Ляп в кинематографе (или киноляп) — техническая и логическая ошибка при съёмках или монтаже фильма или мультфильма, которая, будучи замечена, нарушает естественность происходящего на экране и так или иначе раскрывает зрителю некоторые детали производства картины. Ляпы могут быть допущены как случайно, так и намеренно. Слово «ляп» произошло от слова «ляпсус» (лат. lapsus — падение, ошибка), что означает «обмолвка, непроизвольное упущение, промах»
Как признают режиссёры, в большинстве случаев ляпы — это технические проблемы, которых невозможно избежать при столь сложном процессе, как съёмка фильма. Впрочем, есть немало случаев, когда неверное отображение реальности, трактуемое зрителями как ляп, допускается намеренно, скажем, в идеологических целях или оправдывается художественным замыслом. Так, в фильме «Баллада о солдате», действие которого протекает в 1942 году, герои носят погоны, введённые в РККА в 1943 году. Режиссёр фильма Григорий Чухрай утверждал, что сделал это специально, поскольку в Европе, где потенциально могли увидеть этот фильм, уже сформировался образ советского солдата в погонах и режиссёр не хотел его портить.
Некоторые кинематографические условности стали настолько привычными, что на них уже не обращают внимание и они переходят в штампы. Например то, что в боевиках герои укрываются от пуль за дверцей автомобиля, телом другого человека или даже за деревянной мебелью. Есть ляпы, которые стали классикой и стали своеобразной визитной карточкой фильмов, без которых их уже нельзя представить. Так, известно высказывание Джорджа Лукаса, комментировавшего эффектные взрывы в серии фильмов «Звёздные войны»: Я беспокоился о том, что фанаты научной фантастики начнут говорить «ведь в космосе звуки не распространяются». Но давайте забудем про науку. Это и так понятно… я ведь хотел снять космическую фантазию.
Количество ошибок в фильме длительностью менее двух часов может достигать сотен и напрямую зависит от того, насколько он популярен. Поиск ляпов превращается в своеобразный вид спорта. Фильмы без обнаруженных ошибок являются редким исключением.
Название | Описание | Пример |
Фактическая ошибка |
Воспроизведение сюжета с нарушением фактической информации, логики, искажённая трактовка истории, законов природы, языка, анахронизмы. |
«Сибирский цирюльник»: в 1905 году на американском флаге изображены 50 звёзд (в то время их было 45); курсанты носят противогазы, изобретённые в 1915 году, а поезд ведёт паровоз, построенный через 20 лет после событий фильма.
«Хитмэн»: действие происходит в России, а уличные вывески на болгарском языке. |
Прокол сюжета, или концептуальный ляп |
«Вплетённая» в сюжет фактическая ошибка, которую нельзя «списать» на режиссёрский замысел. Нелогичности в развитии сюжета. | Сюжет фильма «Ангелы и демоны» основан на том, что Папой Римским может стать только кардинал, а камерленго кардиналом не является. В действительности всё наоборот — Папой может стать любой неженатый католик, а камерленго — кардинальская должность. |
Ошибка связности сюжета |
Внезапное появление, исчезновение и перестановка объектов, составляющих антураж сцены. Несуразности во времени, в очерёдности событий, появлении героев в кадре. При использовании компьютерного моделирования для спецэффектов — заметные расхождения между снятым на натуре и смоделированным элементом одной сцены. Относится к наиболее распространённым ошибкам. |
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: Балбес суёт в правый внутренний карман куртки бутылку водки. Его настигает Шурик и во время боя на рапирах пробивает бутылку, которая оказывается бутылкой красного вина в левом кармане.
«Матрица», бой в холле с колоннами. Сначала мраморная облицовка всех колонн старательно крошится выстрелами героев и приводится в полную негодность, затем, в кадре взрыва бомбы в этом же холле — колонны в идеальном состоянии, в их облицовке красиво отражается пламя взрыва, при том, что на полу остались все положенные следы боя. |
Засветка |
Технический персонал, кинематографическое оборудование, посторонние люди или предметы, случайно попавшие в кадр. | «Матрица»: множество эпизодов, где оператор отражается в очках, дверных ручках и зеркалах. |
Явная постановочность сцены |
Ошибки, при которых становится ясно, что сцена нереальна и поставлена искусственно. В том числе эпизоды, где видно, что актёров дублирует каскадёр, видимые следы предыдущих дублей. |
Во многих советских фильмах дикие медведи появляются в кадре с ошейником. Классический ляп такого типа — излишне ёмкие патронные магазины. |
Несинхронность звука и видео |
Для шумовых эффектов — типичная ошибка звукооператора или шумовика.
Для речи — как правило, связано с тем, что при съёмке актёры говорят одно, а при озвучивании замысел меняется. В советском кинематографе нередко связано с требованиями цензуры. |
«Пёс Барбос и необычный кросс»: на лодке рыбнадзора стоит двухтактный мотор «Москва», но звук от четырёхтактного двигателя серии «Л», широко применявшегося на лодках в те годы.
«Бриллиантовая рука»: героиня Мордюковой произносит фразу «…тайно посещает любовницу». В сценарии вместо слова «любовницу» было слово «синагогу», и именно оно читается по губам.
«Оставшийся в живых» — восьмидесятилетний актёр озвучивает своего персонажа в разные периоды его жизни — седого старика и молодого парня. |
Итак, начнем:
Киноляпы 12 стульев СССР, 1971
Властелин колец Две Башни
Терминатор 2
Матрица (США, 1999)
Продожение следует…………….