Фрина (Phryne)
Годы жизни: 390-330 до н.э.
Фрина Мнесарет — самая богатая афинская куртизанка своей эпохи и любимая модель величайших скульпторов IV век до н.э. — Праксителя и Апеллеса.
Девушка появилась на свет в обеспеченной семье в Феспии, ее отцом был врач Эпикл. Ее назвали Мнесарета – «добродетельная, помнящая о добродетели». Прозвище «Фрина», что означает «жаба», девушка получила позже — за бледно-оливковый цвет кожи, непривычный для смуглокожих гречанок.
Помпейская фреска, Афродита Анадиомена, фрагмент. Апеллес
Несмотря на это, Фрина обладала совершенством тела и лица, задумчивыми глазами, излучала сладострастие и невинность одновременно. Юная Фрина покинула родной дом и убежала в Афины, где получила хорошее образование, манеры, изучила искусство обольщения и стала гетерой.
В Афинах она наконец-то смогла делать то, что запрещалось ей дома – знакомиться и общаться с мужчинами, носить откровенные наряды, использовать косметику, духи. Фрина умела предложить мужчине не только свое прекрасное тело, но и весело провести с ней время: поддерживать интересную беседу, остроумно шутить, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Она завела множество состоятельных любовников и вскоре разбогатела.
Имя Фрины овеяно легендами
• Любовное искусство прославило ее настолько, что Фрина стала одной и самых богатейших куртизанок древности. Цену своего внимания она называла наугад, зачастую суммы были огромны. Лидийский царь смог оплатить ее благосклонность, тем самым вогнав свое государство и подданных в глубокие долги.
• Она предлагала на свои средства восстановить стены города Фивы, разрушенные в 335 году до н.э. Александром Македонским. Но при одном обязательном условии – на стенах увековечат ее имя надписью «Были разрушены Александром Великим, восстановлены гетерой Фриной». Жители Фив отказали куртизанке.
В возрасте 25 лет Фрина обзавелась большим роскошным домом, полным произведений искусства и рабов, с садом и бассейном. Она могла уже оставить ремесло куртизанки, но право быть самой желанной женщиной она оставить не могла.
Несмотря на образ жизни, статуи и картины с ее изображением, узреть обнаженной ее можно было лишь на празднике Посейдона в образе Афродиты — Фрина носила непрозрачные плотные одеяния, скрывающие волосы и запястья, не посещала общественные бани. Говорят, что мужчин она принимала в темноте.
Фриной восхищались известные люди тех времен: писатели, поэты, влиятельные политики, художники и ваятели. С Фрины великий скульптор и художник Апеллес, ее любовник, вырезал статую «Афродита Анадиомена» и написал помпейскую фреску.
Пракситель — другой великий скульптор древности и любовник Фрины, вырезал с нее первую статую обнаженной богини «Афродита Книдская», достояние города Книды
Это самая известная статуя богини любви во времена античности, идеал красоты, благородства, изящества, страсти и девственной грации, но афинское общество посчитало ее богохульством.
Этим воспользовался оратор Евфий, один из поклонников, которому Фрина отказала, и обвинил ее в разврате и оскорблении, нанесенном ею богам. Ненавидевшие куртизанку женщины, чьи мужья посещали ее, поддержали гонения на Фрину.
«Фрина перед ареопагом», Де Мило Манара
По их свидетельствам, Фрина якобы возомнила себя Афродитой и велела поклоняться себе подобно богине. Такие преступления карались смертным приговором или изгнанием, и куртизанка предстала перед судом Афин. Защитником Фрины выступил известный греческий оратор и ее любовник Гиперид.
Когда он понял, что речей недостаточно и правосудие склоняется не в ее пользу, Гиперид сорвал одежду с Фрины прямо перед 200 членами суда и воскликнул «Разве может такая красота оскорбить богов?».
Пораженные красотой куртизанки, все судьи признали ее невиновной – по представлениям калокагатии, прекрасное тело не могло обладать уродливой душой.
К тому же, древние греки считали вполне вероятным родство прекрасной Фрины с кем-либо из богов Олимпа, нисходящих до смертных женщин. По одной из версий, куртизанка сама подсказала Гипериду этот прием.
«Фрина перед ареопагом», Ж.-Л.Жером, 1861 год
Хосе Фраппа, «Фрина»
Фрина знала цену искусства — однажды Пракситель решил подарить Фрине одну из своих работ и предложил ей самой выбрать подарок. Но ответить, какую из своих работ мастер считает самой лучшей, он отказался. Вскоре прибежал слуга с вестью о пожаре в мастерской, и Пракситель закричал: «О нет, только не «Сатир и Эрот»!». Фрина улыбнулась – ее хитрость удалась, и она удалилась с обещанным даром.
До самой старости Фрина сохранила стройную фигуру и гладкую кожу. Говорили, что у куртизанки был слуга, который записывал для нее рецепты, помогающие поддерживать красоту и молодость – мази и притирания, которые она сначала проверяла на рабынях.
По одной версии, куртизанка стала женой Гиперида, по другой – отблагодарила его за свое спасение и осталась любовницей Праксителя всю жизнь. А когда Фрина скончалась, скульптор отлил ее портрет в чистом золоте.