Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Лилит или первая Ева.

Лилит или первая Ева.

Сейчас мало найдется людей, которые не слышали это имя – Лилит. Богиня, демон  или первая женщина новой религии, созданная по образу и подобию мужчины и равная ему во всем. В христианстве это имя стало аналогом дьявольского проклятия. Предаваемое анафеме  вслух, оно соблазняло людские умы тайной, заключенной в нем.
Цель данной статьи – рассказать о происхождении Лилит, а также связанных с ней легендах и мифах, которые, возможно, помогут вам наиболее ясно представить себе образ этого древнего существа.
Ветхий и Новый завет не раз переписывались. Первый, документально подтверждённый канон установлен лишь со времени нового Тридентского собора Римско-католической церкви, созванного во время Реформации в 1545 году. Согласно решению этого собора в Канон Священного Писания вошли 45 книг Ветхого и 27 Нового Заветов. Факт остается фактом: некоторые части священных текстов не вошли в Библию. Большинство таких вымаранных текстов относилось к историям свитков, найденных в пещерах возле Мертвого моря, более древних, чем христианство. Ученые всего мира до сих пор ломают головы над тем, что могло быть в них. Споры ведутся о многих Евангелиях. Появилась версия, что первоначальный текст включал в себя и Евангелие от Иуды. Кроме спорных текстов, существовала еще одна история, которая просто не могла войти в Библию. История Лилит, вычеркнутая окончательно и бесповоротно, история о первой жене Адама, гордой, непокоренной женщине. История отверженной, одно упоминание о которой, с точки зрения официальной церкви, равносильно страшному греху.
Первое упоминание о Лилит относится к свиткам Мертвого моря. Встречается оно и в неканонических церковных текстах. Даже в Библии — первоисточнике на арамейском, можно встретить упоминание о коварном демоническом творении в виде женщины или птицы, появляющейся только ночью, по имени Лилит.
Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Лилит была первой женщиной на земле. Бог создал ее из того же материала, что и Адама (из глины, а не из мужского ребра). Лилит обладала удивительной красотой и умом, и считала себя равной мужчине, женщиной, которой можно делать все то же, что и ее мужу. Она не собиралась беспрекословно подчиняться мужу и слушаться его во всем. Она была уверена, что может принимать решения наравне с мужем. По легенде, именно Лилит принадлежит сексуальное открытие — поза «женщина сверху», соответствующей матриархату. Она предпочитала заниматься сексом, именно будучи сверху, а не в «миссионерской» позе (кстати, единственной сексуальной позе, одобренной церковью, т.е. патриархатом).
Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!»
Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)».
Он сказал: «Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется»
Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Будучи не просто ослепительно красивой, но и умной, Лилит не составило такого уж  большого труда узнать сокровенное имя Бога и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.
Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, ушла от меня». Чтобы заставить Лилит одуматься, раскаяться, повиниться и со смирением вернуться к мужу, за нею были посланы три сильных ангела – Сеной, Сансеной и Семангелоф, которым было велено догнать бунтарку и вернуть ее Адаму. Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где однажды будет суждено было пропасть египтянам. Ангелы поставили ультиматум: либо Лилит возвращается покорной и смиренной, либо она будет навсегда изгнана из рая и отлучена от Бога, но Лилит не захотела вернуться. Лилит категорически отказалась покориться, заявила, что отправится в изгнание добровольно, но за то, что Бог не принял ее сторону, будет ему мстить. После этого легенды о Лилит раздваиваются, но большей частью сводятся к тому, что Лилит стала демоном, опасным для мужчин.
Бунтарский протест и жажда мщения — такие особенности характера действительно способны открыть дорогу злу. Ее отвергли — значит, она стала врагом, пособницей дьявола, демоном.
Первая часть легенды обрывается именно на той части, когда Лилит отказалась вернуться в рай. Вторая часть легенды (о демоне) встречается чаще, и именно она одобрялась служителями церкви.
Окончательное же превращение Лилит в демона произошло во времена владычества инквизиции: женщины делились на две категории: добрые, послушные — дети Евы, и все остальные (то есть непокорные жертвы инквизиции) — дети Лилит.
Итак, Лилит отказалась вернуться и превратилась в демона, заключившего с ангелами соглашение: она никогда не войдет в дом, если там будут написаны их имена, а если нет, то она будет мстить. Бог был вынужден для замены Лилит сотворить из ребрышка Адама кроткую Еву, которая и стала его второй женой, но как мы помним из Библии Ева не была не только равной Адаму, она была часть его: тихая, покорная подруга, полностью находящаяся в тени своего мужа, всецело растворяющаяся в нем.
Чем же так опасна Лилит? Почему ее имя называют проклятием? Ее открытая сексуальность, ее красота и непризнания главенство над мужчины сделали очень популярной у земледельческих племен. Они называли Лилит Праматерью или Великой Матерью и противопоставляли Адаму, сделавшемуся предводителем скотоводческих племен. Древние евреи, считавшие кровь и все, что с ней связано, нечистым, не приняли культ Великой Матери.
История Лилит исчезла из канонического текста Библии, но дочери Лилит, которых называли лилитами, преследовали мужчин еще более тысячи лет. Сотни лет, вплоть до Средних веков евреи применяли амулеты, отпугивающие — по их мнению — лилит, этих коварных искусительниц, которые охотно совокуплялись со спящими мужчинами и вызывали у них ночные семяизвержения и эротические фантазии.
Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламии. Впоследствии христиане переняли легенды о лилитах, называя их адскими распутницами или суккубами — демоническими существами женского рода, соблазняющими мужчин, особенно ведущих праведный образ жизни. Монахи пытались защищаться от лилит тем, что брали в руки крест и закрывали им во время сна свои гениталии. Говорят, что Лилит каждый раз смеялась, когда у набожного христианина случалось ночью непроизвольное семяизвержение, а если юноша улыбался во сне, считалось, будто его гладит Лилит. В Талмуде есть упоминание о том, что женатый мужчина не должен ночевать дома один. Лилит принимает образ дамы из эротических грез, и предлагает только секс, чтобы жертва попала в ее сети.

