В XVIII веке смерть мужчины на Сардинии могла стать либо символом доблести — если он отходил легко и красиво — либо символом позора, который ложился на весь его род — если он умирал долго и в мучениях. Поэтому в последнем случае мужчину в мир иной провожала аккабадора — женщина, которая проводила эвтаназию народными средствами — ударом деревянного молотка по затылку или удушая больного ногами.
Откуда взялись аккабадоры
Остров Сардиния, ныне входящий в состав Италии, довольно долго заселяли большей частью сардинцы, или сарды — люди, создавшие довольно необычную культуру, с особым отношением к смерти, не характерным для других европейцев. Их предками считаются шерданы — представители так называемых «народов моря», разбойники и пираты, ураганившие в Средиземном море во втором тысячелетии до нашей эры и даже служившие в качестве наемников в армии древнего Египта.
Потом остров неоднократно завоевывался и переходил из рук в руки, но чья бы ни была власть, сардинцы оставались своевольными и довольно жесткими людьми, жившими особым укладом и не подпускавшими к себе чужаков, или, как они это сами называют, «тех, кто приходит из-за моря».
Сардинцы
Все это наложило отпечаток на своеобразное отношение к смерти в культуре сардов. Еще с древних времен, по утверждению Павсания, на Сардинии существовал обычай, когда немощных, неспособных позаботиться о себе стариков сбрасывали со скалы, предварительно отравив неким растением, которое заставляло человека смеяться и корчить лицо в оскале. Также существует версия, по которой убийство стариков было ритуальным действием, при котором и сбрасываемый со скалы, и убийцы, и зрители заливались смехом, провожая таким образом в последний путь.
Позже, уже когда сарды официально считались католиками, в их культуре добровольный уход из жизни не считался позором или смертным грехом, несмотря на то, что христианство категорически против такого действия. Как утверждает, кандидат исторических наук, Оксана Давидовна Фаис-Леутская в своей работе «Эвтаназия в традиционной культуре», мужское самоубийство не считалось у сардинцев чем то зазорным еще в XVIII-XIX веках.
Сардинские женщины
Связано это было с тем, что смерть, как и рождение, были частью крайне ритуализированной жизни на Сардинии. Люди в основном жили в обособленных сельских общинах, где честь и имя рода были очень важны для социального статуса. И опозориться, «неправильно» умерев, означало бросить тень на всю свою семью и родственников.
Именно поэтому мужчины старались умереть доблестной смертью — в бою с карабинерами или полицией, либо с некими врагами, которыми обычно считались представители соседних общин. Если же умирающий отходил плохо, долго, с мучениями, особенно если он был ранен врагом в спину или его застали врасплох, то такую смерть называли «черной» и считали постыдной для целого рода.
Чтобы смыть позор, семья должна была отомстить обидчикам. А мужчину на тот свет провожали аккабадоры, которых еще называли «хозяйками смерти». Эти женщины за небольшую плату умерщвляли тяжело уходившего на тот свет; так же поступали и со стариками, и смертельно больными, от которых отказались врачи. Считалось, что легкая смерть от рук аккабадоры делает ее доблестной, а семью ушедшего это поднимало в социальном статусе.
Сам термин, «аккабадора» происходит от слова «аккабар» — убивать, приканчивать. Смерть от рук аккабадоры часто называли освобождением, то есть изначально воспринимали как нечто положительное. Так что в контексте сардинской культуры это можно перевести и как «убивающая», и как «избавительница».
Молотком по черепу и удушение ногами — как действовали аккабадоры
Судя по этнографическим данным, собранным Фаис-Леутской, в ее командировках на Сардинию, аккабадоры обычно были женщинами средних лет, крепкого телосложения, исполнявшими свои действия в одиночку и лишь изредка группами. Существуют даже свидетельства о целых династиях избавительниц, в которых ремесло переходило от матери к дочери в течение нескольких поколений.
Иногда они совмещали профессию избавительницы и акушерки, не только провожая человека в последний путь, но и встречая его при рождении. Называли их в этом случае «хозяйками родов», причем на роды они приходили в белых одеждах, а на эвтаназию — в черном.
Кадр из фильма L’accabadora, 2015
Социальный статус таких избавительниц был, по утверждению Фаис-Леутской, довольно высок, с ними свободно общались, их дочери спокойно выходили замуж, а сыновья женились. Породниться с аккабадорой было даже почетно. По другим же данным, их терпели, но старались не общаться в обычное время, то есть они могли быть и изгоями.
