Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Человек против церкви или История одного Гуса?

Человек против церкви или История одного Гуса?

В конце четырнадцатого века, одним бедным богословом в лицо всесильной церкви были брошены обвинения, которые ему не простили до сих пор. Первые вопросы здравого ума и выводы логики были противопоставлены католической вере.

Если Христос вознёсся на небо целиком — почему выставляются волосы из его бороды? Как так вышло, что, если собрать кости святых из разных монастырей и храмов, многие из них будут многорукими и многоногими отродьями? Как можно взимать плату за совершение церковных таинств? Как можно быть священником, нарушая заповеди? Как можно верить в Церковь, если Церковь не Бог? Как можно отпускать грехи и молиться за плату? А если бы заплатил сам дьявол, он бы тоже был прощён? Какого лешего вы говорите, что папа Римский святой, если у вас их вообще трое, один из которых в прошлом пират и убийца, а пару веков назад у вас была папесса, которая родила прямо во время службы?

Начав спрашивать это у богатейших и самых влиятельных людей Европы — служителей церкви — людей, чья власть, по мнению обывателя того времени, простиралась даже на загробный мир, чешский проповедник Ян Гус проложил себе дорогу к сожжению на костре. Но его костёр стал одним из многих, которые загорятся спустя годы, начав изменять облик католической церкви. Но был ли это результат богословских диспутов, или банальное наказание

Хорошие семена в бедной почве

В нищей крестьянской семье, в крохотном городке на территории тогдашней Богемии (а ныне — Чехии), давшем ему впоследствии второе имя — в Гусинце, родился бедный, но очень смышлёный мальчик. Назвали его Ян и было у него два брата, но знаем мы о судьбе только Яна. Да-да, в истории остаются только смышлёные. На дворе стоял 1369 год. До Куликовской битвы на Востоке оставалось ещё 11 лет, а на Западе Европа была поделена на 10 крупнейших государств, в центре которых — Священная Римская Империя, а по кругу — Англия, Франция, Венгрия и Польша. Отец Яна, Михаил, отправляет его в школу в соседний городок — Брохатицу, в надежде, что сын сможет выбиться в люди. Невероятно бедная семья и надежда на то, что дети будут жить лучше, чем родители. Двое братьев Яна такую возможность не получили. В школе Ян прилежно учится. Даже присутствие в небольшой Брахатице разжигает его юношеские мечты и смелые предпубертатные фантазии. Через город идёт торговый путь в Прагу, на нем стоит небольшой собор, множество ремесленных лавок, немецкие купцы следуют этим путём, слышится иностранная речь… Окончив школу, 18-летний юноша уговаривает с трудом сводящих концы с концами родителей на продолжение его образования. И его мать, собрав подарки для знатных панов в университете, отправляется с ним в Прагу.

Мальчика приняли только на факультет свободных искусств — самый дешевый и наименее популярный. Хотя хотел он на богословский. Ян был самым бедным студентом, питался хлебом и гороховой похлёбкой, не имел собственного угла и посуды. Он всё свободное время уделяет образованию и в 1396 году получает степень магистра искусств и право самому читать лекции. Отсутствие денег для инвестирования в бывшее тогда элитным образование богослова сыграло злую шутку с его судьбой. Вместо заучивания библейских текстов и теологии, он изучает философию и логику, и, в конечном счёте, он станет проповедником наоборот. Будущий лектор и самопрозглашенный богослов знакомится с трудами профессора Джона Уиклифа из Оксфордского университета. Уиклиф же даже без проповедей был весьма спорным автором. В 1381 году его уже выгнали из Оксфорда, и если бы не инсульт в 1384-ом, он бы вполне мог закончить на костре при жизни, а не после смерти. Да, представьте себе, его после смерти раскопали, осудили и сожгли на костре за тот эффект, что произвела его писанина. Его идеи всколыхнули Европу покруче рецепта пороха. Главный труд его жизни — Триалог — разошелся и осел во многих университетах, дав пищу для ума таким людям как Ян Гус, а затем и Мартин Лютер.

Уиклиф яро осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос, ни Его апостолы, не имели ни имущества, ни светской власти. Следовательно, право на секуляризацию церковных земель принадлежит монарху, а не церкви. Ведь у последней вообще не должно быть своего имущества. Он выпустил собственный курс лекций «О гражданском владении», согласно которому право на собственность и владение неотрывно связаны с праведностью. Нарушение основ праведности должно вести к отчуждению собственности, а право такого решения должно находится в руках гражданских властей, в том числе и в вопросах духовенства. Иными словами, Церковь должна быть подсудна гражданским судам и государственной власти, не иметь имущества и заниматься только вопросами веры и религии.

