Родос, остров роз – один из красивейших островов Эгейского архипелага. В 1307 году, в правление Великого магистра Фулька де Виларета, рыцари Ордена Св. Иоанна захватили Родос и сделали его своей резиденцией. Целых два года потребовалось Ордену, чтобы утвердить на Родосе свою власть (в 1308 году папа Клемент V санкционировал переход Родоса под управление госпитальеров), а в 1310 году Орден официально перенес свою штаб-квартиру с Кипра на Родос. Наконец-то после долгих скитаний рыцари обрели собственный дом. Великий магистр Фулк де Вилларе сделался главой маленького суверенного государства, ставшего самым восточным форпостом христианского мира. Местоположение Родоса идеально отвечало планам Ордена, по-прежнему состоявшим в том, чтобы держать в постоянном напряжении мусульманский мир, дезорганизовывая его торговлю. На Родосе окончательно определилась и окрепла внутренняя структура Ордена, не претерпевшая существенных изменений на протяжении многих веков. Впоследствии, перебравшись на Мальту, рыцари с ностальгией вспоминали о мягком климате и плодородных почвах этого острова, расположенного лишь в 10 милях к югу от побережья Малой Азии.
Первой заботой рыцарей стало укрепление старых византийских фортификаций острова и строительство госпиталя. Для этой цели из Европы были выписаны лучшие специалисты. Особое внимание было уделено строительству новых крепостных стен и башен: в начале XIV века на смену древним катапультам пришли осадные орудия. Уже через два года после того, как рыцари обосновались на Родосе, турки предприняли попытку завладеть островом Аморгос, лежавшим в ста милях к северо-западу от Родоса. Великий магистр Фулк де Вилларе бросил на разгром турок все наличные силы Ордена. В морском сражении у берегов Аморгоса турки потеряли весь свой флот. Эта победа высоко подняла престиж госпитальеров в Средиземноморье. А теперь, улыбнитесь, скептики, мы отступим от исторических фактов и отправимся в область легенд… На арену истории выходит милый и ничем еще не примечательный юноша Дьёдонне (или Деодат, по-нашему Богдан) де Гозон из Провансальской ланги. С его именем связана одна из легенд, которыми так богата история родосских рыцарей.
Недалеко от столицы острова, в долине у подножия горы Св. Стефана, устроил свое логово дракон. Он нападал на селян, особенно отдавая предпочтение, в соответствии с природой этой твари, молодым девушкам (надо полагать, потому, что они были самой легкой добычей). Несколько раз рыцари пытались покончить с драконом, вступали с ним в битву и гибли в ней. В конце концов, Фульк де Виларет отдал жесткий приказ оставить зверя в покое. Молодой рыцарь Дьёдонне де Гозон решил избавить остров от чудовища. Юноша построил в укромном месте макет животного в натуральную величину и выдрессировал собак бросаться на него. Закончив тренировки, Дьёдонне де Гозон выступил на бой с драконом. Собаки яростно напали на чудовище, а Дьедонне воспользовался тем, что внимание дракона было отвлечено, и отсек ему голову…то было в 1311 году. Великий магистр изгнал рыцаря из ордена за непослушание. Однако событие имело такой общественный резонанс, что по всеобщей просьбе Дьедонне был возвращен в лоно ордена. До конца жизни он носил прозвище «Убийца Дракона».
Дьедонне де Гозон в 1346 году стал третьим Великим магистром и правил орденом до самой смерти в 1355 году. Под предводительством де Гозона рыцари одержали внушительную победу над турецким флотом у берегов Смирны. Нет нужды уточнять, что поединок рыцаря де Гозона с драконом не упоминается в документах его времени, и писать о нем начинают только два века спустя после рождения героя. Мифология, как правило, избегает подлинных имен и точных дат, а надгробную плиту магистра де Гозона по сей день, венчает надпись: «Здесь покоится рыцарь, сразившийся с драконом». Давайте все же попробуем допустить, что некий реальный эпизод все же имел место… С того памятного боя у Смирны Родос оставался единственным, непобедимым притом, форпостом христианства в Малой Азии, до тех пор, пока в 1402 году не пал под ударами армий Тимура. Абсолютное господство турок в Эгейском море было надолго пресечено. Разве жестокая и агрессивная Порта не могла, правда, иносказательно быть приравнена к настоящему чудовищу, монстру южных морей? Чем не дракон, как, по-вашему?
