На этой неделе внимание интернет-пользователей привлёк ролик о том, как делались спецэффекты в «Гэтсби» База Лурмана. Look At Me собрал 15 фильмов, где визуальные эффекты сыграли не последнюю роль, и подробную информацию о том, как работала империя грёз в каждом отдельном случае.
Великий Гэтсби
«Подпольная империя» на стероидах , которую можно наблюдать на видео, — это подробный ответ на вопрос, почему премьеру «Гэтсби» решили перенести с 25 декабря прошлого года, на лето 2013-го. Осенью Los Angeles Times писала, что «дотошному Лурману» было бы ну очень сложно закончить картину в срок: половина «Гэтсби» — это спецэффекты, другая половина — звёздный саундтрек. К лету Баз Лурман договорился со всеми звёздами, среди которых были Элтон Джон, Джей Зи, Мадонна, Дэвид Боуи и Лана Дель Рей, а специалисты дорисовали красивую картинку.
Белоснежка и охотник
В сказках и фэнтези не обойтись без спецэффектов: в лесах обитают монстры, среди людей бродят великаны и гномы, и, конечно, злая королева в огромном замке смотрится в волшебное зеркало. Теперь по порядку — вместо того, чтобы уменьшать актёров, как это делалось, к примеру, во «Властелине колец», мастера по спецэффектам поставили маленьким людям лица известных актеров. Технологию эту супервайзер по визуальным эффектам Кедрик Николас-Троян вместе с командой опробовал раньше — когда создавал близнецов в «Социальной сети» Финчера. Волшебное зеркало злой королевы превратилось в отдельного персонажа, который напоминает Терминатора из жидкого металла. Основной сложностью тут было нарисовать реалистичный плащ из «металлической» ткани. Остальное — на видео.
Гагарин. Первый в космосе
Студия Ulitka ответственна за несколько отечественных блокбастеров: это они занимались всеми «Дозорами», картиной «Чёрная молния», недавним фильмом-катастрофой «Метро». Теперь вот патриотическая лента про первого человека в космосе. Для создания реалистичных эффектов Ulitka использовали две технологии студии Pixar — экосистему Physical Plausible Shading и их же облачный сервис рендеринга Renderman on Demand. Для того чтобы космический корабль казался реалистичным не только обычным зрителям, но и профессионалам, команда Ulitka из восьми человек отправилась в Королёв к специалистам, где ощупала и сфотографировала оригинальный модуль Гагарина.
Железный человек 3
Главным вызовом для специалиста по спецэффектам Мэтта Дессеро, который работал над последним «Железным человеком», было создание эффекта мгновенной регенерации людей и растений. Живительная сыворотка Экстермис проходила лавообразной массой через всё растение, плавила его, и на этом месте вырастали новые листья. Из других открытий, которые случаются после просмотра видео о спецэффектах, — костюм Железного человека, оказывается, полностью нарисован в графическом редакторе. После ролика советуем открыть эту статью, где разбирают интерфейс костюма и компьютеров лаборатории Тони Старка (из второй части). Скоро мы все так же будем бешено вращать глазами для того, чтобы отправить новое письмо по электронной почте.
Жизнь Пи
Картина «Жизнь Пи» заслуженно получила в этом году «Оскара» за спецэффекты. Но, вот незадача, компания Rhythm & Hues, создававшая спецэффекты к фильму, через некоторое время обанкротилась. В день церемонии «Оскар» протестовать на улицы вышли не только работники R&H, но и другие создатели спецэффектов. За год до этого обанкротился кэмероновский Digital Domain, ранее воссоздавший знаменитый «Титаник». Всё дело в том, что голливудские киностудии платят VFX-компаниям мало денег и стараются отдавать работу в другие страны — Китай, Индию и Малайзию. Почему вся эта информация находится здесь, под названием фильма о мальчике, который пытается добраться из Индии в Канаду на лодке с тигром? Потому что, по иронии, Rhythm & Hues после банкротства куплена индийской компанией Prana Studios.
Загадочная история Бенджамина Баттона
Дэвид Финчер решил пойти по стопам визионеров спецэффектов Земекиса и Кэмерона и снял затянутый, но при этом удивительный фильм про человека, чья жизнь идёт наоборот — от старости к юности. Спецэффектами занималась компания Digital Domain (созданная Джеймсом Кэмероном) и для 2008 года они сделали невероятно реалистичную картинку, учитывая то, что большинство актёров находились на съёмочной площадке в силиконовых масках. Как говорит сам Финчер: «Моей задачей было сделать не [самого] реалистичного человека, а живого персонажа, и Бенджамин таким стал… Технология в данном случае обслуживала актёра». По видеоролику ниже видно, что для исполнителя главной роли Бреда Питта, это был новый опыт. И если после просмотра вы всё ещё не впечатлены, то посмотрите 18-минутную лекцию о «Баттоне» на TED создателя эффектов Эда Ульбриха.
Люди Икс: Первый класс
Созданием реалистичных мутантов образца 1962 года («Первый класс» — это приквел) занимался легендарный Джон Дикстра, ответственный за эффекты — бам! — в 4-м эпизоде «Звездных войн». Подробно о том, как создавался каждый персонаж, можно почитать здесь, а мы лучше лишний раз процитируем Дикстру: «Винтажные спецэффекты — как классические автомобили. Я думаю, тут дело в отношении к картинкам, которые вы создаёте. Что меня беспокоит в современной компьютерной графике — то, что сделать блестящую привлекательную картинку теперь просто, но безумно сложно сделать что-то, что будет иметь достаточную [внутреннюю] глубину». Возможно поэтому фанаты «Звёздных войн» выступали радикально против обновлённых компьютерных версий эпизодов саги Джорджа Лукаса.
