С расстояния почти в два аршина точнехонько попали прямо в стекло пенсне. А он не обиделся, наоборот очень-очень обрадовался этому. Да и было отчего радоваться. Ведь оплевали его аквариумные рыбки — брызгуны (Toxotes jaculator). Плюются они только тогда, когда хорошо себя чувствуют, а добиться этого было не так-то просто. Но расскажем обо всем по порядку.
Вышеупомянутое событие произошло с великим русским аквариумистом Николаем Фёдоровичем Золотницким еще в самом начале прошлого века, аж в 1901 году, когда специально для него из Сингапура удалось доставить в Москву живыми 13 брызгунов. Он сумел выходить ослабевших в дороге рыбок и приучить их к жизни в аквариуме. Все это Николай Федорович в подробностях описал в своей знаменитой книге «Аквариум любителя».
Брызгуны имеют слегка сжатое с боков удлиненно-ромбовидное тело с приостренной головой, длинным рылом и большими глазами. Спинной и анальный плавники отодвинуты у них в заднюю часть туловища. Эти рыбы обладают довольно яркой расцветкой: в верхней половине тела у них имеется пять черных поперечных полос на серебристо-жемчужном фоне. Такая окраска отражена и в местных названиях рыбы, которую в Таиланде, например, называют тигровой.
Рыбка-брызгун известна тем, что ловко сбивает на воду насекомых, точно выплевывая в них довольно сильную струйку воды. Обитает она в Юго-Восточной Азии, например, в солоноватых водах
побережий Малаккского полуострова и в окрестностях Сингапура. В природе рыбки эти держатся у поверхности и зорко наблюдают за перемещением насекомых в воздухе и на ветвях прибрежных мангровых деревьев. Увидев движущееся насекомое, брызгун поднимается к самой поверхности и слегка высунув рыло из воды точно сбивает добычу. Дальность выстрела может превышать 1 метр, точность — очень высока. Промахи случаются редко. За неудачным выстрелом тут же следует второй, всегда попадающий в цель. Брызгун не только способен оценить расстояние до своей жертвы, но еще и рассчитать силу плевка, так чтобы добыча упала в воду, а не на берег. Это умение приходит только с практикой, молодые рыбки часто ошибаются и брызгаются чрезмерно сильно. Сбитое насекомое не успевает даже коснуться воды, как брызгун, сделав стремительный рывок, подхватывает его и тут же съедает.
Этот замечательный способ охоты брызгунов был известен уже давно. Местные жители в местах обитания брызгунов издревле использовали их для развлечения. Они содержали этих рыб в специальных бассейнах и подставляли им подвешенных на нитках муравьев и мух. Брызгуны азартны и неутомимы, на шоу в их исполнении стоит посмотреть.
Во времена Золотницкого неоднократно делались попытки
доставить брызгунов в Европу. Тогда их приходилось долго везти на пароходе. Рыбки быстро слабели и умирали в пути, либо приезжали уже настолько больными, что не могли адаптироваться к новым условиям. Вероятно, Николай Федорович был первым европейским аквариумистом, которому удалось успешно поселить брызгунов в комнатном аквариуме и детально описать их повадки и нрав.
Золотницкий охарактеризовал брызгунов как очень смышленых рыбок, которые быстро привыкают к неволе и даже способны
«общаться» со своим хозяином. Постукивая носами по стенке аквариума они давали ему знать, что проголодались. Получив мотыля — успокаивались. Аквариумист даже возил своих любимцев на дачу и осветив аквариум лампой помещал его на террасе вблизи ночного сада. Многочисленные насекомые летели на свет, а брызгуны азартно охотились, зрелище было незабываемым. Они продолжали стрелять даже тогда, когда уже наелись до отвала. Второе название брызгунов — рыба-стрелок дано им неспроста.
В аквариуме в условиях неволи эти рыбы до сих пор не разведены. Заказать их можно все в том же Сингапуре. Однако, далеко не каждый раз заказ выполняется. Поэтому и по сей день брызгун в России — редкость.
Брызгуны приходят совершенно дикими, очевидно их вылавливают в природных водоемах, но они очень быстро привыкают и к новому месту жительства, и к новой пище. Начинают есть качественный сухой корм, причем легко обучаются собирать его со дна аквариума. Однако, присутствие насекомых в рационе, хотя бы в небольшом количестве, все же необходимо для правильного пищеварения. В наших условиях удобнее всего подкармливать брызгунов известным всем аквариумистам мотылем. Ведь мотыль представляет собой личинку насекомого — комара дергуна. Интересно, что сухой корм не вызывает у рыб-стрелков желания брызгаться, при виде хозяина с кормом брызгуны не занимают боевых позиций у поверхности воды, а наперегонки бегут к месту раздачи и готовы есть прямо из рук.
Брызгуны не отличаются агрессивностью. Они легко уживаются друг с другом. Даже в относительно небольшом аквариуме можно держать стайку рыб. Предельный размер брызгунов в природе — 20 см. В аквариумах они всегда гораздо мельче. Не будут брызгуны обижать и своих соседей — рыб других видов. Конечно же это тоже должны быть солоноватоводные рыбки. Все они пока еще редки в наших аквариумах. Однако, времена меняются, и перемены в нашей жизни коснулись и аквариумистики тоже.
Но все же вернемся к нашим брызгунам. Интересно, что очень долгое время механизм работы их «плевательного» аппарата не был толком изучен. А между тем, мать-природа наградила их замечательным, очень эффективным и простым устройством. На нёбе этих рыб имеется очень узкий, но длинный желобок, который может прикрываться снизу еще более длинным языком. Получается тонкая трубочка. Кончик языка брызгуна превратился в заглушку, которая может открывать и закрывать выход из трубочки. Брызгун, резко закрывая жаберные крышки, нагнетает воду из глотки в нёбный канал, а кончиком языка регулирует выброс воды. Он может выстрелить непрерывной тонкой струйкой или серией капель, так сказать дать очередь. Тут все зависит от умения управлять кончиком языка. Со временем рыбы доводят свое мастерство до виртуозности.
Мясо всех видов брызгунов съедобно и вкусно. В районе обитания этих рыб они повсюду употребляются в пищу, хотя и не ловятся нигде в большом количестве.