Как бы то ни было, жизнь продолжала идти и в нашей истории появляется новый персонаж, а именно венгерский король Сигизмунд I Люксембург. Еще, будучи принцем, он посетил Родос. В конце XIV века, если верить летописи. Магистр де Гозон покинул этот мир в 1355 году. Надо ли говорить, что память о его подвигах была еще свежей и рассказы звучали из уст очевидцев?
Будущего императора вдохновил «Победивший Дракона». Настолько, что двадцать лет спустя, когда турки всерьез угрожали его владениям, Сигизмунд создал орден, объединив под его знаменами самых доблестных рыцарей. Рыцарский Орден Дракона (Societas Draconistrarum) был создан в 1408 г.
Члены Ордена Дракона были тщательно отобраны среди представителей правящих династий Европы. Символом стал дракон Святого Георгия, свернувшийся в кольцо, с открытой пастью, растопыренными лапами, поднятыми крыльями с хвостом, обвитым вокруг шеи и красным крестом на серебряном поле между шеей и хвостом. Рыцари Ордена должны были всегда носить с собой знак ордена, возможно в качестве подвески на шее, и часто их хоронили вместе с ним. Девизами Ордена были «O quam misericors est Deus» («О, как милосерден Господь») или «Justus et paciens» («Оправданно и мирно»). Орден оставался сильным до смерти Сигизмунда в 1437 году. Без сильного спонсора Орден быстро потерял влияние и престиж. Однако еще в 1431 г. Сигизмунд расширил Орден, приняв в него новых членов, в частности, правителя Валахии Влада II Дракулу (1390–1447) и ряд знатных венгерских аристократов.
Интересно, что эмблема Ордена перекочевала затем на гербы венгерских благородных семейств, например, Батори и Ракоши. Использовал эту эмблему и Влад II – на своем личном ожерелье из шести монет, а также в персональном гербе и печати, он настолько увлекся идеями орденского братства, что присоединил имя Дракона к родовому имени, назвавшись, Влад Дракон или — на местном диалекте — Влад Дракул. Влад II Дракул на самом деле был отцом печально знаменитого воителя, которого, впрочем, звали так же — Влад Дракула. Отец, кстати, был ревностным адептом ордена. До курьезов. К примеру, он повелел элементы орденской символики чеканить на монетах своего карликового, но государства. Подобное изображение, естественно, считалось сакральным, и… фальшивомонетчиков карали с утроенной жестокостью. Однако в исто
рию вошел не простоватый рыцарь ордена Дракона, а его сын, принявший имя вместе с троном и обетами ордена Дракона.
Жестокость, море пролитой крови. Летописцы прямо указывают на то, что Влад Дракула — чернокнижник. Но отчего же молчат премудрые летописцы, что кровавый тиран несколько десятилетий кряду один — заметьте— один, с горсткой преданных рыцарей, противостоял Порте, преграждая исламу путь на запад.
Да, Влад Дракула был жестокосерден, и, надо полагать, без всякой меры. Предосудительно. Хотя ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов нравы и обычаи той эпохи. Что там ни вытворял безудержный рыцарь Дракона, все вполне укладывалось в тогдашние «международные правовые нормы». Впрочем, его жестокость, скорее уж, была его орудием, нежели забавой. В ряду подобных себе Дракон выделялся именно тщательностью расправы. Звучит зловеще. Но это парализовало волю превосходящего противника и дарило победу. Устрашение было главным оружием рыцаря. Да простят люди его грешную душу. Возможно, придет время, и ей воздадут по заслугам. Не теперь. Однако ж именно в связи с воинскими заслугами Влада Дракона, говорить о преемственности двух орденов будет правомерно.
Многие спросят, а к чему собственно нужен был столь подробный экскурс в историю. Современники изрядно напутали с переводом имени Дракула, ибо на местном наречии дьявол и дракон обозначаются одним и тем же словом. И рыцарь Дракона стал для многих рыцарем Дьявола. Поэтому, мне хотелось предварить рассказ о данном персонаже этим очерком, без него история господаря Валашского Влада III Дракулы, преемника ордена Дракона мне кажется немного не полной, но это только мое мнение.
Личность Влада Дракона настолько интересна и далеко не однозначна сама по себе, что ей следует уделить отдельную статью.