23 апреля вышла Mortal Kombat 11 и кажется, издатель яростнее обычного давит на наши воспоминания о самых первых частях «Мортача». В игру возвращается множество старых бойцов, в рекламе сняли Кристофера Ламберта, а на прошлой неделе в одном из последних трейлеров заиграл ТОТ САМЫЙ МУЗОН.
Все это заставило меня вспомнить время, когда MK впервые стал популярен в России. Мягко говоря, тогда все было другое, включая всю гик-культуру — например, многое было завязано на физических предметах, которые сейчас стали настоящими артефактами из прошлого. Ну и занимались мы, соответственно, вещами, которые сейчас не придут в голову ни одному человеку — ни взрослому, ни ребенку.
Мы не знали ни суперприемов, ни фаталити
Тот факт, что сейчас одним нажатием кнопки можно узнать абсолютно все движения своего бойца, включая фаталити — для человека из 90-х был невероятен. В первых MK все нужно было либо узнавать методом тыка, либо прибегать к помощи печатной прессы. Например, суперудары печатались в «Великом Драконе», и я уже рассказывал эту историю: 22-й номер журнала еще тогда стал редкостью — просто потому, что там на одной странице были указаны все суперприемы из MK3. Когда же вышел Ultimate MK3, помню свое удивление, когда впервые увидел комбинации для Brutality — как это вообще можно запомнить? В том же журнале мы узнали о такой великой тайне MK3, как секретные таблицы.
Альтернативным методом были специальные книжки с кодами, но с ними был такой нюанс, что информация для них либо бралась из того же «Дракона», либо могла быть просто неверной.
Мы играли в несуществующие Mortal Kombat
Как известно, большая часть игровой культуры в России 90-х была построена на поклонении пиратской, по сути, консоли Dendy. Уже позже к нам официально пришли Sega и Nintendo, и мы упивались игрой в классическую трилогию на SNES или Megadrive. Что же было делать владельцам восьмибиток? Можно был стать адептом «Стрит Файтера», но на тот момент MK в глазах русского геймера вчистую обыгрывал не то что SF, но и вообще большинство игр. Но пираты не сидели сложа руки и исполняли мечты бедных геймеров, как могли.
Сложно сказать, сколько десятков версий восьмибитного MK я перепробовал в детстве. В разноцветных картриджах, с самыми нелепыми наклейками и названиями — кажется, 11-й части все же не было, но не уверен; с кучей одинаковых героев, и всегда — без комбо и фаталити.
Некоторые поделки выглядели весьма солидно. Например, некая Mortal Kombat 2 подкупала тем, что на самом деле пыталась изобразить нечто вроде второго MK. Там были те же персонажи (без разноцветных двойников), у каждого был четкий набор суперударов, те же локации — с теми самыми живыми деревьями, например. Наконец, тот факт, что авторы игры назвали игру просто Mortal Kombat 2, а не, например, Super Mortal Combat V, не оставлял сомнений, что перед нами если не лицензия, то пиратская копия реально существующей игры! Ага, как же.
Мы собирали наклейки и играли в сотки
Альбом со стикерами Mortal Kombat 2 — один из главных артефактов 90-х наряду с «Куку-руку» или Zuko. Стикеры представляли собой либо скриншоты из MK2, либо портреты персонажей на блестящем фоне («блестяшки»). Учитывая то, что далеко не все вообще видели и играли в MK2, это был ценнейший источник информации. Сегодня такой альбом можно купить за десятки тысяч рублей, причем не в самом лучшем состоянии. А уж о пустом таком альбоме с наклейками в комплекте остается только мечтать.
Но если альбомы с наклейками до сих пор существуют и остаются частью развлекательной индустрии (правда, уже не по MK), то сотки, кэпсы, биты и как их там еще называли — штука более рудиментарная. Тем не менее, моднейшая дворовая игра 90-х не могла не выпускать сеты по Mortal Kombat. Кто рисовал эти сотки, были ли они «настоящие», никого не волновало — разве это имело значение, если там были Шао Кан и Кабал?
Мы искали игровые автоматы с MK
Даже при наличии в продаже 16-битных консолей для множества детей настоящий «Мортач» оставался несбыточной мечтой. Тогда был вариант — найти игровой автомат с MK в своем городе. Смутно припоминаю первые аркады в Москве — они точно были!
Но больше мне запомнился автомат с MK3 на вокзале города Симферополь, куда я ездил отдыхать с родителями. Я встречался с ним почти каждое лето, но сыграл всего пару раз: остальное время как завороженный пялился в его демо-режим, где показывались фаталити.
Мы смотрели фильм «Смертельная битва» по ТВ
Как и у всех детей, телепрограмма в 90-е состояла либо из мультфильмов (любых), либо из определенного кино, разделенного на группы. Это могли быть фильмы с Джеки Чаном, бондиана, четыре фильма про Годзиллу, или «Планета обезьян».
«Смертельная битва» стояла особняком — первый показ по ОРТ (он же так назывался тогда?) был сенсацией. Которую я тут же записал на видеокассету, а потом смотрел и ее, и повторные показы по ТВ. И конечно, ждал вторую часть, даже не подозревая о ее драматических различиях с первой.
Мы слушали саундтрек «Cмертельной битвы» на кассете
В фильме про MK было круто решительно все, но особенно крут был саундтрек. Первое время мы перлись с него, мучая перемотку у видеомагнитофона, а затем наткнулись на аудиокассеты с саундтреком. Затрудняюсь сказать, были ли тогда какие-то лицензии, но моя кассета была переписана с кассеты друга — зато вместе с треклистом! Там была масса интересного. Например, детвору сильно занимала личность некоего Джорджа Клинтона, который на тот момент казался родственником президента США. Другой загадкой была одна из любимых мелодий — в бою с Рептилией — написанная некоей Трейси Лордс. Неведомыми путями уже тогда мы узнали, что Трейси Лордс была порноактрисой, но как она еще и умудрилась написать музыку к такому фильму? Такого мы никак допустить не могли — скорее Джордж Клинтон был родственником Билла!