Бренды-оборотни я бы разделил на две категории. В первую входят те, которые в общем-то и не скрывают своего российского происхождения. У них есть обычно название на иностранном языке и своего рода легенда о европейском/немецком/итальянском качестве. Продукция этих брендов обычно стоит разумных денег и обладает приемлемым (подчас — отличным) соотношением цена-качество. Поэтому от них остается лишь легкий неприятный осадок — мол, думали, что купили немецкие туфли, а они — российские.
Бренды-оборотни второй категории более опасны. Их авторы-владельцы обычно разрабатывают достаточно серьезную и подчас креативную легенду о западном происхождении и западном производстве (обычно английском или итальянском). Стоит обувь, продаваемая под такими марками-оборотнями, весьма недешево, а качество у нее — на уровне обычно ширпотреба среднего ценового сегмента (в отдельных — самых возмутительных случаях — и того ниже).
Итак, настала пора познакомиться с брендами-оборотнями в мире:
1) Обуви! Начнем с первой категории.
Tervolina. Тоже не имеет ничего общего с Европой. Большая часть обуви, продаваемой в этих салонах, шьется в Китае и России (на фабрике «Лидер» в Тольятти), некоторые модели — в странах Южной Европы. Соотношение цена-качество адекватное. Своего рода аналогом Терволины является сеть салонов обуви Respect — тоже российского бренда.
Camelot. Тоже российская марка, производит обувь (и, кстати, одежду) главным образом в Китае. Легендов и мифов о своем происхождении не выдумает. Изначально была нацелена на то, чтобы сделать коллекции крупных модных брендов доступными для населения. Поэтому Camelot часто просто копирует дизайн западных фирм. Соотношение цена-качество неплохое.
Calipso. Название навевает мысли об Италии. Смотрим в Википедию и видим, что Калипсо — это нимфа, персонаж древнегречских мифов. Ну а обувь, которая продается под этим брендом — российско-китайского происхождения. Собственно, сама компания этого и не скрывает — достаточно посмотреть ее сайт. Никакой легенды нет, хотя, разумеется, напрямую не написано, что это российский бренд. Соотношение цена-качество у Calipso довольно приличное
Grand Gudini — еще один бренд, мимикрирующий под итальянский. На своем сайте о происхождении умалчивает, но говорит, что завоевала репутацию марка Grand Gudini только «в Москве и регионах России». Так что никакого обмана нет, но название может вводить в заблуждение. Также довольно спорным представляется утверждение о том, что компания приглашает дизайнеров из Европы, которые «следят за веяниями моды». Но следить — еще не значит проектировать и создавать. Цены в Grand Gudini средние (подчас высоковатые), качество тоже среднее, отзывы весьма противоречивые. Обувь производится в России и Китае.
2) Одежды:
befree. Бренд молодежной одежды, принадлежащий российской компании «Мэлон Фэшн Груп». О происхождении бренда заявляется совершенно открыто на его сайте. Одежда производится в России на фабрике «Первомайская заря» (по крайней мере, так она называлась в советское время). Цены весьма низкие, качество приличное.
Baon. Существующий с 1992 года российский бренд одноименной компании, которая, в общем-то, не скрывает свое происхождение. Раньше, правда, среди покупателей культивировалась легенда о шведских корнях марки. Довольно популярный сейчас бренд desam принадлежит, кстати, также компании Baon. Соотношение цена-качество у Baon и desam в целом неплохое.
de rossi. Это якобы итальянский бренд. Продаются под этим лейблом в основном сорочки, цены очень высокие. Между тем, имеются большие сомнения в том, что это действительно итальянская марка. Так, например, в итальянском интернете упоминаний о бренде сорочек de rossi нет. Международного сайта у компании тоже нет, есть лишь русский и его англоязычная версия на русском же домене; сам сайт зарегистрирован на частное лицо. Скорее всего, это российский бренд, но шить могут и в Италии. Отзывы встречаются противоречивые. За такие деньги можно приобрести сорочки настоящих итальянских марок — Pal Zileri, Z Zegna, Etro.
