После захвата Константинополя турками в 1453 году уцелевшее греческое население Города стало селиться в районе Фанари на правом берегу Золотого Рога. Здесь же находился Патриарший престол. Сюда же в Фанари турки переселяли греческую аристократию из других оккупированных греческих городов. В древности здесь находился маяк. Греческое слово φανάρι означает «светильник», кстати, русское слово «фонарь» того же происхождения. Сегодня хочу рассказать вам некоторые исторические события, связанные с этим местом, а также показать, что осталось от греческого района Константинополя сегодня.
Конечно после того, как закончился штурм Константинополя турками, вся греческая элита была уничтожена. Вместе с тем султану нужно было как-то управлять покоренными христианскими народами. Было решено опереться на греческое духовенство и образованное светское население. Одной из обязанностей Патриарха перед султаном было обеспечение лояльности всех греков новому режиму. Фактически Патриарх был не только духовным отцом, но и гражданским главой всех греков разоренной Империи. Постепенно греки-фанариоты, как более грамотные и способные по сравнению со своими дикими завоевателями, разбогатели, занимаясь торговлей, а также сосредоточили в своих руках рычаги власти в Османской империи, многие выходцы из фанариотов становились даже великими визирями Порты. Из фанариотов вышли знатные греческие роды Панайоти, Маврокордато, Ипсиланти, Ласкарисы и др. Среди фанариотов зрела идея, постепенно захватив все ключевые посты в империи, официально превратить ее в греческую, именно поэтому многие из них не поддержали Греческое восстание 1821 года, посчитав его преждевременным.
С этим восстанием связана одна трагическая страница истории Фанари. В тот момент главой фанариотов и вообще всех греков был Патриарх Григорий V. Султан, узнав о начавшемся восстании, как это обычно бывает у турок, стал в ярости кататься по полу и орать, что не хочет знать ни о каких греках, кроме как о мертвых. Патриарх, который должен был обеспечивать лояльность греков перед Портой, несмотря на то, что предал восставших анафеме, был арестован, доставлен в тюрьму и подвергнут пыткам, от него добывались сведений о руководителях восстания в Константинополе. После чего ему предложили принять магометанскую веру, на что он ответил: «Напрасно вы об этом просите, Патриарх христиан умрет христианином». Патриарха Григория поволкли через весь город и повесили на воротах Патриархии. Он был восьмидесятилетний старик, его тело было худым от постов и воздержаний, и ему не хватало веса, чтобы умереть мгновенно. Страдания Патриарха продолжались долго, умер он лишь через несколько часов. Но на этом бесчинства дикарей не закончились. Несмотря на то, что новый Патриарх просил турок выкупить тело Григория V для похорон, турки продали тело константинопольским евреям, которые волокли его по мостовой, донельзя обезобразив тем самым, и, привязав камень, бросили в Золотой Рог. Несмотря на привязанный камень, тело не тонуло, его выловили моряки с русского торгового корабля, узнав Патриарха, отвезли его в Одессу, где он был похоронен с государственными почестями. Во время похорон признаков тления не было, хотя с момента смерти прошло уже больше месяца. Когда в 1871 году государь Александр III передал мощи Греции для перезахоронения, тело Патриарха также было без признаков тления. В 1921 году состоялась канонизация Патриарха Григория V. Кроме того турки учинили настоящий погром в Фанари в те жестокие дни начала Греческого восстания, участь своего Патриарха разделили многие фанариоты.
А теперь перенесемся на 134 года вперед, в 1955 год, в уже просвещенный XX век, когда случилось то же самое. Краткая предыстория этих событий. Когда, после поражения Греции во Второй Греко-турецкой войне, которое было связано с тем, что Российская империя, прежде всегда враждебная дикости и варварству, оказалась сама захваченной варварами-большевиками, оказавшими существенную помощь своим друзьям, таким же дикарям — туркам, а также благодаря предательству Греции Западными союзниками, после этого поражения состоялся Греко-турецкий обмен населением, беспрецедентный в истории. Все христианское население Малой Азии депортировалась в Грецию, все мусульмане с Балканской Греции — в Малую Азию. Однако, в этом договоре были и исключения. Не подлежали депортации греки-фанариоты Константинополя, на тот момент их было около 270 тыс. человек, а также население островов Имброс (варв. Гекчиада) и Тенедос (варв. Бозджаада). С другой стороны в Греции оставалось мусульманское население Западной Фракии, около 86 тыс. человек. Мусульмане в Греции сохранили свой статус и численный перевес в районах проживания, и по сей день там ведется их обучение на турецком языке. Греческое же население Константинополя и двух островов под варварским давлением продолжало сокращаться. К 1955 году в Константинополе осталось не более 100 тыс. греков. Острова Имброс и Тенедос в конце концов были полностью заселены турками, в 1974 году там было запрещено обучение на греческом языке.
