Мегапроекты человечества: урбанистика на воде — как жить в мире, где нет земли
Если человечество в ближайшее время не сократит объемы выбросов углерода в атмосферу, уже к 2083 году уровень мирового океана может подняться больше, чем на полметра. К 2200 году уровень воды вырастет на 2,4 м. Это означает, что в недалеком будущем многим нашим потомкам придется переселяться в океан. T&P выбрали 8 самых перспективных проектов для постоянной жизни на или под водой.
Водоскреб
Разработанный инженерами из Малайзии «водоскреб» (waterscraper) напоминает современное высотное здание — только фундаментом кверху. Этот гигантский заостренный «поплавок» позволит разместить сотни беженцев с затопленных территорий, которые смогут постоянно жить, работать, учиться и развлекаться здесь. На плоской крыше водоскреба, расположенной над водой, будут находиться сады, огороды, выгоны для домашнего скота, ветряные электростанции и солнечные батареи. Ярусом ниже, в подводной части здания, у поверхности, разместятся жилые блоки, офисы, школы, бассейны и спортзалы. По замыслу создателей, водоскребы также необходимо будет оснастить гигантскими подвижными электронными «щупальцами». Их кинетическая энергия позволит обогревать и освещать здание, а расположенные на «щупальцах» лампы привлекут морских обитателей, создав вокруг водоскреба настоящую местную экосистему.
Корабль-город
И все же, традиционным «местом жительства» людей в море являются не подводные здания, а корабли. Огромное судно для жизни, работы и отдыха Freedom Ship, проект которого сейчас собирает инвестиции, может стать первым плавучим городом в мире. Круизный лайнер и сообщество жителей с постоянной пропиской в одном лице, он будет почти в пять раз больше, чем любой другой корабль на планете. Его длина составит 1,4 км, ширина — 230 м, а высота — больше 100 м. Внешне Freedom Ship будет больше напоминать здание, чем корабль. На его крыше разместится аэропорт. На корабле будут работать школы, библиотека, больница, офисы, гостиницы, рестораны, магазины, спортивные центры и несколько предприятий. Стоимость реализации проекта — 11 млрд долларов. Сама по себе идея «морского сообщества» не нова: в мире уже существует один корабль, на борту которого можно жить постоянно. Он называется The World и курсирует под флагом Багам с 2002 года. Правда, с конструкторской точки зрения это судно отличается от традиционных круизных лайнеров лишь тем, что каюты на его борту расширены и превращены в квартиры.
Подводный квартал
Британский проект Sub-Biosphere 2 в случае своей реализации сможет предложить людям жизнь как на поверхности океана, так и на глубине. В каждой закрепленной на вертикальных подводных рельсах системе из девяти подвижных «шаров-биомов» сможет разместиться 800 человек. В центре Sub-Biosphere 2 будет располагаться большая сфера с оборудованием, которую будут окружать восемь жилых сфер поменьше, соединенные переходами с ней и между собой. По рельсам вся конструкция сможет подниматься к поверхности моря и опускаться на глубину в зависимости от погодных условий и других факторов. Sub-Biosphere 2 сможет автономно поддерживать жизнь своих обитателей благодаря инновационной системе получения энергии от перепадов атмосферного давления под водой. Внутри «биомов» можно будет выращивать злаки, овощи и фрукты, держать домашних животных. Кроме того, Sub-Biosphere 2 планируется использовать в качестве хранилища семян, аналогичного Всемирному семенохранилищу на Шпицбергене.
Полиэстровый экогород
Lilypad — водный город, который, согласно замыслу дизайнера, внешне будет напоминать кувшинки Виктория. В каждом таком утопическом мегаполисе смогут разместиться 50 000 человек. Каркасы Lilypad будут сделаны из полиэстровых волокон. В центре города будет располагаться глубокая лагуна, а по бокам — три возвышения и пристани. В подводной части лагуны разместятся рыбные фермы и висячие сады, на возвышениях — жилые блоки, офисы, спортивные центры и центры развлечений. Каждый Lilypad будет полностью снабжаться энергией за счет возобновляемых источников: волн, ветра и солнечного света. Авторы проекта рассчитывают, что проект можно будет реализовать к 2100 году.
Обитаемые нефтяные платформы
На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч заброшенных нефтяных платформ. Малазийские дизайнеры предлагают превратить их в жилые массивы. На крышах они планируют разместить солнечные фотоэлектрические мембраны, по бокам — небольшие ветряные электростанции. Конструкция системы жилых и рабочих блоков на обитаемой нефтяной платформе по форме будет напоминать кольцо. Над водой смогут поселиться люди, чья профессия не будет связана с океаном, а на глубине — морские биологи, инженеры подводных систем и другие ученые.
Зеленые водные башни
Green Float — еще один проект «города в океане», на этот раз японский. Его создатели планируют построить мегаполисы на вершинах башен, которые, в свою очередь, будут располагаться на плавучих островах. На «теле» каждой башни вырастут сады, а на ее верхушке разместится своеобразная конструкция, одновременно напоминающая Колизей и спутниковую антенну. На ее стенах будут находиться жилые блоки, а в возвышении по центру — офисы. Стены чаши и ее центральную часть соединят подвесные переходы. Каждый город Green Float сможет вместить от 10 000 до 50 000 беженцев. У подножия башни люди смогут гулять и заниматься спортом: здесь инженеры планируют разместить парки, поля со злаковыми культурами, ветряные электростанции и пристани.
Плавучие города будут существовать за счет возобновляемых источников энергии. Первые Green Float могут быть построены уже к 2025 году, близ экватора, в районах, где редко проходят тайфуны.
Международная океанская станция
Международную океанскую станцию Open_Sailing специалисты разрабатывают по аналогии с МКС. Она должна стать центральным местом в мире, где люди смогут изучать море и совершенствовать способы борьбы с экологическими катастрофами. По строению Open_Sailing будет напоминать хутор: в ее рамках планируется построить жилой блок, подвижные «гавани» для выращивания растений и рыбы, научные модули и плавучую электростанцию, способную вырабатывать энергию благодаря ветру, солнцу и волнам. Для работы станции ученые также специально разработали единый кабель, совмещающий в себе электропроводку, водопровод, систему кондиционирования и структуры для передачи данных. На воде Open_Sailing будет способна вести себя как живой организм: в зависимости от погодных условий она сможет сжиматься, чтобы волны и ветер не разорвали ее, или расширяться в разные стороны, давая больше места урожаю морской капусты или рыбе.
Искусственные плавучие острова
Искусственные жилые плавучие острова в ближайшее время планируется построить на Мальдивах, которые из–за глобального потепления могут быть затоплены целиком. Уже сегодня это государство может похвастаться нулевым уровнем выбросов углерода, — и все же проблему глобального потепления это не решает. Вот почему мальдивские власти подписали с компанией Dutch Docklands соглашение на строительство пяти искусственных островов. По форме они будут напоминать пятиконечные звезды.
Острова выглядят зелеными, однако в действительности являются огромными многоярусными зданиями с газонами вместо крыш. Также на искусственных островах есть пляжи и пристани. Стоимость проекта составляет 5 млн $.
Источник