Вторым злом Лилит называют убийство младенцев. Легенды утверждают, что она может выпить кровь, задушить, забрать мозг или защекотать до смерти во сне, но приходит только к тем младенцам, которых еще не успели окрестить. Как и все демоны, она жутко боится креста. Бытует поверье, что если младенец смеется во сне, значит, с ним играет Лилит. Младенца надо немедленно разбудить, иначе она может замучить его до смерти.
Не сумев, не нарушая заповеди, воплотить в жене два основных начала, можно сказать, что предназначения женщины: матери-хранительницы очага и подруги-любимой, воплощении эротических грез, христианство жестоко отомстило той, что хотела быть равной, а не покорной.
Сколько правды в легендах о женщине, которую на протяжении веков всеми способами пытались очернить за право быть не «под мужем», а рядом с ним? За право решать свою судьбу и быть личностью?
Адам – это образ патриархальных устоев иудеев, воплощение Закона Моисея, которое не терпит никаких альтернатив, что доводит ситуацию до абсурда, когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время идет на поводу своих желаний, требуя Бога вернуть Лилит, так и не поняв, в чем состоялся конфликт.
Лилит – это образ свободной в своем выборе женщины-язычницы, который даже теоретически отвергался древними иудеями. Любое проявление непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала.
Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне (что поделать,если природа не хочет «слушать» заповеди?), тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан).
Вечная вражда была между язычниками и иудеями, к которым позднее присоединись и христиане, а то, что Лилит – символ язычества, нетрудно увидеть по тому, как она изображалась. Самый распространенный образ – это красивая девушка, безукоризненно сложенная, с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы.
О Лилит задумывались всегда, но нужна ли была религии и церкви незаурядная личность, утверждающая, что мужчина — не бог, а всего лишь человек? Той церкви, где всегда главенствовали мужчины? Нет. Во все века мужчины боялись силы женщины, ее и жажды жизни, ее красоты и способности влиять на них, мужчин, и которые всегда стремились, найти виноватых в своих грехах.
Как просто и приятно — перекложить вину на другого! Этим пользовались средневековые мужчины: виноват не он, а… Лилит. Не удержался разок, а вообще, он белый и пушистый. Ева бы с удовольствием поверила. Лилит — нет, посмеялась бы.
Так, все же демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие?
Не стоит во всем искать однозначный смысл. Что значило бы добро, если бы не было зла?
Самая ценная гармония — это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. В каждой женщине живет и тихая кошечка Ева, и пламенная бунтарка Лилит, а может быть это всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей «нет» потому, что ей так хотелось бы сказать «да».


 

Архив Вестник К