Он отвергал учение о чистилище и об индульгенциях в корне. Чистилище это такое жуткое место, куда вы, по мнению, средневековых священников попадёте, даже если верили в Бога и жили праведно, но не были очищены. Вам не отпустили грехи, не похоронили по христиански, вас не крестили — в общем, праведным быть недостаточно, а нужно ещё следить за регулярным отпуском грехов и чистотой души, с точки зрения церкви. А индульгенция — бумажка, подтверждающая отпуск грехов. Кому её предъявлять после смерти — не ясно, но без неё ждёт чистилище, а не райские кущи. Устная исповедь, по мнению Уиклифа, была насилием над совестью. Ведь раскаянье -это личное дело каждого, и наступает оно у человека перед Богом, а не его слугами. А значит, требовать от вас рассказа обо всех аспектах вашей жизни и дальнейшая манипуляция этим, к истинному раскаянию перед Ним не имеет никакого отношения.

Надо ли говорить, что Джон Уиклиф опередил своё время на несколько столетий. Причем ещё и неизвестно, на сколько именно, учитывая современные реалии. Уиклиф имел богословское образование, должность доктора теологии, но занимался работами по физике, математике, логике, астрономии. Знание теологических текстов вкупе с философией и создало гремучую смесь. Ян Гус шёл тем же путем, но с другого конца.

Спор о трех головах

Чтобы понять, как в конце 14-го века могли появится люди, которые открыто называли Папу антихристом, а попов дармоедами, нужно осознавать, о какой именно Европе идёт речь. Ведь нам при слове «Средние Века» и «Папа Римский» предстаёт в воображении Ватикан, крестовые походы, Бог в жизни простых людей и церковь буквально повсюду, а также инквизиция, рыцари, Жанна Д’арк — это всё конечно. Но не в этот раз. В этот раз — нет. В 14-ом идёт речь об одном из самых непростых периодов истории не только для католической церкви, а вообще в мире. Слухи о папессе лишь вишенка на торте. Интересное творилось повсюду и растекалось во все места. На 14-ый век выпало огромное число потрясений.

Китайцы воюют с Монголами, Тимур с Тохтамышем, Англия с Францией, Русь с Золотой Ордой, Ацтеки вообще со всеми. Чёрная смерть широкими взмахами своей косы собирает урожай со всего мира. И это только вторая половина 14-го века.

В Италии в 1309 году был избран папой Климент 5-ый, но на полуострове дела обстояли так «не очень», а итальянская знать так погрязла в междоусобицах, что Папа сбежал во французский порт-крепость Авиньон, под защиту французского короля. Это было тяжёлое время для папства в целом. Солдатские бунты, крестьянские восстания, передел территорий, эпидемии — людям было не до пожертвований. Папы выживали как могли. До тех пор пока Франция, ослабленная Столетней войной, тоже не перестала быть безопасной. В 1356-ом Черный принц во главе английской армии вообще взял в плен короля Франции Иоанна 2-го — настолько у них дела были плохи. В 1367 году Папа Урбан 5-ый пытался вернуться, но увидев всю красоту солдатских бунтов в Риме, уплыл на вёслах назад в Авиньон. Набраться смелости, чтобы вернуться, удалось только Григорию 9-му. В 1377 году он окончательно вернул папство в Рим, заняв крепость Ватикан. А в 1378 году окончательно умер. И эти события, скорее всего, были связаны.

Бурные итальянцы собрались вооруженной толпой, решив помочь выбрать нового папу прямо на месте кончины старого. Кардиналам, бывшим в Латеранском дворце, ничего не осталось, как выбрать наспех предложенного Урбана 6-го. Убран был из Неаполя и устраивал вооруженную толпу. Как только все разошлись, и вилы с алебардами скрылись за горизонтом, часть кардиналов уплыла назад в Авиньон, где на срочном собрании объявила несостоятельность прошедших выборов по причине того что Урбан — дурак, а говоря юридически — недееспособен. Они выбрали себе нового папу — Климента 7-го. Так их стало двое. Они прокляли друг друга и стали назначать разных кардиналов на одни и те же кормовые места. Разные правители предпочли поддержать разных пап.

