В ноябре 1836 года, в санкт-петербургском Большом театре состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В этот день в либретто оперы окончательно была закреплена каноническая государственная версия об Иване Сусанине, которая несколько отличается от строгой научной версии его подвига…
История подвига
О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины (примерно в 70 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки.
Согласно царской грамоте от 30 ноября 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.
Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности.
За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.
Бонус от царя
Русские цари очень любили Сусанина: по официальной версии, он был идеальным вассалом, без колебаний пожертвовавшим жизнью за своего сюзерена. Недаром именно такое название — «Жизнь за царя» — Николай I изволил присвоить опере Глинки. А вот причина, по которой Сусанин стал истинно народным героем, менее очевидна. Но об этом позже. А то, что он им стал, — святая правда!
Крестьянские сказы о Сусанине фольклористы собирали по деревням ещё в XIX в., то есть через 200 лет после событий Смутного времени. А что об Иване Сусанине известно доподлинно?
Не так много, но и не так мало. На этот счёт существует прекрасный документ XVII в., составленный на высшем государственном уровне. Вскоре после того, как власть спасённого Сусаниным Михаила Романова окрепла, муж сусанинской дочери, некто Богдан Собинин, предъявил монарху счёт к оплате.
Ответом стала жалованная грамота царя, по которой село Домнино Костромского уезда отдавалось тому самому Богдану:
«За службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Русии в прошлом 7121 (1613. — Ред.) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него, где в те поры Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Русии были».
Фрагмент жалованной грамоты потомкам Ивана Сусанина и Богдана Сабинина
К селу прилагался бонус в виде полного освобождения от налогов: «Наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни в какие подати имати с них не велели… и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно».
Казаки-разбойники
И ни слова о том, из-за чего до сих пор про Сусанина травят анекдоты, — про героически утопленных в болоте шляхтичей. Чем же это молчание объясняется? Кстати, современные польские историки напрочь отметают вероятность того, что в марте-апреле 1613 г. в районе Костромы действовали какие-либо королевские войска. Почему?
Польский король не мог дать такое задание, да и отряд не был польским. Исуповское (или Чистое) болото, где погиб Сусанин, сравнительно небольшое, всего 5 км в самом широком месте, и вполне проходимое, тем более зимой.
Убийцы легко смогли бы оттуда выбраться: почти с любого места «непроходимого» болота виден купол церкви в соседней деревне Домнино.
Михаил Романов на момент смерти Сусанина был не кандидатом в цари, а уже избранным царем. Его убийство не помогло бы сохранить русский трон для польского короля или его сына.
Вооружённым отрядом, явившимся весной 1613 г. в Домнино, вполне возможно, были вовсе не поляки, а казаки с берегов Дона, Днепра, Яика или Терека. Со времён Лжедмитрия I они поддерживали в русской Смуте то одних, то других (включая поляков), а попутно грабили местное население.
Что бывает, когда такие казаки-разбойники приходят в деревню, можно увидеть в советской комедии «Свадьба в Малиновке». Лихие ребята ловят гусей да поросей, крестьяне прячут девок и всё самое ценное.
Вот такую банду, по всей вероятности, и увёл на болото Иван Сусанин, героический староста села Домнино, вотчины матушки молодого царя. По крайней мере, за это его помнили мужики и бабы в русских деревнях.
Репродукция картины А. Баранова «Подвиг Ивана Сусанина»
А то, что был он каким-никаким, а представителем власти (в сказах позапрошлого века его вообще называли бурмистром — термином, которого в Смуту на Руси не было), символизировало вековую несбыточную мечту народа о справедливом начальстве.
Неслучайно вполне реальные Минин и Пожарский, воевавшие под стенами Москвы за отвлечённые державные идеалы, в фольклор не попали. А полумифический Сусанин попал.
Идентификация Ивана
Впрочем, почему полумифический? В Костромской области в начале 2000-х начали целенаправленно искать могилу Сусанина. Хотя, казалось бы, если он утонул в болоте, то какая могила? Но ведь нашли — в соседнем с Домнино селе Исупово. Даже положительное заключение МВД имеется:
«Проведённое медико-криминалистическое исследование каких-либо признаков, исключающих принадлежность костных останков из реликвария 13А некрополя «Исупово» Ивану Осиповичу Сусанину, не обнаружило».
А на нет и суда нет! Даже реконструкцию лица сделали — получился вполне симпатичный дядечка лет 50, слегка похожий на Ленина.
Реконструкция внешности. Ивана Сусанина по черепу (судмедэксперт России профессор Виктор Звягин)
«Повреждения, — писал эксперт, — не имеющие признаков заживления, указывают на насильственную смерть и вполне соответствуют обстоятельствам мученической кончины Ивана Сусанина. Признаки внешности мужчины из реликвария 13А некрополя «Исупово» присутствуют в облике достоверно известных потомков Ивана Сусанина в 8-15-м поколениях».
Так что вот он, народный герой! Хоть сейчас под стекло в музее выставляй и экскурсантов води. «Туристическим группам из Польши, — как сказано в самом смешном анекдоте сусанинского цикла, — скидка».
Источник