Общеупотребительный лексикон русского языка в последние годы пополнился парой десятков англицизмов, используемых для обозначения понятий и явлений из области кинематографа и киноиндустрии. Поборники чистоты языка в этом случае возразить почти ничего не смогут. Большинство этих слов пришло в нашу жизнь и речь вслед за соответствующими им понятиями, родившимися в Голливуде и под другими именами нам до того не известными.
Бокс-офис (box office) — сборы фильма от показа в кинотеатрах, важнейший показатель для современного коммерческого кинематографа. Отслеживание еженедельных и даже ежедневных показателей бокс-офиса, отражающих динамику коммерческой успешности новых фильмов, едва ли не столь же важный процесс для настоящего киномана, как и собственно просмотр новинок проката. Для производителей картины итоговая сумма кинотеатральных сборов, хотя показ на большом экране сегодня и не является единственным способом заработать на фильме, все же остается главным фактором, указывающим на успех или провал картины, а также на то, имеет ли смысл снимать ее продолжение (сиквел).
Драмеди (dramedy) — соединение жанра драмы и комедии; в отличие от «трагикомедии» термин «драмеди» применяется преимущественно к телевизионному сериальному продукту и обычно не предполагает ничего трагического. Одним из первых примеров телевизионного жанра драмеди называют популярный американский сериал 1980-х «Детективное агентство «Лунный свет» с Брюсом Уиллисом и Сибил Шеперд, в равной степени сочетавший юмор и драматическое действие. Неслучайно, что этот синтетический жанр впервые был выделен в отдельную категорию именно в США, где комедийные сериалы (ситкомы) и драматические многосерийки снимаются по различным технологиям, имеют различный хронометраж и оцениваются в своих особых номинациях телевизионных и кинематографических премий.
Инди (indie) — независимое кино; в английском языке слово является сокращенным вариантом прилагательного independent. Термин употребляется не только применительно к кинематографу, но и к другим областям культуры, в частности — к музыке. Кино, причисляющее себя к течению инди, должно обладать, как минимум, двумя чертами: быть снятым без участия крупных студий (мэйджоров) и содержать оригинальное авторское высказывание. Поскольку наличие или отсутствие второго критерия с трудом поддается оценке, независимым кино нередко называют все фильмы небольших студий.
Мокьюментари (mockumentary) — игровое кино, притворяющееся документальным. Старый литературный прием (за документ свои сочинения выдавал еще Пушкин, прикрываясь именем «покойного Ивана Петровича Белкина») особую популярность приобрел в эпоху постмодернизма под именем «симулякр» (например, «Имя розы» Умберто Эко), в кино же получил широкое распространение в последние несколько десятилетий. Впрочем, первым фильмом в жанре мокьюментари иногда называют фильм-концерт The Beatles «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night) 1964 года. К жанру принадлежат такие разноплановые картины, как «Зелиг» Вуди Аллена, скандальная комедия «Борат» или популярный сериал «Офис».
Моушн-кэпчер (motion capture) — новейшая технология создания анимированных персонажей, суть которой заключается в том, что живые актеры посредством специальных датчиков «делятся» своими движениями и мимикой с созданными с помощью компьютерных 3D-технологий героями. Широкую известность технологии моушн-кэпчер принесла трилогия Питера Джексона «Властелин колец», ключевой персонаж которой Голлум был сыгран актером Энди Серкисом. С тех пор технология применялась на съемках таких масштабных картин, как «Аватар», «Кинг Конг», «Беовульф», «Трон: Наследие», «Приключения Тинтина: Тайна «Единорога» и др.
Мэйджор (major или major film studio) — одна из пула голливудских киностудий-гигантов, выпускающего наибольшее количество фильмов в год, обладающего широкими финансовыми возможностями и показывающего лучшие результаты бокс-офиса. В США мэйджорами традиционно называют студии из т.н. «Большой шестерки»: 20th Century Fox, Warner Bros., Paramount, Columbia, Universal и Walt Disney — этим кинокомпаниям ежегодно принадлежит около 90% совокупного национального бокс-офиса. В последние годы к числу мэйджоров причисляют и сравнительно молодую студию DreamWorks. Недавно появилось и понятие «российский мэйджор» — так называют самые успешные отечественные кинокомпании, получающие согласно новым правилам финансовую поддержку от государства: это «СТВ», «Дирекция кино», «Тритэ», «Централ Партнершип», «Профит», Art Pictures, «Базелевс»и «Рекун».
