Закончил свою работу 64-й Каннский кинофестиваль. Отныне уже часть истории и десятки премьер, и крайне неприятный скандал с псевдонацистом Ларсом фон Триером, из-за неосторожной шутки объявленным на смотре персоной нон грата. Давайте немного «пробежимся» по событиям этих 11 дней и посмотрим на победителей.
Прежде всего — это жюри во главе с Робертом Де Ниро. Под его началом все эти дни работали Ума Турман, Джуд Лоу, норвежская писательница Линн Ульман, гонконгский режиссер и продюсер Джонни То, аргентинская актриса и продюсер Мартина Гусман, китайский продюсер Наньсунь Ши, режиссер из Чада Махамат Салех Харун и французский режиссер Оливье Асаяс.
Сам фестиваль начался со скандала. Наверное, это уже стало традицией: приехал Триер – жди беды. То объявит, что Америку давно стереть с лица земли, то напугает своим «Антихристом», а в этот раз на пресс-конференции режиссер заявил, что понимает Гитлера, и объявил себя нацистом.
Ларс фон Триер, который девять раз участвовал в основном конкурсе, получил «Золотую пальмовую ветвь» за «Танцующую в темноте» и Гран-при за «Рассекая волны», больше в Канн не приедет.
«Я всегда хотел быть евреем, но в какой-то момент выяснил, что мои немецкие предки были нацистами. Так что выходит, что и я нацист и это меня в определенной степени радует. Вообще я понимаю Гитлера и даже немного ему сочувствую. Я думаю, что он сделал много дурного — Вторую мировую войну развязал, например. Я абсолютно не против евреев, но я очень ясно могу представить, как он сидит в своем бункере в конце света. То есть да, хорошо, я нацист», — подытожил Триер.
Тема евреев и нацизма оказалась довольно болезненной. Откровения фон Триера вызвали закономерную реакцию. Еврейские организации призвали наказать режиссера. Дирекция фестиваля потребовала у режиссера объяснений. Разъяснять фон Триер ничего не стал, но принес извинения тем, кого могли задеть его слова. Извинения приняты не были, и фестивальный конклав присудил ему статус персоны нон-грата. Тот вроде даже не сильно расстроился и убыл домой. Похоже, ему очень хотелось только двух вещей, на выбор: либо уехать с «Золотой пальмовой ветвью», либо отчаянно поскандалить. Он хорошо понимал, что «пальма» ему не светит, значит, можно оттянуться на скандале. По идее очень неплохой коммерческий ход. Триер улетел, но Канны-то остались. Интерес к «Меланхолии», привезенной им на фестиваль, у киноманов теперь возрастет (его картину решили оставить в конкурсе).
Ну, а теперь победители:
«Золотую пальмовую ветвь» 64-го Каннского фестиваля получил фильм «Древо жизни» американского режиссера Терренса Малика (кстати, победитель был вполне прогнозируем, поскольку Де Ниро очень благоволит к Малику).
Лучшей актрисой признана Кирстен Данст за роль в фильме фон Триера «Меланхолия».
Лучшим актером — Жан Дюжарден, сыгравший в стилизованном немом черно-белом фильме «Актер».
Лучшим режиссером стал датчанин Николас Виндинг Рефн, выступивший с американской картиной «Драйв».
Приз за лучший сценарий получил израильтянин Джозеф Седар за свою ленту «Признание».
Приз «Золотая камера» 64-го Каннского фестиваля завоевал фильм «Акации» аргентинского режиссера Пабло Джорджелли.
Лучшим короткометражным фильмом признан фильм «Кросс» украинского режиссера Марины Вроды.
Гран-при Каннского фестиваля в этом году решено было поделить поровну между турком Нури Бильге Джейланом, представившим почти трехчасовой фильм «Однажды в Анатолии», и братьями Дарденнами, которые привезли «Мальчика на велосипеде».
Специальный приз в номинации «Особый взгляд» получил российский режиссер Андрей Звягинцев за картину «Елена».