Метро
Реалистичное наводнение в тоннелях московского метро — дело сразу пяти студий: «Амальгама», Piastro VFX, Ulitka, Main Road|Post и ALGOUS studio. Для того чтобы оценить масштаб картины, скажем, что сделано было 900 планов с эффектами, из которых 400 — с симуляцией воды. Как и в случае с «Гагариным», к сожалению, работа команды мастеров по спецэффектам — едва ли не самое ценное, что есть в фильме. Поэтому разъясняющего ролика выше будет вполне достаточно, чтобы положительно оценить блокбастер. Отдельно надо отметить художников, которые создали уже совершенно реальные декорации метрополитена и отдельную станцию «Садовая».
Мстители
Финальная битва в «Мстителях» происходит в Нью-Йорке. Как рассказывает VFX-супервайзер Джефф Уайт: «Мы только закончили “Трансформеры: Тёмная сторона Луны”. Там всё было проще — в Чикаго не проблема облететь на вертолете весь город». В Нью-Йорке вертолетам нужно держаться на высоте не менее 150 метров над крышами небоскребов, поэтому команде, работающей над спецэффектами, предстояло прогуляться по городу и снять огромные панорамы улиц в HDR. После этого художники нарисовали четыре района Нью-Йорка практически с нуля.
Облачный Атлас
Все фильмы сестры и брата Вачовски, начиная с трилогии «Матрица» — настоящие графические аттракционы. Из недооценённых шедевров, если не киноискусства, то по крайней мере дизайна, нужно отметить «Гонщика Спиди» (его VFX-видео находится здесь). «Облачный атлас» можно рассматривать с нескольких сторон — фильмом занималось сразу несколько команд. Одна — титрами, другая — гримом, третья — графикой. Супервайзером по эффектам был Дэн Гласс: «Проще всего было решить [для себя], что на самом деле это шесть разных фильмов, каждый из которых имеет свои сложности. Три истории происходят в прошлом — в 1849-м, в южной части Тихого океана, в Шотландии образца 1936 года и в 70-х, в Сан-Франциско». Эти три части были старательно отсняты и эффекты здесь только для «улучшения» реальности. На Нео-Сеул 2144 года и Гавайи 2321-го и 2346-го — потребовалось гораздо больше сил.
Обливион
Вместо синего экрана создатели «Обливиона» сделали «живую» стену, на которой в реальном времени менялась погода так, чтобы Тому Крузу и другим актёрам на площадке было комфортнее играть. «Обливион» оценили скорее не критики, а дизайнеры. Многие шутили, что этот постер сай-фая выглядел так, будто это картина о компании Apple в будущем. Дизайнерам также запомнились интерфейсы в научной фантастике. Об этом есть отдельное видео.
Прометей
Одна из самых важных и впечатляющих сцен фильма — андроид Дэвид, буквально, в окружении огромной звёздной карты. 3D-модель одной только карты, разработанная Moving Picture Company, состоит из 80-100 миллионов полигонов, из-за чего рендеринг сцены (который требовалось производить заново даже при малейшем ее изменении) занимал несколько недель. Основным источником вдохновения для карты послужила картина «Философ, объясняющий модель солнечной системы». Сценарист фильма Джон Спейтс, говоря о сущности присутствия этой карты в фильме, назвал процесс ее создания «путешествием от идеи звёздной карты к картине эпохи Просвещения, а затем — в далёкое будущее».
Район №9
Снятый за скромные для фантастики 30 миллионов и окупившийся в итоге в 7 раз фильм Нила Блокампа, история о любви, апартеиде и обо всём остальном, переведённая на почву вооружённого противостояния людей и пришельцев. Спецэффектами должна была заниматься компания Weta, но их роль была сильно сокращена из-за занятости на фильме «Аватар». В итоге Weta работала только над кадрами с зависшим над Йоханнесбургом космическим кораблем и, совместно с Блокампом, разработкой внешнего вида пришельцев. Главной, по сути, стороной визуальной части фильма — внедрением пришельцев непосредственно в кадр, занималась Image Engine. Суть процесса такова: актёр Джейсон Коуп, надев серый костюм, поочерёдно отбегал за каждого из пришельцев перед камерой, после чего в полученные кадры добавлялась 3D-графика.
Страна ОЗ
Практически полностью нарисованный на компьютерах внутренней дизайн-студией Walt Disney «Великий и ужасный» обошёлся создателям в 215 миллионов долларов, и это чувствуется. Особенно, если понимать, что приземление воздушного шара в каньон с водопадом на площадке выглядело так: сидящий Джеймс Франко в примитивной раскачивающейся корзине на фоне огромного синего экрана. Или что облака в фильме — результат многоитерационного рендеринга с поэтапным учётом внешнего освещения, соседних объектов и положений камеры. Некоторые сцены — вроде той, где главный герой Оскар приходит в город-сервиз — во время съёмок были больше похожи на то, что в итоге попало в фильм, однако даже выстроенные и детализированные декорации часто полностью заменялись отрисованными.
Хоббит: Нежданное путешествие
Главным визуальным новшеством фильма стала съёмка (и последующие показы) на скорости 48 кадров в секунду против обычных для кино 24-х. Разработчики спецэффектов, компания Weta Digital и лично её директор Джо Леттери особенно гордятся моделью Горлума. Во-первых, она меньше привычного эксплуатирует motion capture и сильно отличается от живого исполнителя роли Энди Серкиса. Захват мимики не использовался вовсе, их комплекции сильно отличаются, а в одной из сцен Горлум вообще отрисован с нуля. Кроме того, по сравнению с «Властелином колец» его модель сильно выигрывает в детальности — на одном только лице Горлума теперь больше полигонов, чем десять лет назад (в «Возвращении короля») было на всём теле.
Источник