3) Чай и кофе
Maitre de The. Это якобы французский чай. Странно, не правда ли? Чай у нас ассоциируется с Индией, Великобританией, Китаем, но никак не с Францией, где предпочитают кофе и вино. Чудный сайт Maitre de The (ни международной, ни французской версии у него нет вообще) пытается развеять наши сомнения. Вот что там можно прочитать: «еще с XIX века чай получил широкое распространение во Франции… ведущие чайные сомелье…». И так далее, подробнее здесь. Для того, чтобы убедить читателей в французскости чая Мэтр де Тэ, талантливые брендостроители даже разместили в этом разделе отличный рисунок Великой Китайской Стены. Браво!
Информации о реальной истории компании, подтверждений ее французского происхождения на сайте по понятным причинам нет. Поиск в международном Google также подтверждает догадку о том, что Maitre de The — это плод усилий наших, российских креативщиков.
Curtis. Если «Орими Трейд» обзавелась своим английским брендом Greenfield, то ее прямой конкурент «Чайная компания Май» (чай «Майский») создала бренд Curtis (первоначально Curtis&Patridge), тоже якобы английский. И, кстати, в том же 2003 году. Отличная статья о Curtis есть на сайте журнала Forbes — можете почитать, весьма интересно. Здесь я подробно останавливаться на Curtis не буду, скажу лишь, что этой чай среднего ценового сегмента и среднего качества. Ничего особенного.
Ahmad. Вот мы и подошли к самому таинственному бренду чая. Так и нельзя сказать с уверенностью, английский он, иранский или все-таки российский. Компания имеет хороший международный сайт. Раздел История на нем гласит, что чай Ahmad появился на рынке в 1986 году. Однако… продается он главным образом в России. В Англии его тоже можно встретить, но только в магазинах для туристов и в аэропортах. Также Ahmad встречается в Чехии, Болгарии, Польше, Иране, Пакистане, да и некоторых других странах.
Сам чай Ahmad — этакий середнячок, но продается по ценам выше средних. На мой взгляд, таких денег не стоит.
Milagro. С испанского переводится как «чудо». Позиционируется, однако, как немецкий кофе, сделанный в Германии. Зарегистрирована компания, похоже, в Соединенном Королевстве (прямо все в кучу собрали), производство — главным образом в России. Сам владелец компании якобы говорил, что иностранное название и легенда выбраны из-за того, что у российских потребителей нет доверия к отечественным брендам.
4) Техника
Vitek. Очень популярна и широко распространена в России техника марки Vitek. Раньше она позиционировалась как австрийская, но на самом деле имеет к Австрии весьма отдаленное отношение: она просто там зарегистрирована. Сейчас, к счастью, Vitek (по крайней мере, на своем сайте), открыто говорит о российских корнях. Вся техника Vitek производится в Китае, разработки — как китайские, так и российские. Стоит техника Vitek обычно недорого. Качество весьма средненькое, я бы сказал — посредственное, никоим образом не европейское. Но если вы ограничены в средствах, то техника Vitek — не такой уж плохой вариант.
Scarlett. Очень популярная в России марка. Якобы английская. На самом же деле, компания Scarlett просто зарегистрирована в Великобритании (в 1996: году, а названа она, кстати сказать, в честь Скарлетт О’Хара из романа «Унесенные ветром»). Техника же — российско-китайская, скажем так. Цены на нее чуть повыше, чем у Vitek, но и качество заметно лучше. В общем, случай не возмутительный, но неприятный.
Unit. Позиционируется (судя по сайту, по крайней мере) как австрийская техника европейского качества. Может, конечно, эта марка и зарегистрирована в Австрии, но вот англоязычный интернет о ней ничего не знает. Международного сайта у бренда нет. Отзывы достаточно противоречивые. Видимо, есть и хорошие, и плохие модели.
Elenberg. За европейца вроде себя не выдает, но довольно красивое иностранное название может ввести кого-нибудь в заблуждение. Elenberg — это бренд компании Эльдорадо. Техника разрабатывается и изготавливается в Китае. Устройства обычно самого нижнего ценового диапазона. Качество соответствующее. Очень советую обходить стороной.
Остерегайтесь злостных брендов-оборотней! Удачных вам покупок!