Его считали гениальным животным и по интеллекту приравнивали к человеку. О нем писали газеты, посмотреть на него съезжались люди со всех концов света. Увы слава была не долгой, и за ней последовало разоблачение. В последние годы жизни его предали забвению. Неизвестно, способны ли лошади чувствовать так же, как люди, но если да, то коню по прозвищу Умный Ганс можно было только посочувствовать.
Конь-гений?
В конце XIX века вышедший на пенсию учитель математики Вильгельм фон Остин загорелся модной по тем временам идеей развить у животных интеллект. Сначала он попробовал научить арифметическому счету кошек, но безуспешно. Затем взялся за медведя, но тоже тщетно. Тогда Остин решил попробовать обучить лошадь.
В.Остин, владелец чудо-коня
В 1888 году старик купил жеребенка породы орловский рысак, которая считалась у наездников наиболее контактной и обучаемой.
Остин назвал питомца Гансом и приступил к занятиям, причем, вел себя на «уроках» весьма раздражительно. Он часто кричал на своего коня и даже бил его. И вдруг произошло чудо: во время одного из таких занятий старик написал на доске цифру «три», и конь в ответ трижды ударил копытом. Остин был счастлив. С этого момента Ганс начал демонстрировать владельцу невероятные способности. Что бы ни спросил хозяин (будь то арифметическая задачка или же какая-либо дата в календаре), конь на все отвечал правильно, отстукивая копытом нужное число раз.
Фон Остин начал выступать с Гансом перед уличной публикой, и каждый раз эти представления производили настоящий фурор. Конь вычислял примеры с дробями, мог отгадать имя человека из толпы, различал цвета, достоинства монет, лица людей и даже мог отличить чистый музыкальный аккорд от диссонансного. Что удивительно, Ганс правильно отвечал не только на устные вопросы, но и на письменные, из чего выходило, что он умеет читать по-немецки.
Слухи о необыкновенном коне облетели всю Германию. Однако Остину хотелось не только народной славы, но и признания на официальном уровне. Но вот как привлечь внимание правительства? И тут старик придумал хитроумный ход.
Летом 1902 года он дал объявление в военной газете: «Продается прекрасный жеребец. Он различает десять цветов, читает, знает четыре арифметических действия и т. д.». Естественно, Остин вовсе не собирался продавать Ганса, но его уловка сработала: уже на следующий день в дом к нему стучались офицеры кавалерии. На самом деле они пришли больше из любопытства, а заодно и из-за желания посмеяться над чудаком, который возомнил о своем коне невесть что. Однако после того, как Остин продемонстрировал офицерам уникальные способности Ганса, желание шутить сразу пропало и они ушли под огромным впечатлением.
Вскоре о способностях коня уже говорила вся армия, и информация дошла даже до министра образования, не говоря уже о зарубежных журналистах. О Гансе даже написала газета «Нью-Йорк таймс», впрочем, ее заголовок звучал несколько иронично: «Замечательный берлинский конь! Он умеет все, но вот только не говорит!»
Чтобы исследовать феномен коня, создали специальную комиссию «экспертов», состоявшую из 13 человек. В их числе были ветеринар, дрессировщик цирка, офицер кавалерии, директор столичного зоопарка и даже несколько школьных учителей. Возглавлял комиссию авторитетный психолог Карл Штумпф. Через несколько месяцев «исследований» был вынесен вердикт: со стороны владельца не выявлено признаков мошенничества, и его животное действительно выдает правильные ответы самостоятельно с вероятностью почти 90%.
Разоблачение
Карл Штумпф как человек весьма образованный не мог поверить своим глазам, но ведь он лично проводил исследование! Чтобы окончательно убедиться в том, что он не сошел с ума, Штумпф попросил своего ученика Оскара Пфунгста детальнее изучить феномен коня.
Ганса снова подвергли экспериментам, которые проходили во дворе Берлинского университета психологии. Согласно методам, которые разработал его учитель, Пфунгст разнообразил условия, в которых опрашивали коня. Например, Ганс отвечал на вопросы как самого Остина, так и незнакомых людей, без присутствия хозяина. Также он «работал» как в одиночку, так и в присутствии других лошадей. Во время другого блока экспериментов ему даже закрывали глаза, требуя, чтобы он стучал копытом вслепую.
Конь был крайне измучен бесконечными исследованиями и порой отказывался работать. Несколько раз он даже лягал копытом экспериментаторов, но те были непреклонны.
Наконец, Пфунгсту удалось выявить любопытную закономерность. Конь всегда отвечал правильно, если ему задавал вопрос сам хозяин и если Ганс его видел. Если же Ганс слышал лишь голос старика, его человеческий интеллект бесследно пропадал. Кроме того, в тех случаях, когда хозяин предлагал животному решить задачу, ответа на которую не знал, у Ганса получилось правильно ответить только в 6% случаев. То же самое происходило и в работе с посторонними людьми: Ганс справлялся с заданием только в том случае, если «экзаменатора» он видел и если тот знал ответ на свой вопрос.
Исследование показало, что Ганс – обычный конь, просто необыкновенно чуткий и хитрый. После каждого стука копытом он внимательно следил за реакцией человека, улавливая, когда нужно остановиться. От его внимания не ускользали ни мимика, ни выражение глаз, ни поза. Как оказалось, если человек знает ответ на свой вопрос, он невольно выдает себя, даже если пытается казаться беспристрастным.
Чтобы закрепить результат, Пфунгст успешно обучил такой же методике свою собаку Нору, а затем и сам научился «читать мысли».
Карикатура в иностранной прессе
В своем докладе «Умный Ганс. Вклад в экспериментальную психологию животных и человека» Пфунгст заявил, что, изучив поведение коня, теперь может по своему желанию вызвать у Ганса любую реакцию, даже не задавая соответствующего вопроса, а лишь с помощью своей мимики и тех или иных движений».
Между тем сам Остин очень обиделся за своего коня и не поверил выводам Пфунгста, назвав их «научной шуткой». Какое-то время он еще гастролировал с Гансом по немецким городам, а потом уехал в Пруссию, где вскоре умер.
Дальнейшая судьба Ганса сложилась печально. Им заинтересовался богатый ювелир, который все-таки решил доказать, что конь – гений. Он забрал Ганса себе, поставил в стойло с двумя другими лошадьми и часами «тестировал» животных.
Карикатура в иностранной прессе
Начиная с 1916 года о Гансе никто ничего не слышал. Поговаривали, что в Первую мировую войну его использовали «по прямому назначению» – запрягали в повозки, заставляя перевозить боеприпасы. А его удивительные способности улавливать реакцию человека в научной среде назвали «эффектом умного Ганса».
Пусть его и не признали самым умным, но он внес вклад в науку.