Для своего ремесла женщины пользовались различными приспособлениями. Часто они душили умирающего руками или подушкой, но в некоторых случаях описывается совершенно диковинный ритуал. Избавительница обхватывала шею больного ногами, гладила его по голове, распевая песни, которые пели матери свои детям, и постепенно усиливала давление бедер на шею, незаметно лишая умирающего чувств.
Молот аккабадоры
Если хотите представить как это примерно выглядело (хотя непонятно, зачем вам это), наберите в поисковике «scissors choke», «удушение ножницами». Только, судя по описанию ритуала, аккабадора сидела не сбоку, а сзади умирающего, так как он, в отличие от борца джиу-джитсу, не сопротивлялся.
Иногда избавительницы пользовались специальным деревянным молотком, сделанным из ветви дикорастущего оливкового дерева. Ветка выбиралась такая, чтобы от более толстой, основной, ветви отходила более тонкая. Толстая становилась ударной частью довольно тяжелого молота, а тонкая — рукоятью. Таким молотом ударяли больному сзади по затылку или в область шеи. По мнению, Алессандро Букарелли, доктора юридических наук и криминального антрополога из Университета Сассар, аккабадоры, работая акушерками, а иногда и знахарками, прекрасно знали анатомию человека, поэтому могли профессионально нанести последний удар.
Молот аккабадоры
В музее этнографии в Галлурасе хранится один такой инструмент, с рукоятью длиной в сорок сантиметров и ударной частью в двадцать. Как рассказывает его директор Пьер Джакомо Пала, автор книги «Антология Аккабадоры» он двенадцать лет охотился за ним, выяснив у знакомых, где жила одна из последних аккабадор. Обыскав весь дом, подготовленный к сносу, Пьер не нашел ничего, но вовремя заметил, что рабочие начали разрушать одну из внешних стен здания. Под одним из камней этой стены в тайнике он и обнаружил вожделенный молот.
Как происходил сам ритуал? Когда становилось понятно, что больной умирает «черной смертью» и доктора бессильны, вызывали избавительницу. Она приходила, слушала просьбу либо родственников, либо самого умирающего, если он был в сознании и приступала к ритуалу. Больной по традиции лежал на постели у очага. Из комнаты убирались все предметы, относящиеся к христианству и завешивали зеркала. Далее, в зависимости от местности проведения ритуала, а также умений аккабадоры, больной либо удушался, либо умерщвлялся ударом молота по голове.
Сразу после этого аккабадора начинала петь так называемые «героические заплачки» — ритуальную песню-плач, в которой ушедший прославлялся как доблестный мужчина, умерший «хорошей смертью». После всех ритуалов, когда уже нужно было вызывать священника, она получала небольшую плату деньгами или продуктами и уходила.
Священники и доктора не противодействовали избавительницам, так как не были членами замкнутых общин сардинцев. Доктора часто даже не знали местный язык, разговаривая на итальянском, а священники, опасаясь гнева местного населения, замалчивали в своих отчетах о действиях аккабадор.
Больше всего проблем избавительницам создавали местные власти в лице полиции и карабинеров, проводивших борьбу со знахарками и нередко арестовывавших этих женщин. Например, в 1824 году по обвинению в принадлежности к избавительницам были арестованы почти две тысячи женщин. Но никаких доказательств их деятельности не было найдено, так как все местное население не желало сотрудничать с властями. Влияло и то, что на Сардинии донос считался одним из самых страшных преступлений, которое можно смыть только кровью донесшего или его родичей.
Самое же удивительное, что деятельность аккабадор до сих пор официально не доказана, и среди ученых есть как сторонники их существования, так и противники, считающие, что свидетельства о бытовании избавительниц — это всего лишь попытки иностранцев представить сардинцев дикими и нецивилизованными.
В этом свете совершенно дико то, что последние свидетельства о работе избавительниц датируются 2003 годом. Приходской священник в центральной Сардинии заявил, что некая пожилая дама во время исповеди рассказала, что она аккабадора, и помогла уйти легко одному старичку, который мучился перед смертью. Однако при попытке обалдевшего священника выяснить подробности, та замолчала и быстро скрылась.
Была ли это одна из представительниц «хозяек смерти», каким-то непостижимым образом дожившая до наших дней, или пожилая леди просто знала местные легенды и прикончила чем-то не угодившего ей старичка — остается только гадать.
Как бы то ни было, легенды о женщинах в черном, дарующих легкую смерть, до сих пор ходят среди сардинцев.
Источник