Ученые всего мира проявляют повышенный интерес к пустыне Наска в Перу. Точнее к рисункам внушительного размера на поверхности одной из самых суровых пустынь мира, к гигантской площади, исчерченной безупречно ровными линиями, геометрическими фигурами, изображениями странных существ, оставшихся от древних цивилизаций. Некоторые из них считают, что рисунки в этой пустыне существовали по крайней мере более двух тысяч лет до появления там испанцев в шестнадцатом веке.
Люди, оставившие эти рисунки, проводили непонятные обряды, экспериментировали со сложнейшими операциями на череп и с особой тщательностью сохраняли умерших. Что произошло с жителями этой местности? Можно ли найти ответы в изображениях на поверхности пустыни Наска? Ведь не зря это одно из самых загадочных мест на Земле.
Наска – огромная пустынная территория примерно в 400 км к юго-востоку от столицы Перу Лимы
Здесь находится около 300 рисунков, включая 46 метрового паука, гигантского гуманоида с глазами совы и птицу, длина которой равна семи футбольным полям. Тысячи лет эти удивительные рисунки были неизвестны миру. Так было до середины 20х годов двадцатого века, когда пилоты самолетов, пролетающих над Андами, впервые увидели то, что они назвали древними взлётными полосами.
Сегодня мы можем более точно определить возраст рисунков пустыни Наска, которые ученые назвали «геоглифами». Существуют два типа геоглифов – изображение животных или растений и прямые линии. Человечество располагает глиняными кувшинами, которые были сделаны в начале существования цивилизации Наска. Они тщательно расписаны, и мы видим на них такое же изображение обезьяны и паука, какие есть на равнине Наска. Поэтому есть все основания полагать, что рисунки были сделаны между 100-500 годами нашей эры. Определить же возраст прямых линий не так легко. Скорее всего, горшки служили дарами богам, и люди делали подношения в места, где линии пересекаются.
Большая часть линий абсолютно прямые, длина же их достигает несколько сот км. Многие из них пересекают всю территорию пустыни, и почти все начинаются в какой-то одной точке (это либо холм, либо подножие небольшой гряды). Эти рисунки можно увидеть не только с воздуха, но и поднявшись на невысокую гору или даже холм. Ученые думают, что рисунки были созданы не только для того, чтобы указывать определенное направление, но и просто для того, чтобы восхищаться ими. Фигуры же животных не такие большие, как может показаться. Например, фигура обезьяны (одна из самых больших) умещается на футбольном поле, на таком же поле можно разместить и двух пауков, изображенных на равнине.
Технология создания геоглифов Наски не слишком сложна. Поверхность пустыни очень ровная, она покрыта небольшими камнями (размером с кулак) тёмного красно-коричневого цвета, почва под камнями светло-желтого цвета. Чтобы сделать линию, достаточно убрать камни с поверхности земли, открыв её более светлый цвет. Сделать изображение животного было сложнее, однако люди, населяющие Наску, обладали требуемыми навыками.
Народ Наски создал удивительные текстильные изделия и гобелены. Паракасы умели делать очень сложные рисунки и наносить их на любые поверхности, передвигая для этого камни или вышивая цветными нитями ткани. Все эти находки поражают воображение ученых, но они не дают ответа на основные вопросы. Кто были паракасы – народ Наски? Зачем нанесли эти линии на землю? Возможно, ответ погребен вместе с костями этих таинственных людей, населяющих когда-то эту пустыню. Их древнее племя состояло из земледельцев, ремесленников, целителей и воинов.
Сейчас по пустыне разбросаны скелеты с деформированными черепами, на которых есть отверстия, похожие на пулевые. Форма черепов не была случайной. Она являлась результатом специального деформирования детских голов, чтобы добиться желаемого результата. А то, что казалось пулевым отверстием, было свидетельством трепанации черепа. Паракасы верили, что больных можно вылечить, проделав дырку в черепе. Лишь шестьдесят процентов выживали после подобной операции. Нет сомнений, что многие из выживших, умирали впоследствии от осложнений.
Паракасы считали, что смерть — это первый шаг в новое путешествие. В могилах, имевших глубину четыре с половиной метра, они укладывали своих умерших в утробное положение так, словно мертвецы ожидали возрождения. Они были похоронены вместе с деньгами, пищей, личными вещами, которые должны пригодиться им в последующей жизни. Большая часть мумий смотрит на место восхода солнца, так как солнце было их божеством. Паракасы верили, что следующий рассвет вернет их к жизни.
Ученые полагают, что линии на земле возможно были предназначены для общения паракасов с Богом Солнца. Если внимательно посмотреть на геоглифы животных, то можно заметить, что каждый из них выполнен одной линией, ширина которой равна величине среднего человеческого шага. У каждой фигуры животного есть вход, можно пройти по периметру всей фигуры, и затем будет выход. Очевидно геоглифы были предназначены для того, чтобы по ним ходили.
