Правительства разных стран во всех концах земного шара всегда проявляли завидную изобретательность, когда дело касалось сбора налогов. Чаще всего, разного рода поборы и пошлины служили всего лишь способом пополнить казну, но иной раз были продиктованы и желанием отучить народ от дурных привычек (курения, например).
1. Моча
Народу в древнем Риме жило – больше миллиона, а водопроводное дело ещё не поднялось на достаточную высоту. Потоки нечистот, которые исправно производили организмы римских граждан, грозили превратить город в зловонную Венецию.
Римляне старались содержать свой город в чистоте и не скупились на постройку туалетов. И даже соорудили превосходную, по тем временам, систему канализации для отвода сточных вод. Но только, вот беда, не все туалеты к этой системе удалось подключить. Далеко не все. Под большинством общественных уборных размещались контейнеры, которые, если оставить их без внимания, неизбежно должны были наполниться и переполниться.
К счастью, со смекалкой у древних римлян было всё в порядке. Император Веспасиан был первым, кто осознал, что буквально сидит на жидкой золотой жиле. Он стал посылать своих людей собирать мочу, а потом развозить её ремесленникам по всему городу. Эти ремесленники платили налог на использование этого продукта жизнедеятельности. Что впрочем, для них было проще, чем самим добывать всё это дело, так что они были не в обиде.
Хотите знать, на что им была моча? Дубильщики использовали её для смягчения кожи, а прачки – чтобы придать тогам знаменитое белоснежное сияние. Города оставались чистыми, люди ходили нарядными, казна пополнялась. Все были довольны.
Когда сын Веспасиана упрекнул родителя (и справедливо, надо сказать), что вся эта история дурно пахнет, император, как гласит легенда, взял монету из первой прибыли, поднес к носу отпрыска и спросил, воняет ли она. «Нет», – ответил тот. «Деньги не пахнут», – резюмировал Веспасиан.
За свою коммерческую жилку Веспасиан был награждён тем, что во многих европейских языках его имя с тех пор накрепко связано с местами общественного пользования. Сами посудите: публичный туалет переводится на французский как «vespasiennes», на румынский – как «vespasiene», на итальянский – как «vespasiani»…
2. Чистота
Наши далёкие предки были не слишком компетентны в вопросах гигиены. Что правда, то правда. Однако, если вы думаете, что причиной этому был недостаток информации о пользе чистоты или что они не любили мыться, то ошибаетесь. На самом деле, в Англии и Франции, например, немытые физиономии и слипшиеся волосы долгое время были на совести правительств этих стран, которые считали баню совершеннейшим развратом и ввели непомерный налог на продажу мыла.
За последние 2000 лет баня много раз входила в моду и выходила из неё. Даже среди аристократии не было единодушия в этом вопросе. Английская королева Елизавета I, к примеру, мылась один раз в три месяца, а испанка Изабелла Кастильская, известная своим религиозным фанатизмом, за всю свою жизнь принимала водные процедуры лишь дважды – в день своего рождения и перед первой брачной ночью. Другие, «эксцентричные» аристократы не видели в этом ничего дурного и старались совершать омовения не реже, чем раз в неделю.
Только-только при Карле I регулярное посещение бани в очередной раз начало завоевывать популярность среди англичан, как король повздорил с парламентом и был обезглавлен. Его место занял ультрарелигиозный и ненавидящий королевскую власть пуританин Оливер Кромвель. И англичане опять заросли грязью.
Богобоязненные пуритане считали чистоту делом недостойным. Всё что хорошо пахло, и для чего (о ужас!) требовалось раздеться – всё от нечистого. А чтобы народу было легче это осознать, новое правительство ввело высоченный налог на мыло.
Хотя идея мыльного налога принадлежала Кромвелю, после реставрации монархии новый король Карл II не посчитал нужным изменить этот закон. В конце концов, если люди были готовы платить за чистоту, почему бы королю не воспользоваться ситуацией и не пополнить казну?
Налог на мыло просуществовал 200 лет. К нему относились с такой серьёзностью, что к каждому производителю мыла был приставлен королевский наблюдатель, задачей которого было не допустить подпольного производства и продажи мыла на чёрном рынке. Когда в 1800-х годах этот налог был, наконец, отменён, канцлер казначейства произнёс фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Чистый народ – счастливый народ». С тех пор и по сегодняшний день в Англии не прекращается гедонистическая мыльная вакханалия.
3. Бороды
Пётр Великий вошёл в историю как великий реформатор. Совершив в 1697—1698 путешествие по Европе, русский царь задумал грандиозную модернизацию страны с целью преодолеть отсталость России от западных соседей. Результатом стал ряд значительных достижений, таких, например, как строительство Петербурга.
Одной из главных помех на пути европеизации Петр считал… бороды.
В Европе к тому времени бороды уже давно никто не носил. Русские с их длинной растительностью на лице выглядели так нелепо, как сегодня выглядит человек в туфлях на платформе в пятнадцать сантиметров с плавающими внутри золотыми рыбками. Чтобы привить своему народу европейскую культуру, Пётр издал указ, запрещающий мужчинам носить бороды. А нрав у Петра был крутой. Порой, если видел бородача на улице, мог схватить и побрить беднягу насильно.
Но поскольку человеком он был рациональным, то решил дать возможность особенно упрямым сохранить бороды, если те заплатят налог. Очень высокий налог. Если уж им так хотелось позорить страну своим видом, то хоть с выгодой для царской казны.
Этот ежегодный налог поставил многих людей перед очень сложным выбором: дело в том, что по русским обычаям православный мужчина должен был носить бороду длиной до груди. Иван Грозный однажды даже пригрозил, что «бреющий бороду совершает такой грех, которого не омыть даже кровью всех мучеников», что, конечно, было для любого русского серьёзным аргументом.