В 1408 году ещё 7 кардиналов собираются в Пизе и говорят, что те двое Пап их не устраивают, и выбирают своего, уже третьего, Папу. Александра 5-го. Который остаётся в Пизе, через год умирает, и на его место приходит знаменитый Иоанн 23-ий, купивший себе некогда должность епископа в ипотеку у флорентийского банка Джованни Медичи, сойдя с пиратского корабля на берег.

И если, будучи студентом, Ян Гус как-то отдал последние 4 монеты, 4 чешских гроша, за индульгенцию, являясь глубоко верующим и чтящим церковь человеком, то к началу 15-го века он уже с ненавистью требует на своих проповедях прекратить взимания за индульгенции, а церковь дошла до того, что продаёт их впрок, как отпущение будущих грехов. Чтобы вы, не дай Бог, не умерли, не успев исповедоваться, получить отпущение грехов, или пропустив специальное предложение от соседнего монастыря со специальной ценой. Ну, как-то так.

Народ проповедника

Примерно вот в это тяжелое время, с 1401 года, молодой Гус начинает читать проповеди в костёле св.Михаила, а в 1402 году, на фоне успеха и популярности его идей, получает приглашение стать настоятелем-проповедником частной Вифлеемской часовни в Праге. Причины популярности были не только в поругании недостатков церкви и феодалов, но и в том, что Гус был первым, кто делал это на чешском языке в Чехии. На эти проповеди, по словам очевидцев, собиралось до 3000 человек. Их записывали, пересказывали, подражали им, и распространяли тем самым дерзкие идеи по всей Богемии.

Ян считал идеи справедливыми, он не отвергал церковь, и до конца жизни оставался глубоко религиозным человеком, но, веря в свои идеи, он одновременно считал нужным донести их до каждого человека и обладал нужным уровнем интеллекта для этого. По его приказу стены Вифлеемской часовни были расписаны иллюстрациями его идей. Он сочинял песни на чешском, которые расползались через таверны и народный фольклор, всячески способствуя тому, что простые люди тоже могли его услышать и понять. Ян стал иницииатором реформы правописания чешского языка. Написал труд «Чешская орфография», в котором первым разработал диакритические знаки в чешском языке — это такие штуки над обычными буквами, как у «Й» или «Ё». Так он наделил каждый звук отдельной буквой.

Но всё из перечисленного достаточно далеко от папского раскола, Рима, столетней войны и прочих интриг сильных мира того, но куда уж ближе к Пражским пивным, чем к Ватикану. Ян не собирал войска и не призывал к вооруженному восстанию — он проповедовал в маленькой часовне на окрайне католического мира. От неё было в равной степени далеко и Тохтамышу и Папским войскам. Сама Чехия тогда не играла слишком существенной роли — король Вацлав 4-ый был жалкой тенью своего отца, сыном императора Священной Римской империи, который не сумел удержать сам себя на троне и остался в истории пьющим королём Чехии, входившей тогда в состав империи. Сами чехи прозвали его «Бесполезный». Случилась эта беда отчасти благодаря такому явлению, как лиги городов. Его отец, Карл 4-ый, создал новую экономическую единицу, разрешив городам кооперироваться с целью развития торговли. Таким городом фактически управляли торговцы, а самая крупная лига — Швабская — до 1389 года вообще была отдельным субъектом империи. Но, чтобы назначить сына преемников, пришлось отнять часть привелегий. Потом из-за этого началась война в Швабии, но это долгая история.

В 1356 году, кстати, был основан Ганзейский союз, и спустя всего пол века он расцвёл. Постепенно немецкая торговая олигархия охватит 160 городов, влияя на жизнь и политику в Лондоне, Брюгге, Новгороде, Венеции, а также оплатит обустройство крепостей на Балтийском море, обоснуется в Калининграде, Риге, Кракове, Висбю, Стокгольме, Таллине, Дерпте.

Как с этим связан Гус? В 1409 году Гус примет участие в качестве сторонника и одного из инициаторов в обсуждении закона Кутна-Горы (по городу подписания), согласно которому в делах Пражского университета преимущество принятия управленческих решений перейдёт к «богемской нации», то есть к чехам. Это вызовет исход ученых умов из Праги. До 25 000 иностранных врачей, магистров, студентов и профессоров покинут город. Большая их часть организуют Лейпцигский университет, и, как следствие, Прага перестанет быть центром международного просвещения. Мало кто упоминает об этом, но Гус говорил не только о том, что богатая Церковь противоречит Библии, но и о том, что чехи, говорящие на немецком, и не чехи вовсе. И что их страна, и их народ имеют свою судьбу и свой язык. А такая фривольность в рамках империи мешала не только торговле, но и говоря современным языком — попахивает сепаратизмом.

