Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Смертельно опасные морские животные

Смертельно опасные морские животные

Продожим тему смертельно опасных животных. На этот раз речь пойдет о жителях морских глубин и не только глубин.

Ядовитейшими из морских существ являются конусы. Конусы — самый разнообразный род брюхоногих моллюсков, насчитывающий около 600 видов. Их раковины, как никакие другие, ценятся коллекционерами.

 

Конус блошиный (Сonus pulicarius) с Филиппин (левый) и с Новой Гвинеи (правый).

 

И в наши дни цены на редкие виды конусов впечатляют, однако в прошлом за некоторые из них платили совершенно безумные деньги. Так, в 1796 году на аукционе Лайонета на продажу были выставлены знаменитая картина Яна Вермеера Делфтского “Дама в голубом, читающая письмо” (сейчас экспонируется в Королевском музее Амстердама) и пятисантиметровая раковина конуса несравненного (Conus cedonulli). Вермеер ушел за нешуточную по тем временам сумму в 43 гульдена, но за конус отвалили совершенно баснословные 273 гульдена! Самые потрясающие истории продаж связаны, пожалуй, с конусом «слава морей» (C. gloriamaris), который с момента описания в 1777 году и вплоть до 1970-х считался самой дорогой раковиной в мире. Истеризованные коллекционеры доходили до ручки! Датчанин Крис Хвасс, выигравший лот на аукционе в конце XVIII в., тут же разбил приобретенные раковины в пыль, сведя количество имеющихся «слав морей» к одному-единственному экземпляру. Следующие три раковины были обнаружены англичанином Хью Каммингом в 1837 году на крошечном коралловом атолле на Филиппинах. Позже ученый вспоминал, что от восторга потерял сознание. Впрочем, коллекционеры ликовали недолго, ибо в середине XIX в. риф был разрушен мощным землетрясением, и «слава морей» стала считаться вымершей. К 1887 году насчитывалось всего 12 драгоценных раковин. Лишь в октябре 1957 года на филиппинском острове Коррехидор Conus gloriamaris снова попал в руки коллекционеров, и к 1963 году в коллекциях насчитывалось уже 25 раковин. С тех пор были обнаружены еще две популяции в районе Новой Гвинеи и Соломоновых островов, так что в наши дни приобрести потрясающе красивую раковину по карману даже российскому доктору

 

Слева направо и сверху вниз: С. hirasei (о. Балут), C. suturatus (Квинзленд, Австралия), C. tessulatus (о. Себу), C. praecellens (о. Алигвай), C. nussatella (о. Сиквижор), C. floridulus (о. Баликасаг), C. mercator (Сенегал), C. ateralbus (Зеленый мыс).

 

Но не буду далеко уклоняться от смертоносной темы, а посему остановлюсь только на самых ядовитых конусах.

Так или иначе ядовиты почти все виды конусов, ибо обездвиживание жертвы с помощью нейропаралитического токсина (конотоксинов) — непременная составляющая их охоты. На пропитание конусам идут придонные рыбешки, морские черви-полихеты или же собраться-моллюски. Причем самыми опасными являются рыбоядные конусы. Отличить рыбоядных конусов несложно по широкому устью раковины. Такое анатомическое строение обусловлено тем, что конус заглатывает парализованную добычу целиком своим ртом (рострумом), который многократно увеличивается в размерах, так что несчастная рыбешка втягивается в него как в трубу в течение нескольких часов или даже дней.

 

Конус захоботил морского бычка.

Почти все достоверные описания летальных исходов, вызванных ядом конусов, приписываются конусу географическому (C. geographus). Детально описаны более 30 смертельных случаев. Конотоксин этого изящного моллюска сильнее яда индийской кобры, так что смертность достигает 70%. Поскольку этот вид относится к наиболее крупным конусам (раковина до 17 см), яда в нем много, да и поведением он отличается весьма делинквентным — «жалит» не только на охоте, но и обороняясь, да еще из засады — зарывшись в песок.