Для большинства мужчин любовь к деньгам и страх перед Петром перевесили религиозные чувства, и они побрились. Правда, сохранили срезанные бороды, наказав наследникам положить их в с собой в гроб. Этим они, видимо, думали оправдаться перед Богом: хотели, мол, поступить правильно, но обстоятельства оказались сильнее (да и у кого тогда была лишняя копейка, чтобы тратить её на растительность на лице?)
4. Трусость
Война – не для каждого. Во время Вьетнамской кампании за уклонение от призыва можно было угодить в тюрьму. Тем не менее, многие предпочли оказаться в одной камере с уголовниками, чем подставить себя под пули.
Было, однако, в истории время, когда можно было избежать исполнения воинского долга легально, просто заплатив налог. Этот налог платили рыцари, не желавшие воевать.
Видите ли, в те Тёмные века смысл рыцарства заключался единственно в том, чтобы проливать кровь за своего короля. За это многие из них получали награды, строили замки, женились на дочерях важных людей, обзаводились аристократическими привычками, в общем, начинали вести достаточно комфортную жизнь. И тут какой-то король вдруг напоминал им, что они живут так исключительно потому, что когда-то проявили себя доблестными воинами. И не важно, сколько у вас слуг и малолетних детей. Если началась война – будьте любезны воевать.
В конце концов, Генрих II понял, что некоторые рыцари всё равно воевать не будут, а даже если и будут, то толку от них – никакого. И сообразил обложить трусость горе-рыцарей огромным налогом. Рыцари платили, король получал деньги, нанимал на них нормальных, пригодных к военной службе солдат (которые, к тому же, обходились гораздо дешевле), численность армии росла. Какое-то время эта система работала превосходно, несмотря на то, что налог на освобождение от службы рос как на дрожжах.
Всё закончилось, когда король Иоанн (Безземельный, 1167-1216), тот, что правил страной во времена Робин Гуда, поднял налог в очередной раз. Это ещё могло бы сойти ему с рук, но он стал требовать уплаты налога даже спустя годы после окончания войны. Почему человек должен платить за собственную трусость, конечно, можно понять, но платить за то, что король не планирует идти на войну в этом сезоне – это извините. Бароны так и рассудили. В результате всей этой истории, королю пришлось подписать знаменитый документ под названием «Великая хартия вольностей» (1215), который значительно ограничил королевскую власть.
5. Парики и шляпы
Для богатого мужчины восемнадцатого века парик был крайне важным предметом туалета. На покупку и содержание париков тратились целые состояния. Даже разбойники в то время выходили на большую дорогу охотиться не столько за деньгами или драгоценностями, сколько за париками. Только сказочно богатый человек мог позволить себе такую роскошь. Поэтому когда британское правительство задумало ввести справедливый налог, который затронул бы богатых больше, чем бедных, ему не пришлось долго ломать голову. В конце восемнадцатого века было решено обложить налогом парики и пудру для ухода за ними.
План казался безупречным, но неожиданно привёл к обратным результатам. Многие просто перестали носить парики и даже пудрить свои натуральные волосы. Высокий налог в одночасье покончил с этой модой. Тут правительство ничего не добилось. Но у него был ещё один козырь про запас: налог на шляпы.
К тому времени, когда вводился налог на парики, самый пик моды на них уже прошёл, и носили их, в основном, люди немолодые. Но шляпы – другое дело. Даже бедняки старались обзавестись головными уборами, не говоря уже о богатых, у которых было по нескольку очень дорогих экземпляров. Размер налога зависел от стоимости шляпы, и разброс цен на них был огромным.
Покупать шляпы можно было только у торговцев, имеющих соответствующую лицензию (как алкоголь сегодня). Так что правительство знало, сколько с кого содрать. В доказательство, что налог уплачен, на внутренней стороне шляпы ставили специальный штамп.
Тому, кого ловили на неуплате шляпного налога, грозило суровое наказание. Правительство не собиралось шутить, когда речь шла о пополнении казны. Ну а подделка штампов и вовсе каралась смертной казнью.
6. Лишний вес
Если вы думаете, что абсурдные налоги остались в далёком прошлом – ошибаетесь. Они не исчезнут, пока на земле существует хотя бы одно государство.
Лишний вес стал настоящей чумой современного мира – рост количества больных диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями требуют дополнительных трат на здравоохранение, которые многим странам просто не по карману. Что делать, если вы и ваши соседи не хотите следить за своей фигурой? Ответ очевиден. Самый логичный способ – увеличить налоги на фаст-фуд и газировку. Но в Японии нашли гораздо более остроумное решение. Они установили налог на лишние сантиметры.
Хотя японцы никогда не отличались чрезмерной тучностью, японское правительство смекнуло, что бороться с эпидемией ожирения, которая уже охватила Америку и Великобританию, лучше загодя. Для этого они первым делом измерили талии всех своих граждан старше сорока (а это примерно 44% всего населения).
Мужчины и женщины, обхват талий которых превысил 90.17 см., получили инструкции относительно правильного питания и здорового образа жизни. Если за несколько месяцев прогресса достичь не удаётся – правительство выписывает штраф.
Если быть точным, налог платят не отдельные граждане. Ответственность за стройность своих людей несут компании и муниципальные советы. Они и платят налог за лишний вес. И это далеко не символические суммы. Одна компания получила предупреждение, что будет оштрафована на 19 миллионов долларов, если её персонал не похудеет. А поскольку ни один работодатель не хочет терять деньги из-за прожорливых работников, то для многих людей пара лишних килограммов может обернуться потерей рабочего места.
А это серьёзный стимул для того, чтобы стать завсегдатаем тренажёрного зала.