Вдобавок, так уж вышло, что Гус прошелся по абсурдности индульгенций как раз в тот период, когда Церковь воевала сама с собой, и эти самые индульгенции были нужны для найма войск, чтобы наконец объединить Церковь саму себя в единую систему. Папа должен был остаться только один. Помимо агитации против индульгенций, Ян выступал против насилия. Де факто, против права иерархов христианской церкви поднимать, оголять, а равно вообще иметь меч. По мнению Яна, Церковь и Папы должны были смиренно принимать свою судьбу, а не устраивать междоусобицы из-за дележа зон влияния и сбора податей.

Король умер, да здравствует король

Отдельно стоит на сцене брат Бесполезного Вацлава — Сигизмунд. В отличие от Вацлава, говоря опять-таки современным языком, у Сигизмунда были стальные яйца, как и подобает монарху 14-го века. Сын четвёртой жены общего с Вацлавом отца, великого императора, получивший в управление от своего тогда ещё императора — брата — маленький Ноймарк, в ходе сложных переплетений браков, убийств и мести Сигизмунд становится аж королём Венгрии в 1387 году, и с тех пор почти не останавливается, ведя череду бесконечных войн. Корона Хорватии, война с Турками, личный рыцарский орден Дракона для охранения Креста Господня, союз с Тевтонским орденом, война с Польшой. Характеризующим его как личность, выглядит «Кровавый собор в Крижевцах» в 1397 году. После сложной и кровавой, даже по меркам ацтеков, битвы с султаном Баязидом Первым, Парламент Хорватии, узнав о масштабах резни, поспешил объявить Сигизмунда мертвым и назначить нового короля. Выживший Сигизмунд пригласил парламент на мирные переговоры, после чего перебил, устроив ещё 12 лет войны, хотя все были согласны с возвращением его, как короля, и уже признали ошибку.

И если Сигизмунд строил империю, согласно всем правилам средневековых междоусобиц, то Вацлав как раз поощрял творчество и выступления Яна Гуса. Поэтому, в отличие, например, от Александры Барковой, и многих чешских историков, я не вижу личности Яна без истории о двух братьях и спора о короне императора.

К 1410 году Сигизмунд становится личностью масштаба империи, и после смерти Рупрехта Третьего претендует на трон. К этому времени он 20 лет ведёт войны за подчинение Польской и Венгерской шляхты, престижную войну за веру с турками, и после неожиданной смерти его конкурента Йоста, по праву сильного и при бурных протестах Вацлава, готовится к коронации. И именно Сигизмунд добивается поддержки епископов в 1414 году для созыва вселенского собора в Констанце для решения церковного вопроса. Железная хватка латной перчатки, привычно сжимавшая меч без малого 20 лет войн и запутанных интриг, берёт весь католический мир за горло. Всех трёх Пап низвергают, назначив нового. Сигизмунд объединяет Церковь, возвысив титул императора Священной Римской Империи на порядок. Тот же собор выносит решение о сожжении Яна Гуса и признании его еретиком. И только затем Сигизмунд одевает корону императора.

Конечно, потом такие герои чешского народа как Ян Жижка — прославленный наёмник и полководец — или Прокоп Голый, воевали против Сигизмунда, начав череду гуситских войн после сожжения Яна. Они провоевали за самоопределение нации и религии целых 19 лет, но Сигизмунд успел принудить их к согласию и принятию его условий ещё при своей жизни, хоть для этого и понадобилось 5 крестовых походов из Германии в Чехию.

Получается, что Ян, с точки зрения немецкой империи, выглядит обычным сепаратистом, хоть и обличавшим недостатки церкви. Война с гуситами же для Сигизмунда стала логичным продолжением объединительных войн за государство, где Церковь и монархия составляют прочную основу и должны быть едины и неоспоримы. И не имеет значения, объединяет ли империя Богемию или Хорватию, турок или чехов. Власть и золото должны быть в одних руках.

Если вы знаете чешкий, вы можете посмотреть оригинальные тексты трудов знаменитого Гуса вот тут.

 

 

Архив Вестник К