Императрица Екатерина Великая вошла в историю не только успехами в государственном управлении, но и своими любовными историями, которые продолжают вызывать интерес и два с половиной века спустя. Супруг Екатерины, император Петр III, обзавестись большим количеством фавориток не успел. Однако пассия Петра с легкой руки императрицы Елизаветы Петровны была наречена «русской мадам Помпадур»…
Заняв трон в результате очередного дворцового переворота, Елизавета Петровна оказалась перед необходимостью обеспечить империю наследником престола. Законный брак императрицы исключался, незаконнорожденные дети на трон претендовать не могли, поэтому нужно было искать родственника, хотя бы относительно близкого к Романовым.
Таким родственником оказался Карл Петер Ульрих, сын сестры Елизаветы Анны Петровны и герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского.
Петр Федорович (урожденный Карл Петер Ульрих) в бытность Великим князем. Портрет работы Г. Х. Гроота, 1743
Мать мальчика умерла вскоре после рождения, отца он потерял в 11 лет. Воспитывался Карл в военном духе, причем упор делался на правила и нормы, принятые в прусской армии.
Когда 13-летнего юношу по заданию Елизаветы Петровны привезли в Россию, она была поражена и нездоровым внешним видом племянника, и его необразованностью.
Племянница вице-канцлера
Карл принял православие, стал Петром, но поклонение перед Пруссией никуда не делось. Многих шокировали также резкость и грубость наследника престола, которые явно были следствием непростого детства. Но с психологами в XVIII веке было сложно, так что разбираться с проблемами будущего императора оказалось некому.
Не сложились отношения и супругой, которую подобрала племяннику Елизавета Петровна — София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, она же Екатерина Алексеевна, всеми силами пыталась завоевать симпатии русских и стать частью новой родины, в то время как Петр Федорович не видел в этом большой необходимости.
Отдушиной для Петра Федоровича стала фрейлина его супруги Елизавета Воронцова.
Графиня Елизавета Романовна Воронцова (по мужу Полянская, 1739—1792) — фаворитка Петра III, фрейлина
Воронцовы возвысились во время правления Елизаветы Петровны. Дядя будущей фрейлины, Михаил Илларионович Воронцов, занимал пост вице-канцлера, а на исходе периода правления Елизаветы Петровны стал канцлером империи.
Елизавета Воронцова была дочерью генерал-аншефа графа Романа Илларионовича Воронцова и его второй супруги Марфы Ивановны Сурминой.
Фрейлина его мечты
После смерти матери в 1745 году Елизавету вместе с сестрами отдали на воспитание в дом дяди — вице-канцлера. Но если младшую сестру ЕкатеринуМихаил Илларионович оставил под своей опекой, то Елизавету вместе с еще одной сестрой Марией определили во фрейлины.
Причем императрица разделила сестер: Мария стала ее фрейлиной, а Елизавета была определена во фрейлины к жене наследника престола Екатерине Алексеевне.
Елизавета Воронцова в детстве была болезненным ребенком, что, возможно, сказалось, и на ее внешности. Портрет уродины, который в своих записках оставила Екатерина II, возможно, не соответствует действительности, но первой красавицей фрейлина точно не была.
Поэтому придворные пережили шок, узнав, что наследник престола, не балующий вниманием жену, оказывает знаки внимания госпоже Воронцовой.
К слову, когда роман стартовал, Петру было 27 лет, а Елизавете едва исполнилось 15.
Оригинал и «копия»
Императрица Елизавета Петровна, не лишенная чувства юмора, назвала фрейлину «нашей госпожой Помпадур».
Фаворитка французского короля Людовика XV Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур, прожила сравнительно недолгую жизнь, но успела прогреметь на всю Европу.
Ее русский «двойник» имел принципиальное отличие — Елизавета Воронцова, в отличие от французской фаворитки, не интересовалась политикой и не пыталась получить в свои ручки бразды государственного управления.
Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур (Жанна-Антуанетта Пуассон)
Елизавете нравилось внимание Петра, ей явно льстило то почтение, которое оказывали ей придворные. Наверное, женское самолюбие тешило и то, что любимый Петечка при ней периодически унижал законную супругу.
Но дальше этого амбиции фаворитки не шли. Зато клан Воронцовых увеличил свое влияние, и с восшествием Петра III на престол был осыпан царскими милостями.
Но был среди Воронцовых и «диссидент», вернее, «диссидентка». Родная сестра Елизаветы Екатерина Воронцова, в замужестве Дашкова, стала близким человеком Екатерины Алексеевны, то есть фактически ушла в стан врага.
Крушение надежд
Елизавета не ополчилась на сестру. Она вообще отличалась довольно мягким характером, что подкупало Петра Федоровича. Фаворитка успокаивала его во время вспышек гнева, смягчала его ярость, согревала его душевным теплом. Наверное, в жизни несчастного Карла Петера до Елизаветы Воронцовой не было никого, кто бы так искренне дарил ему свою любовь.
Взойдя на престол в 1761 году, Петр III пожаловал фаворитке звание камер-фрейлины, приказал отвести ей во дворце комнаты рядом с императорскими покоями. Таким образом, он действительно придал Елизавете такой же статус, какой имели фаворитки французских королей.
Портрет Петра III работы художника А. П. Антропова, 1762
Но на этом останавливаться Петр не собирался. Он помнил биографию своего деда и тезки Петра Великого, отправившего нелюбимую жену в монастырь. Петр III вознамерился поступить так же, сделав Елизавету императрицей.
Если Екатерина Алексеевна и колебалась относительно плана выступления против мужа, то перспектива оказаться узницей монастыря заставила ее отбросить все сомнения.
Переворот с супругой во главе стал для Петра III полной неожиданностью. Он быстро пал духом, не сумев организовать сопротивления. Елизавета же в силу своего характера не могла вдохновить возлюбленного на подвиги.
29 июня 1762 года фаворитку Петра III арестовали вместе с императором. Елизавета рыдала и просила разрешить ей разделить участь любимого человека, но ее отправили в имение отца под Москвой. А вскоре стало известно, что Петр III скончался в Ропше.
Тихое счастье бывшей фаворитки
Казалось, что Воронцовым, оставшимся верными свергнутому императору, не избежать мести со стороны победительницы. Но на деле опала оказалась непродолжительной. Воронцовы потеряли прежнее влияние, однако не были лишены всего.
Что касается Елизаветы, то ее судьбой решила заняться сама Екатерина II. В 1765 году бывшую фаворитку выдали за 45-летнего полковника Александра Полянского. Муж был на 18 лет старше супруги, что некоторые расценили как изощренную месть императрицы.
Но, вопреки ожиданиям, брак оказался прочным и, судя по всему, вполне счастливым. Елизавета родила мужу двоих детей — дочь Анну и сына Александра. Крестной матерью Александра Александровича Полянского стала Екатерина II.
Елизавета Романовна Воронцова (по мужу Полянская)
Не желая видеть Елизавету при дворе, императрица, тем не менее, выражала ей свое благоволение и даже оказывала ей значительную финансовую помощь.
А вот сын Елизаветы пострадал из-за покровительства императрицы. Павел I выгнал крестника матери из армии в чине ротмистра. Вернулся на службу Александр Полянский-младший уже при Александре I.
Судя по переписке графини Полянской с родственниками, она была вполне довольна своей жизнью и не скорбела о том, что осталось позади.
«Русская госпожа Помпадур» умерла в 1792 году в возрасте 52 лет и была похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Источник