В конце прошлого месяца, 30 марта, исполнилось 44 года со дня премьеры культовой картины «Белое солнце пустыни».
Мы с радостью пересмотрели этот фильм и делимся кое-какими не слишком широко распространенными фактами об этой ленте.
Идея создания так называемого «истерна» (или «советского вестерна») витала в воздухе с момента премьеры дилогии «Неуловимые мстители». Сценарий был готов в 1967-м году, в 1968-м начался съемочный процесс, а в 1970-м уже состоялась всесоюзная премьера нового фильма о русском солдате и его приключениях по пути домой (традиционная фабула русского сказа).
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Фильм мгновенно полюбился зрителям, и любовь эта не становится меньше до сих пор — на фильме воспитано уже несколько поколений и, видимо, несмотря на то, что сегодня картина местами выглядит слегка наивной, в нашей стране ее будут пересматривать снова и снова.
Теперь перейдем к интересным фактам о самом ярком «истерне»:
1. Над сценарием начинали работать Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Затем Кончаловскому дали в подмогу Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. Однако Андрей Сергеевич так и не завершил сценарий, работу заканчивали без него, так как он занялся более интересным для него на тот момент проектом — экранизацией романа Тургенева «Дворянское гнездо». Режиссерское кресло предлагали Витаутасу Жалакявичусу, Юрию Чулюкину и Андрею Тарковскому, но все они отказались. Тогда предложение о постановке ленты было сделано Владимиру Мотылю.
2. Изначально на роль Сухова был утвержден Георгий Юматов. Но режиссер поставил ему условие — во время съемок забыть про алкоголь (склонность Юматова к дружбе с «зеленым змием» была известна). Однако Юматов его подвел, и тогда роль «ушла» Анатолию Кузнецову.
Анатолий Кузнецов в роли товарища Сухова
3. Верещагина сыграл актер кино и на тот момент в прошлом петербургского БДТ (он ушел из театра в 1965-м) Павел Луспекаев. На момент съемок он был уже тяжело болен, из-за атеросклероза сосудов ног у него были ампутированы пальцы на обеих ступнях, и ходить он мог только с тросточкой. Мотыль даже предлагал немного изменить его персонажа — чтобы тот передвигался на костылях. Но Луспекаев отказался от этого. Более того, решил не пользоваться услугами каскадеров. То, как Луспекаев раскрывал роль, восхищало всю съемочную группу. В итоге изначально второстепенный персонаж Верещагина стал одним из главных. И ему даже сменили имя — с Александра на Павла.
Павел Луспекаев в образе Верещагина
4. Заглавную песню фильма «Ваше благородие, госпожа удача» исполнил Павел Луспекаев. Исаак Шварц признался, что когда он создавал композицию, он представлял голос Луспекаева. Они уже пересекались в работе прежде — Шварц создавал музыку для спектаклей БДТ.
5. В съемках задействовали многих непрофессиональных актеров. Скажем, всего две жены Абдуллы были профессиональными актрисами. Так как местные девушки отказались принимать участие в съемках, «жен» пришлось привезти. Но вскоре многим девушкам было необходимо возвращаться домой, на работу. Дублировать их пришлось солдатам. Николай Годовиков — Петруха — тоже непрофессиональный актер (вообще-то, он слесарь). Однако еще до «Белого солнца пустыни» он снялся в эпизодической роли в «Республике ШКИД». Его дальнейшая судьба сложилась непросто — он трижды был судим. Однако позже вернулся к работе на петербургском метрострое и продолжил появляться в небольших ролях в кино. Возлюбленную Сухова, русскую красавицу Катю, тоже сыграла непрофессиональная актриса. Она работала в «Останкино» и съемочной группе ее пришлось долго уговаривать, чтобы поучаствовать в проекте.
Галина Лучай в роли Катерины Матвеевны, возлюбленной Сухова
Николай Годовиков — Петруха
6. Гюльчатай сыграли две актрисы. Так сложилось, что Татьяна Денисова не смогла приехать на досъемку ленты. Тогда на роль утвердили 17-летнюю студентку Ваганвского училища Татьяну Федотову.
7. Актер Кахи Кавсадзе (Абдулла) так и не научился ездить верхом. Так что его снимали либо на «статичной» лошади (ее крепко держали под узцы), либо он «катался» на плечах ассистентов на съемках.
8. Государственную премию картина получила только в 1998 году. Ее вручили в честь 30-летнего юбилея начала съемок.
9. Если бы не Брежнев, картину могли бы не допустить к широкому прокату. Однако закрытый показ оставил вождя в восторге (напоминает историю с фильмом «Тринадцать» Михаила Ромма, который понравился лично Сталину). «Белому солнцу пустыни» дали «зеленый свет».
10. Лента Владимира Мотыля — своеобразный талисман советских и русских космонавтов. На космодроме Байконур даже проходит фестиваль авторской песни «Белое солнце пустыни».
Сухов спасает Саида (Спартак Мишулин)
Мечты Сухова о возвращении домой
Источник