Но вернемся в 1955 год. Погромы и геноцид христианских народов являются неотъемлемой частью политики турок на протяжении XIX — XX веков. Поводом для очередного бесчинства дикарей послужило то, что во дворе дома-музея Ататюрка в Салониках, подаренного туркам Греческим правительством (К этому правительству, открывающему у себя музей мрази, уничтожившей сотни тысяч греков, также масса вопросов, но сейчас речь не об этом) произошел небольшой взрыв, который организовал турок-провокатор Октай Энгин, взрыв повредил только стекла в этом доме-музее. Этого было достаточно, чтобы начать организованное уничтожение всего нетурецкого, что еще осталось в этом изуродованном за века варварской оккупации Великом Городе. Погромы происходили при полном попустительстве, а зачастую, и при подстрекательстве турецких властей, среди погромщиков были люди в турецкой полицейской форме. Фотографии и описание событий можно посмотреть здесь и здесь. Во время этих зверств пострадали не только греки, но также армяне и евреи. За два дня погромов, 6 и 7 сентября 1955 года толпа варваров разрушила 4000 христианских домов и магазинов, разграбила и сожгла 73 православные церкви, 2 монастыря, 26 школ, библиотеку греческого митрополита, который умер от побоев спустя три дня. Многие греки были вынуждены уехать. На 2000 год статистика говорит о двух тысячах греческого населения в Константинополе. За восемьдесят лет оно сократилось на 99 %. На сегодняшний день в Константинополе остались единичные греческие семьи. Обязательно посмотрите фотографии этих событий.
А сейчас давайте прогуляемся по Фанари и посмотрим, что осталось от него на 2013 год. Вид у многих домов жалкий. Богатству фанариотов был положен конец в 1936 году, когда вышел закон, запрещающий жертвовать средства в фонды национальных меньшинств. Состояния умерших, не имевших наследников, изымались государством, если можно так назвать бандитское сообщество турок.
Кое-что еще живо, например, вот эта греческая лавка:
А вот это кафе, скорее всего, уже не будет работать никогда. Где его владелец? Что с ним стало?
Еще один греческий магазин и киоск. В прошлом году я покупал тут сувениры, в этом он был уже закрыт. Греки уезжают, места их обитания занимаются турецкой саранчей. Уже и мечеть здесь успели построить.
Некогда богатые греческие дома архитектуры начала XX века:
Греческий отель Дафнис.
Еще один красивый дом.
Интересная деталь — на нем сохранилась старая страховая табличка.
Многие дома заброшены, это следствие погрома.
Целые кварталы представляют из себя руины:
Церковь Марии Монгольской, сохранившаяся еще с византийских времен, она никогда не была мечетью. Постройка XIII века, также пострадал в 1955 году во время погрома.
Рядом с ней красивое большое здание Патриаршего лицея постройки 1881 года. Архитектор Константин Димадис. Район находится в холмистой местности, и так плотно застроен, что этот прекрасный памятник архитектуры невозможно запечатлеть целиком. Обратите внимание, даже здесь должна стоять золотая голова турецкого идола и развеваться поганый красный флаг!
Здание обнесено высоким забором с пиками и местами колючей проволокой наверху. Это неспроста, в любой момент могут снова появиться погромщики. Представьте, каково жить в собственном городе, где ваши предки жили тысячелетиями, оккупированном безумными дикарями, творящими бесчинства при полном попустительстве так называемой «мировой общественности».
Когда я там гулял и рассматривал это здание, рядом со мной была пара пожилых англичан в сопровождении гида-турка, говорящего по-английски, что редкость. Турок рассказывал им о лицее и в один из моментов сообщил, что раньше здесь учились тысячи студентов, а на сегодняшний день их всего 12. Это сообщение почему-то вызвало у джентльменов приступ бурного смеха. Очень захотелось подойти к ним и сказать: «Вот когда арабы и пакистанцы, которых вы к себе активно пускаете, загонят вас за колючую проволоку, мне, греку и русскому не придет в голову смеяться над тем, что в каком-нибудь вашем Оксфорде останется всего 12 белых студентов, господа английские свиньи!» Почему я этого не сделал, не знаю…
Смотрим еще фрагменты этого красивого здания.
А теперь посмотрим, как выглядят сохранившиеся действующие православные церкви в Фанари и его окрестностях. Вот, например, православная церковь Святого Николы. Все за каменными стенами и железными дверями. В прошлом году я пытался в нее зайти, позвонив в звонок, по-английски спросил, можно ли зайти в церковь, на что мне также по-английски девушка ответила, что церковь закрыта. Только потом я сообразил, что акцент у нее русский был)).
Еще одна церковь, не знаю ее названия, на варварских картах обозначена просто как Rum kilesi. Я долго не мог ее обнаружить по карте, пока не понял, что это она и есть — невысокое здание за остатками крепостной стены Константинополя вдоль набережной Золотого Рога.
А вот церковь Святого Дмитрия, вернее, забор, ее огораживающий. Согласитесь, так может выглядеть тюрьма или военная база. А в современном Константинополе, где куражатся варвары, так выглядят церкви — островки морали в океане бесчинств. И здесь священник вынужден унизительно вывесить варварский флаг. Вы вообще, где нибудь видели флаги на церквях?
Единственная открытая церковь — Патриаршая церковь Святого Георгия. Тут нет колючей проволоки, однако полно охраны, на самом деле, я подозреваю, это представители турецких спецслужб.
Почему-то среди своих фото не обнаружил здания Патриархии, вот только какой-то византийский фрагмент, вмонтированный в ее стену.
Вот такое печальное зрелище представляет из себя греческий квартал Фанари в Константинополе. Это вообще абсурдно греческий квартал в изначально греческом Городе, столице величайшей Империи в истории человечества. Ждем с нетерпение исполнения многочисленных пророчеств об исходе варваров из этих святых мест.
В качестве небольшого дополнения фото болгарской железной церкви Святого Стефана. К сожалению, она находится на реставрации и обнесена забором. Сфотографировать удалось только колокольню.
Источник