Раньше цыгане развлекали народ на ярмарках, выступая вместе с медведями. Они заставляли животных проделывать
разные фокусы, при этом обманывая обещанием подачки. Цыгане водили медведя за кольцо, продетое в нос. Именно
с тех времён « не води меня за нос» означает «не обманывай». А выражение «знать всю подноготную» связано… со
старинной пыткой, когда обвиняемым загоняли под ногти гвозди или иглы. Целью этого довольно неприятного действия
было добывание признания.
О том, кто мало, что умеет, мы говорим «мастер кислых щей». Происхождение у поговорки довольно простое. Кислые щи
(видимо, в самой простой вариации) были немудрёной едой: вода да квашеная капуста. Приготовить щи было нетрудно.
И если кого-нибудь называли «мастером кислых щей», это означало, что ни на что путное он не годен. Выражение «подложить
свинью», то есть сделать кому-то что-то плохое, по всей видимости, связано с тем, что некоторые народы по религиозным
соображениям не едят свинину. И если человеку в пищу незаметно подкладывали свинину, то тем самым делали очень серьёзную пакость.
Сегодня выражение «бить баклуши» означает ничего не делать. Между тем, раньше битьё баклуш было занятием.
Хотя и довольно простым… Посуду в далёкие уже времена в основном делали из дерева: чашки и ложки,
«братины» и тарелки – всё было деревянным. Но чтобы вырезать что-то, от бревна нужно было отколоть чурку –
баклушу. Это было лёгкое, пустячное дело, которое поручалось подмастерьям. Это занятие так и называлось «баклуши
бить». Мастера в шутку называли подсобных рабочих «баклушечниками». Так, из шуток мастеров и появилось это выражение.
Когда занимаешься изучением пословиц и поговорок, удивляешься, из какой старины они иногда происходят. В этой
небольшой статье мы поговорим о двух дошедших до наших времён поговорках… «Не ко двору пришёлся» –
у этой поговорки есть интересная мифологическая основа. Согласно ей на подворье (на дворе) будет жить только
то животное, которое понравится домовому. А если не понравится, то или убежит, или заболеет. Что делать… не ко
двору… «Попасть в переплёт» неприятно… А основа у выражения бытовая, просто сейчас это слово редко используется.
Переплётом называлась ловушка для рыбы, сплетённая из веток.
«Нашли козла отпущения», «кого на этот раз козлом отпущения сделают?» – такие фразы можно нередко
услышать на работе. Под «козлом отпущения» понимается человек, на которого повесили все огрехи, при этом
он сам может иметь к случившимся бедам весьма опосредованное отношение или даже вообще быть к ним
непричастным. У этого выражения есть своя история… Был у древних евреев обряд отпущения грехов, в котором
участвовал козёл. Священник возлагал руки на голову козла, при этом как бы перекладывая на него грехи всего
народа. После этого несчастного, который к грехам целого народа имел довольно слабое отношение,
изгоняли в пустыню. Такие дела. Неизвестно, сколько козлов отправились в суровые странствия за чужие грехи,
но, к счастью, обряда больше не существует. А выражение до сих пор живёт.
Как известно, выражение «сирота казанская» относится к человеку, который прикидывается обиженным
или беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Сейчас эта фраза употребляется, скорее, как
беззлобная шутка. Но почему именно «казанская»? Этот фразеологизм возник после завоевания
Казани Иваном Грозным. Татарские князья (мирзы) стали подданными русского царя. При этом они
старались выпросить у Ивана Грозного всевозможные поблажки и льготы, жалуясь на горькую участь.
Они-то и стали благодаря острому народному языку первыми «сиротами казанскими».
«Не выноси сор из избы» — древняя и повсеместно распространённая пословица. Конечно же, она не учит нас нечистоплотности.
Она советует не выносить семейные дрязги и ссоры в люди. У Даля вообще написано красиво про эту пословицу: «семейные дрязги
разберутся дома, коли не под одним тулупом, так под одной крышей». Но у этой пословицы есть и прямой смысл: у крестьян сор
никогда не выметался и не выносился на улицу. Это было довольно затруднительно делать: выметать сор на улицу через высокие
пороги. Однако основная причина – существование довольно серьёзного поверья: по сору недобрые люди могут наслать порчу.
Сор обычно заметали в печной или стряпной угол. Когда затапливали печь, сор сжигали. Существовал и ещё один интересный
обычай: свадебные гости, испытывая терпение невесты , заставляли мести избу, при этом вновь и вновь сорили и приговаривали:
«Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло».
«Ни кола ни двора» – говорим мы о состоянии крайней бедности. Если разобрать содержание этой пословицы,
то получится, что нет «ни кола» то есть короткой заострённой палки, «ни двора» – то есть дома. Насчёт «двора»
всё понятно, и споров на этот счёт нет. Но вот насчёт «кола» есть довольно убедительная версия конца
девятнадцатого века. Дело в том, что, по крайней мере, в некоторых местах «колом» называли полосу
пахотной земли шириною в две сажени. Следовательно, не иметь кола – значит, не иметь пашни; не иметь двора
– значит, жить у других. Что ж… логично. Трудно переоценить, особенно в старину, значение пахотной земли для
крестьянина. По сути, наряду с домом, она была главным его богатством.
Слово «очуметь» довольно часто применяется в повседневной жизни. Как известно, оно означает ситуацию, когда человек
потерял способность ясно воспринимать окружающую действительность, адекватно мыслить. Интересно, что
происхождение слова связывают с масштабными событиями 1771 года, именно тогда в Москве свирепствовала опустошительная
чума. Очевидцы описывали у людей следующие симптомы: «Выговор больных невразумителен и замешателен, язык точно
приморожен, или прикушен, или как у пьяного». Чума проявлялось в ознобе, жаре, головной боли и помрачении сознания.
Память о вышеназванных событиях отразилась в слове «очуметь», которое мы теперь применяем к гораздо менее серьёзным
ситуациям.
Источник