 

Раковина ядовитейшего конуса географического, как и у прочих рыбоядных видов, имеет расширенное устье.

К другим опасным для человека рыбоядным конусам относят конус дворцовый (С. aulicus), конус мраморный (C. marmoreus), конус исчерченный (C. striatus) и конус-тюльпан (C. tulipa) — один другого краше, да и названия говорят сами за себя.

 

Слева направо: С. aulicus, C. marmoreus bandanus и C. tulipa — с Филиппин, C. striatus с о. Пхукет.

Мраморный конус имеет зловещую окраску: белые зубы на черном фоне. Одной капли яда этого красавца достаточно, чтобы умертвить 20 человек! Его эффектная раковина украшает коллекции любителей с XVI века. Многие голландские художники того периода включали ее в свои натюрморты. Два потрясающих таких натюрморта, висящих бок о бок:

 

Натюрморт Бальтазара ван дер Аста «Ракушки и фрукты» и фрагмент картины Питера Класа «Натюрморт с высоким золотым кубком» (1624). Дрезденская галерея. Найдите две одинаковых ракушки, это и будет мраморный конус :).

Яд нерыбоядных конусов куда менее токсичен. Подавляющее большинство из них — червееды, причем каждый вид конуса питается строго определенными видами червей. Поскольку червя можно убить малой дозой яда, эти конусы не особо опасны для человека, а некоторые из них и вовсе не ядовиты. Исключение составляют червееды — C. coronatus, C. lividus, С. imperialis, C. musicus, C. obscurus и C. pulicarius. Встреча с ними может закончиться онемением конечности, нарушением зрения и затруднением дыхания.

Из моллюскоедов смертельную опасность для человека представляют широко распространенный в тропиках конус текстильный (С. textile) и конус оперенный (C. pennaceus). Интересно действует их яд — заставляет моллюска «выползать» из раковины, что весьма облегчает трапезу хищника.

 

Текстильный конус распространен по всей Индо-Пацифике, так что в моей коллекции марок с раковинами он отметился в самых разных странах.

Сбор конусов на рифах можно сравнить с прогулкой по минному полю, но профессиональные охотники за раковинами редко становятся жертвами конотоксина, поскольку осведомлены об опасности. Жервами становятся чаще незадачливые туристы, пытающиеся отскоблить наросты и водоросли с обнаруженной на мелководье красивой ракушки.

 

Конус оперенный (C. pennaceus) изображен на марках Маршалловых островов и Мальдив.

Конотоксин вырабатывается особой ядовитой железой (b), соединяющейся с пищеводом посредством очень длинной извитой протоки. В пищевод яд подсасывается с помощью луковицеобразного расширения (d), играющего роль своеобразной клизмы. Жалящий гарпун (а) из двухкамерного радулярного мешка (с) проходит в пищевод, покрывается ядом и поступает в глотку и хобот. По крайней мере один «заряженный» гарпун всегда приведен в боевое положение в хоботе конуса. Его-то моллюск и вонзает в тело жертвы.

 

Схематично нарисовал строение ядовитого аппарата конуса. Описание выше.

В химическом отношении конотоксин — смесь нескольких десятков низкомолекулярных пептидов. Яд большинства конусов блокирует проводящую систему сердечной мышцы. Особняком стоит географический конус, чей яд приводит к остановке дыхания. Конотоксины давно привлекают внимание фармакологов. В медицине уже используются лекарственные средства, полученные на основе яда конусов (например, сильнейший анальгетик — зиконотид).

Антидотов к конотоксину не существует. В качестве первой помощи пострадавшему следует незамедлительно ввести 0,5 мл адреналина и подкожно поколоть 1-2 раза в сутки 1 мл 0,05% прозерина, плюс обезболивающие и антигистаминные.

 

источник

 

Архив Вестник К