Существует много версий того, зачем в принципе были созданы геоглифы. Некоторые ученые считают, что линии были древними беговыми дорожками. Другие же полагают, что их создали для точного определения места, где зайдет солнце. Многие из фигур животных олицетворяют созвездия, и многие линии рисунков направлены на определенные звезды или планеты. В те времена эти линии, так или иначе, были связаны с представлением людей о космосе и богами, что правят миром. Есть основания полагать, что эти изображения были посвящены богам природы, в том числе, которые управляли дождями. Каждый из рисунков предназначался для разговора с божествами, тем самым древний народ пытался обезопасить свои урожаи. Они наделяли высшей силой солнце, луну, звезды и поклонялись кондору, для перуанцев – это символ дождя и погоды. Некоторые ученые даже полагают, что линии связаны с источниками воды или тем или с оросительной системой.
Наска – одно из самых засушливых мест на Земле. А вода – это один из основных элементов, без которых невозможна жизнь. Местные жители создали довольно интересную систему акведуков, накапливающих грунтовые воды, чтобы потом орошать поля в тех местах, где находятся линии. Одна из самых длинных линий идет от Кауачи до реки Ингенео. Считается, что Кауачи была столицей народа, населявшего Наску. Возможно, это место имело ещё более важное значение.
Посреди древнего поселения стоят священные пирамиды, сложенные из сотен тысяч древних кирпичей. Народ Наски построил эти храмы, чтобы иметь возможность контролировать долину и дренажные системы, находящиеся на ней. Может быть, линии просто служили дорогами, ведущими к этим священным храмам, таким как пирамиды Кауачи?
Очень важным является направление линий. Группа линий ведет прямо к пирамидам или другим сооружениям Кауачи. Если пройти по любой из линий, то попадешь либо на холм, либо в храм. Но самой яркой теорией появлений линий Наски, которая привлекает всеобщее внимание и вызывает споры, является та, что паракасами управляли высокоразвитые пришельцы. Они-то и заставляли паракасов строить посадочные полосы и стартовые площадки для своих кораблей, на случай срочной эвакуации.
Сторонники этой теории полагают, что странные геоглифы в пустыне Наска и древнее племя паракас имеют давние связи с пришельцами. В качестве доказательства этого факта приводится величина рисунков, их схожесть с рисунками других культур и странные анатомические останки паракасов. Каждый рисунок и каждая линия служили определенным указателем космическим кораблям о месте посадки в Перу. Большинство археологов категорически несогласны с этой теорией, отвергая доказательства научных вещей ненаучными доводами.
Другой мучающий многих вопрос: что же стало с построившими все это людьми?
Ученые предполагают, что народ, живший здесь, пострадал от катастрофы глобального масштаба. К 750 году нашей эры мы видим полное исчезновение цивилизации Наски. Храмы дают представление о том, что случилось с паракасами так как по ним видно, что произошло мощное землетрясение. Древние люди восприняли это как свидетельство недовольства богов. Они попытались умилостивить их с помощью жертвоприношений, прежде чем покинуть это место. Учеными найдены скелеты лам и куски флейт, на которых играли во время жертвоприношений. Их помещали в разломы, образованные землетрясением. Флейты тоже были принесены в жертву и разбиты на кусочки, чтобы никто больше не смог на них играть.
Археологи нашли помещение с черепами шестидесяти четырех жертвенных лам. Они были сложены вместе, а на вершине лежал череп человека. Это помещение оказалось частью храма, которое сохранилось после ритуального сожжения. Затем люди покинули это место. Возможно они потеряли веру в своих вождей, которые не смогли предотвратить разрушительное землетрясение и посчитали, что боги отвернулись от них, сожгли Кауачи и ушли.
Но впереди их ждало ещё большее несчастье. Между 500-600 годами случилась ужасная засуха, в Андах прекратились дожди, вода перестала наполнять реки, текущие по пустыне. В ещё одном месте проведения ритуалов, где была наибольшая концентрация так называемых священных дорог, среди руин, археологи нашли доказательства того, что паракасы были охвачены паникой. Впервые были обнаружены останки людей, явно принесенных в жертву. Так в одной из могил была обнаружена женщина со сломанным шейным позвонком. Рот её набили фекалиями, затем отрезали голову, открыли череп, вынули мозг и покрыли череп тканью. Но эти жертвоприношения не спасли народ Наски. Те, кто пережил засуху, столкнулись с ещё более сильным врагом. Они были завоеваны людьми, спустившимися с Анд.
Землетрясение, засуха, захватчики… Паракасы имели основания считать, что боги отвернулись от них. Теперь только эти линии, изображения на поверхности пустыни и мумии остались от древней цивилизации Наска. Кто вел народ, построивший эти линии? Пришельцы, боги или собственное страстное желание выжить на этой суровой земле? Облака тайн постепенно рассеиваются над Наской. Но даже те, кто всю жизнь посвятил изучению этих бесконечных линий, признают, что пустыня хранит ещё много секретов. Возможно, мы так никогда и не узнаем всю правду об этих таинственных линиях, и даже через сотни лет люди будут приезжать сюда, привлеченные загадочными рисунками, подобных которым нет нигде на Земле.