В VIII веке до н. э. греческий поэт Гесиод в своей поэме «Теогония» описал место на краю земли. Там обитают горгоны, бог Атлант принял образ гигантской горы, а в огромной пропасти бушует море.
Справа: Горгона. На заднем плане: руины Чавин-де-Уантар
Описание Гесиода напоминает развалины загадочного лабиринта Чавин-де-Уантар в перуанских Андах, считает д-р Энрико Матевич, профессор физики из Федерального университета Рио-де-Жанейро. Д-р Матевич в 2011 г. написал книгу «Путешествие в мифологическую преисподнюю», где высказал гипотезу, что в путешествиях греческого героя Одиссея речь идёт о Южной Америке.
Часть книги посвящена анализу сходств между Чавин-де-Уантары и описаний Гесиода. Географическое описание Гесиода соответствует этому место. Кроме того, артефакты в храме и местные легенды пересекаются с греческим мифом.
Географические сходства
Гесиод так описывал в «Теогонии» место, где обитает Горгона:
Бездна великая. Тот, кто вошёл бы туда чрез ворота,
Дна не достиг бы той бездны в течение целого года:
Ярые вихри своим дуновеньем его подхватили б,
Стали б швырять и туда, и сюда. Даже боги боятся
Этого дива.
Матевич считает, что это может быть описание реки Амазонки. Или опасный путь через океан в Южную Америку, за которым последовало путешествие по Амазонке к Понго-де-Мансенриче ― очень глубокому и узкому ущелью на реке Мананьон. В верхней части Мананьона часто возникают опасные водовороты.
Гесиод далее писал:
Жилища ужасные сумрачной Ночи
Там расположены, густо одетые чёрным туманом.
Сын Иапета пред ними бескрайне широкое небо
На голове и на дланях, не зная усталости, держит.
У подножия Анд расположен дворец Чавин-де-Уантар. Возможно ли, что это и есть «жилище сумрачной Ночи» и обитель Горгоны, а Атлант, сын Иапета ― горы Анды?
Чавин-де-Уантар, Перу
Скульптура пугающего божества в центре лабиринта руин Чавин-де-Уантар и есть Горгона из греческого мифа, считает Матевич.
Артефакты
Статуя «Горгоны» находится в центре подземного лабиринта на колонне высотой 4,5 м. Вокруг дворца расположены каменные головы.
Скульптуры в Чавин-де-Уантар. Иллюстрация из книги Матевича «Путешествие в мифологическую преисподнюю. Открытие Америки древними греками»
Над «Горгоной» имеется небольшая комната для жертвоприношений, откуда кровь принесённых жертв стекала в рот божества. Матевич описал свои впечатления о посещении этого места: «Я увидел внушительных размеров каменный столб… Я представил, настолько ужасно он смотрелся, залитый кровью. Если страдания способны оставлять отпечаток на камне, это столб воплощает все ужасы ада».
Скульптура напоминает найденные в Европе изображения Горгоны. Матевич приводит цитаты других специалистов, которые также отмечали это странное сходство. Например, антрополог Хосе Имбеллони в 1926 г. сравнил статую в Чавин-де-Уантар с головой Горгоны в храме Сиракуз на Сицилии. Правда, Имбеллони объяснял сходство тем, что статуя южноамериканского божества имеет греческое происхождение.
Изображения Горгоны в Америке и Средиземноморье. 1. Афины. 2. Колумбия. 3. Сицилия (Италия). 4. Перу
Точный возраст Чавин-де-Уантар неизвестен. Матевич говорит, что, по предварительным оценкам, самые его древние части могут быть датированы 1300 г. до н. э. Возраст чавинской культуры датируется 1600 г. до н. э.
Местные мифы и древнегреческая легенда
В чавинской культуре существует миф о боге Хуари ― перуанская версия древнегреческого мифа о Персее, пишет Матевич. Местные жители пригласили Хуари на праздник и собирались его там убить. Но Хуари разгадал их замысел и превратил всех в камни. Все эти события произошли в Чавин-де-Уантар.
В древнегреческом мифе Полидект планировал заговор против Персея. Полидект организовал банкет, на котором все приглашённые должны были преподнести в дар коня. У Персея не было коня, и он сказал, что принесёт любую вещь, о которой попросит Полидект. Тот попросил принести голову Медузы Горгоны, подвергнув Персея смертельной опасности. После долгих испытаний Персей добыл голову Медузы Горгоны и с её помощью превратил Полидекта в камень.
Персей держит голову Медузы Горгоны, скульптура работы Антонио Кановы, 1801 г.