Строительство скоростной автомобильной дороги в городе часто рассматривается как способ решения проблемы пробок. Однако теория индуцированного спроса показывает, что когда у водителей есть большее количество возможных маршрутов, они продолжают передвигаться на машинах, вместо того, чтобы использовать общественный транспорт или велосипед, и в результате заторы не уменьшаются. Поэтому некоторые города решили отказаться от хайвеев и превратить бывшие шоссе в парки и менее загруженные транспортом улицы.
Харбор Драйв, Портленд, США
Одной из первых автомагистралей в США, которую ликвидировали, чтобы освободить место для парка, является Харбор Драйв, расположенная на берегу реки Уилламетт в Портленде, штат Орегон. В 1974 году начались работы по её трансформации, что привело к созданию парка имени Тома Мак-Колла.
Мост Хауторн, первоначально бывший частью шоссе, стал мостом для пешеходов и велосипедистов, соединяя Первую авеню с парком.
Чхонгечхон, Сеул, Южная Корея
Автомагистраль Чхонгечхон была построена над каналом с таким же названием. В целях борьбы с загрязнением окружающей среды и шумом, создаваемым более чем 160 тысячами транспортных средств, ежедневно использующими шоссе, мэр Ли Мен Бак запустил план ликвидации хайвея и разбивки парка на его месте.
После очистки канала ему вернулась роль места для встреч жителей столицы Южной Кореи. Кроме того, восстановление этого общественного пространства значительно сократило уровень шума, загазованности и температуры рядом с ним.
Шоссе Pier, Сан-Франциско, США
В начале 1980-х год в Сан-Франциско возник план сноса хайвея California 480 и разбивки на его месте парка. Тем не менее, он не был осуществлен до 1991 года, когда двухъярусная автомагистраль была ликвидирована — после повреждений, полученных в результате землетрясения 1989 года. Ведь проведенные исследования выяснили, что восстановление автострады будет гораздо дороже, чем создание парка.
Сегодня с этого места открывается один из лучших видов на залив Сан-Франциско и здесь расположены многокилометровые пешеходные и велосипедные дорожки.
Мадрид Рио, Мадрид, Испания
В 2000 году была начата реализация проекта Мадрид Рио, для восстановления берега реки Мансанарес. Это была трудная задача из-за отрезков шоссе М-30, пересекающего её.
Поскольку здесь находилось несколько исторических сооружений, таких как Пуэнте-де-Сеговия, самый старый мост в городе, Эрмита Вирхен-дель-Пуэрто и Пуэнте-дель-Рей, проект предусматривал их восстановление при создании парка. Кроме того, здание Пуэрта-дель-Рей, времён правления Хосе Бонапарта, смогло вернуться на свое прежнее место, так как оно было перемещено во время строительства автомагистрали.
Парк был открыт в 2011 году, предоставив всем желающим место для занятий спортом и прогулок, а также возможность лучше узнать историю города. В этом случае автомагистраль не была полностью ликвидирована, но движение было перенаправлено в подземные туннели. Шоссе Park East, Милуоки, США В 1960-е годы был разработан проект по сооружению вокруг центра города Милуоки автомагистрали Park East Freeway. Но жители близлежащих районов начали выступать против строительства, утверждая, что реализация проекта вызовет слишком много шума. По этой причине шоссе не было полностью построено и некоторые его части были уничтожены в период между 1999 и 2002 годами для создания парка Park East Corridor, который после завершения работ откроет свободный доступ от центра города к реке.
Всего площадь нового парка составляет 60 гектаров, 24 из которых выделены для новых зданий, чтобы возродить этот район.
Аляскинское шоссе, Сиэтл, США
Землетрясение 2001 года повредило эстакаду Аляскинского шоссе в Сиэтле. Изначально планировалось восстановление автомагистрали, но позже было решено сделать четырехполосный подземный туннель, так что область вдоль залива Эллиот присоединится к остальной части города через новое пешеходное пространство.
Открытие парка запланировано на следующий год.
Источник