Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Что случилось с сумасшедшим королем Баварии из замка Нойшванштайн

Что случилось с сумасшедшим королем Баварии из замка Нойшванштайн

Король сказок, как говорили обожавшие его подданные. Единственный настоящий король XIX века, по словам поэта Поля Верлена, и безумный король, с точки зрения его министров, — все эти эпитеты относятся к эксцентричному королю Баварии Людвигу II, которого по сей день многие почитают и столь же многие критикуют.

Каждый, кто посещал самое изысканное творение Людвига II — замок Нойшванштайн — или даже просто видел его на многочисленных фотографиях и открытках, скорее всего, сочтет, что король и в самом деле больше достоин похвалы, чем хулы. Именно этот замок в псевдосредневековом стиле с множеством зубцов на стенах и шпилями, которые возникают, подобно призраку, посреди вечнозеленого леса в окружении заснеженных горных вершин, вдохновил Уолта Диснея на создание сказок.

 

Рисунок для проекта замка, сделанный в 1869 году

 

Девятнадцатилетний Людвиг стал королем Баварии в 1864 году. Увлеченный историческими легендами о Короле-Солнце, величием Версаля и музыкой Вагнера, он разделял навязчивую страсть композитора к идеализированным образам германского Средневековья.

 

Людвиг II (слева) с родителями и младшим братом Отто, фото 1860 года

 

Композитор Рихард Вагнер, 1861 год

Легенды, лежащие в основе опер Вагнера — сага о Парсифале и святом Граале, песнь о Нибелунгах и сказание о Рыцаре Лебедя, Лоэнгрине, — стали предметом циклов, украсивших залы Нойшванштайна — одного из трех замков, построенных Людвигом.

 

Работа эта, которой руководили архитекторы Ридель и Дольман, была основана на планах театрального художника Янка. Строительство началось в 1869 году и закончилось в 1886-м, когда король умер. Именно из-за этого покои верхних этажей остались пустыми и голыми. В июне того года министры Людвига обвинили его в растрате государственных средств на все более безумные и эксцентричные архитектурные химеры (обвинения, возможно, были и небеспочвенны). Правительство заставило ведущего психиатра Баварии без личного осмотра объявить короля психически больным и недееспособным.

 

Интерьер замка Нойшванштайн

 

Замок Берг, 1886 год

Из Нойшванштайна Людвига с почтительной настойчивостью доставили в замок Берг на озере Штарнберг, где его тщательно охраняли.

 

Крест на месте гибели Людвига II, Штарнбергское озеро

На второй же день пребывания короля в замке Берг его тело и тело его врача обнаружили на мелководье Штарнбергского озера в 23:00. Ранее, в 18:30 того же дня, Людвиг II и профессор фон Гудден отправились на прогулку. Больше живыми их уже никто не видел. По официальной версии, доктор пытался предотвратить самоубийство короля и при этом утонул сам, хотя глубина озера не превышала 1,2 м.

 

Король в поздние годы своей жизни

Двоюродной сестре короля, австрийской императрице Елизавете Баварской (известной также как Сиси) — пожалуй, самому близкому другу Людвига — принадлежит единственное правильное объяснение этих событий: «Король не был безумен. Он просто был эксцентричной особой и жил в мире своих мечтаний. С ним могли бы обходиться милосерднее».

 

Интерьер замка Нойшванштайн

Область Альгау в Баварии имела большое стратегическое значение в Средние века, поэтому там когда-то было четыре замка. Именно здесь Людвиг решил построить свою «изящную игрушку из взбитых сливок». Предварительные чертежи графа фон Поччи и Кристиана Янка показывают, что центральная часть Нойшванштайна была сконструирована по образцу замка Вартбург. Людвиг II настаивал на том, чтобы здание сливалось с окружающей средой.

 

С весны до осени сюда везли поразительное количество строительных материалов. Только в 1879-1880 годах для строительства понадобилось более 5000 тонн нюртингского песчаника, более 510 тонн зальцбургского мрамора и 400 000 кирпичей. Весь фасад был отделан известняком из Альтершрофена.

 

Обстановкой и окончательной отделкой интерьеров занимались архитекторы, специализировавшиеся также на театральных декорациях, резчики по камню, живописцы и специалисты по керамике. Общая стоимость замка превысила 6 миллионов марок. Покои его разнообразны и чрезвычайно пышны.

 

Большинство из них украшены картинами, в которых оживают герои германских саг и священные короли Германии. Характерен в этом смысле Тронный зал с его смесью мозаичных украшений в готическом, романском и византийском стилях и бронзовой люстрой в форме короны весом более тонны.

 

Предметы мебели выполнены в популярном в ту эпоху неоготическом стиле. Помимо всего этого, здание по указу короля было оборудовано по последнему слову техники — например, электрическими звонками и вполне функциональной кухней.

 

 

Архив Вестник К