ее теперь в вертикальном положении на полках. А в этом случае надпись на корешке легче прочитать снизу вверх, нежели сверху вниз — такая вот особенность человеческой психики. С тех пор многие страны изменили старый стандарт и стали подписывать книжные корешки в новом направлении.
А вот консервативная Англия оставила все как было. Эту же традицию переняли и в США. А Россия заимствовала книжные стандарты из Франции и Германии, с которыми контактировала теснее, чем с Британией.