Ребут (reboot) — создание нового фильма, на основе уже экранизованного ранее сюжета; перезагрузка истории. Понятие «ребут» родственно уже прижившемуся в русском языке «ремейку», однако отличается от последнего рядом существенных признаков: а) ребут подразумевает оригинальное переосмысление известной истории в рамках новой художественной концепции; б) ребуту обычно подвергаются фильмы, уже имевшие значительный зрительский успех, и часто это проекты, уже имевшие несколько продолжений (франшизы); в) перерыв между выходом предыдущей экранизации и релизом ребута, как правило, невелик; г) ребут осуществляется той же студией, которая снимала предыдущую версию истории. Самым известным и успешным ребутом в новейшей истории является серия фильмов о супергерое Бэтмене, снятая режиссером Кристофером Ноланом («Бэтмен: Начало», «Темный рыцарь», «Темный рыцарь: Возрождение легенды»). Предыдущее воплощение истории Человека-Летучей Мыши снималось на студии Warner Bros. режиссерами Тимом Бертоном и Джоэлом Шумахером с 1989 по 1997 год, первый же фильм Нолана вышел уже в 2005-м и отличался от своих предшественников отказом от сказочного антуража, большей реалистичностью. Ребуты касаются не только кинопроектов на основе популярных комиксов, хотя и распространены на этом рынке (ведется работа над ребутом «Человека-паука», был перезагружен «Халк», коммерчески неудачным оказался ребут «Супермена»), ребутами также являются новая серия фильмов об агенте 007 Джеймсе Бонде с Дэниэлом Крейгом в главной роли или вышедшие на экраны в 2011 году «Восстание планеты обезьян» и «Конан».
Сиквел (sequel) — фильм-продолжение, рассказывающий новую историю с участием полюбившихся зрителям персонажей первого фильма. Современная коммерческая киноиндустрия во многом ориентирована на создание сиквелов и оригинальных картин с возможностью продолжения. Сиквел в известной степени застрахован от финансового провала и, более того, почти гарантирует получение большего дохода, чем принес первый фильм. Несмотря на то, что среди критиков и обычных зрителей распространено мнение, что продолжение всегда хуже оригинала, сиквелы в подавляющем большинстве случаев показывают существенно более весомые результаты бокс-офиса, собирают в кинозалах большее количество зрителей. С другой стороны, существует мнение, что «сиквелизация» киноиндустрии является результатом дефицита оригинальных идей и сценариев.
Родственными «сиквелу» являются понятия «приквел», «триквел» и «спин-офф» (или «сайдквел»).
Приквел (prequel) — фильм, рассказывающий предысторию героев или событий оригинальной картины. Например, эпизоды I, II и III космической саги «Звездные войны» по отношению к вышедшим на 20 лет раньше эпизодам IV, V и VI.
Триквел (triquel) — третий фильм в серии или второй сиквел. Например, «Крестный отец III».
Спин-офф (spin-off), или сайдквел (sidequel) — новый фильм, действие которого протекает в вымышленном мире ранее вышедшей картины, либо главным героем которого становится ее второстепенный персонаж. Например, анимационный фильм «Кот в сапогах» по отношению к «Шреку».
Ситком (sitcom) — комедийный телевизионный сериал. Английское слово sitcom является аббревиатурой словосочетания situation comedy, т.е.»комедия положений». Комедия положений — старый театральный, литературный и кинематографический жанр, однако к ситкому имеющий довольно опосредованное отношение. Сегодня ситком — это вполне устоявшийся формат телевизионного сериала со множеством своих непреложных правил, в числе которых длина серии, составляющая обычно 22 минуты, закадровый смех и статус-кво ситуации (герои и их обстоятельства очень редко претерпевают изменения от серии к серии, даже если сериал длится несколько лет). Лучшим ситкомом в истории телевидения нередко называют сериал «Друзья», а долгожителем эфира является анимационный ситком «Симпсоны».
Слэшер (slasher) — разновидность жанра фильмов ужасов, где главным отрицательным персонажем является маньяк-убийца, обычно орудующий каким-либо режущим предметом. Канон жанра заложил классический фильм Альфреда Хичкока «Психо» (1960). Если безумный герой «Психо» Норман Бейтс убивает ножом всего двух человек за весь фильм, то в современных слэшерах число жертв такими цифрами обычно не ограничивается. Среди самых известных представителей жанра можно назвать «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13», «Хэллоуин» и «Крик».
Стоп-моушн (stop motion) — одна из старейших техник анимации, с помощью покадровой съемки оживляющая на экране неодушевленные предметы. В технике стоп-моушн сделаны все кукольные и пластилиновые мультфильмы. Термин и сама техника приобрели в последнее время большую популярность во многом благодаря одной из разновидностей стоп-моушн — пиксиляции (pixilation). Отличие пиксиляции в том, что объектом съемки в данном случае выступают не куклы или предметы, а люди (актеры). Монтаж кадров, между которыми положение тела человека меняется незначительно, делает движения героя на экране кукольными.
Франшиза (franchise) — успешный фильм и его продолжения; киносериал. Термин пришел в киноиндустрию из юридического и делового лексикона, где это слово означает совокупность интеллектуальной собственности, включая персонажей, вымышленную вселенную, саундтрек и т.п. Франшиза как киносериал обычно состоит не только из фильма и его сиквелов, но также распространяется на смежные области, включая мерчендайзинг: выпуск книг, игрушек, аксессуаров. Самая прибыльная кинофраншиза в истории — «Звездные войны», заработавшие за 30 лет около 40 миллиардов долларов только за пределами кинозалов.
Футадж (footage) — отснятый материал, которому для того, чтобы стать конечным продуктом (частью фильма или ролика) еще предстоит пройти редактуру и монтаж. Этимология термина, буквально означающего «длина в футах» или «метраж», отсылает к эпохе зарождения кинематографа, когда временную продолжительность того или иного куска фильма измеряли длиной пленки, на которой он был записан. Один фут 35-миллиметровой пленки включал 16 кадров, длившихся приблизительно одну секунду экранного времени.
источник