Последние новости различных автопроизводителей видимо означают, что появление беспилотных автомобилей на наших дорогах уже не за горами, несмотря даже на то, что немало важных вопросов по этой проблеме так и осталось висеть воздухе.
Учитывая неожиданное заявление компании «Ниссан», что они хотели бы увидеть свои беспилотные автомобили на дорогах уже к 2020 г., сейчас самое время рассмотреть те проблемы юридического характера, которые еще только предстоит решить.
Самая главная из них, без сомнения, это ответственность в случае аварии и многие неопределенности, связанные с этим. Мы попытались кое-что прояснить и дать ответ на вопрос:
Кто ответственен?
На сегодня это, возможно, самое большое препятствие на пути беспилотных автомобилей к нашим дорогам. Компания «Вольво» недавно заявила, что примет на себя всю ответственность за аварии с участием их беспилотных автомобилей. Каким бы отважным и восхитительным этот поступок автогиганта не казался сейчас, в это трудно поверить, если смотреть в долгосрочной перспективе. Хотя, нам доподлинно неизвестно, насколько человек сможет вмешиваться в работу транспортного средства, и будет ли позволено переключаться на ручное управление, данный шаг «Вольво» подразумевает, что в любой аварии с участием беспилотного автомобиля будет исключена ошибка человека, а вина полностью ляжет на производителя. Что приводит нас к следующему вопросу…
Ошибка по причине человеческого фактора
Сейчас, один из самых простых способов определить ответственного за аварию, заключается в определении, совершил ли человек ошибку. Если водитель продемонстрировал плохие водительские навыки, находился в состоянии алкогольного опьянения или заснул за рулем, то он будет объявлен виновным.
В случае с беспилотным автомобилем всё становится несколько сложнее. Возможность заснуть за рулем или выпивать алкоголь являются одними из самых привлекательных свойств беспилотных автомобилей. В таком случае возникает вопрос, если в аварии участвует один трезвый водитель и один пьяный, то кто предстанет перед законом?
Это, опять же, зависит от степени контроля со стороны человека и возможности переключить управление на себя, при этом определить и оценить роль человеческого фактора будет чрезвычайно трудно, что усложнит выявление виновного.
Автопилот против ручного управления
Этой проблеме не уделяют должного внимания, хотя это следовало сделать с самого начала. Когда беспилотные автомобили только появятся на рынке, они будут по карману лишь совсем небольшому количеству людей. Возникнет ситуация, когда на дорогах будут соседствовать автомобили с автопилотом и автомобили с ручным управлением. Если произойдет авария с участием двух типов машин, то будет сложно определить на ком лежит ответственность.
При ручном управлении у водителя больше возможностей что-то сделать не так, чем при наличии автопилота, однако это не значит, что непременно виноват водитель автомобиля с ручным управлением. В то же время, у нас есть опасения, что по мере роста количества беспилотных автомобилей на дорогах шансы водителя, ведущего вручную, на оправдание в случае автоаварии с участием двух типов машин будут уменьшаться.
Несомненно то, что появление беспилотных автомобилей поможет сохранить миллионы жизней благодаря множеству предотвращенных аварий, и будет считаться огромным благом. Но независимо от того, насколько хорошо проработана технология, неизбежны аварии (особенно, если за рулем пьяный или заснувший водитель). Корень проблемы здесь в том, что хотя водителю автомобиля, оборудованного автопилотом, нет необходимости внимательно следить за дорогой, он всё рано полностью отвечает за транспортное средство. В то же время, определение меры этой ответственности и разграничение ответственности между автоматикой и человеком, окажутся настоящими испытаниями для любого, кто будет иметь отношение к автомобильным авариям.
Источник