Эллиотт Эрвитт [26 июля 1928, Париж] – легенда мировой фотографии, прославился как самый талантливый автор черно-белых снимков. Его работы: живые, эмоциональные, с чувством юмора и глубоким смыслом, покорили публику многих стран. Уникальность техники фотографа заключается в способности увидеть иронию в окружающем мире. Он не любил постановочных кадров, не использовал ретушь и работал только с пленочными фотоаппаратами. Все, что когда-либо снято Эрвитом – это неподдельная действительность, глазами оптимиста.
Нью Йорк, 1981
Япония, Киото, 1977
Япония, Киото, 1977
Эллиотт родился в семье эмигрантов из России. Борис и Евгения дали своему сыну отнюдь не русское имя Элио Романо Эрвиц. Второе имя Романо дал отец, который учился в Римском университете. Свои первые 10 лет он провел в Италии, но фашизм вынудил семью покинуть страну в 1938 году. К 1941 Эрвитт со своим отцом оказываются в Лос-Анджелесе, Калифорнии. Как говорил сам фотограф: «Благодаря Бенито Муссолини я американец». Именно в этой стране он открывает для себя искусство фотографии, которое в последствии стало смыслом его жизни.
Свою первую антикварную зеркалку Эрвитт купил в 14 лет. С 1942 по 1944 в лос-анджелесcком колледже он изучал фотографию, а с 1948 по 1950 гг. — кинематографию в новой школе общественных исследований в Нью-Йорке. Работал под руководством легендарного Роя Страйкера в Standart Oil Company. После поступил на службу в качестве помощника военного фотографа армии США. Так же фотографировал и для таких журналов, как Collier’s, Look, Life и Holiday. В 1953 Эллиотт попадает в штат агентства Magnum Photos, что позволяет ему свободно заниматься собственными фотопроектами по всему миру. Благодаря частой работе за границей фотограф выучил четыре языка.
Эрвитт старался сохранять фотографию своим увлечение, считая, что коммерческие снимки теряют естественность, так как в них заложено требование заказчика. Работы Эллиотта отображают уклад жизни 50-60-х годов в Америке и Европе. В них много иронии к происходящему с людьми, и не только с обычными, но и значимыми персонами.
Нью Йорк, 1956
Франция, Прованс, 1956
В 1956 году он принимает участие в известной экспозиции Стайхена Family of Man в музее современных искусств Нью-Йорка. В 1968 становится президентом престижного агентства Magnum Photos на три срока. На данный момент он продолжает быть активным участником и знаковой фигурой в мире фотографии.
Его ретроспективная книга Snaps переводится, как «щелчки». Это простое название, как никогда подходит под описание работы фотографа. По мнению Эрвитта, для того, чтобы сделать эмоциональный, интересный снимок, нет необходимости что-то выдумывать, в окружающем мире есть все для этого. Один щелчок и готов уникальный кадр, идеально выверенная композиция, не постановочная, а созданная простым стечение обстоятельств. Его фотографии не возможно спутать с другими. Это качество, разглядеть во всем что-то забавное, присуще только Эллиотту Эрвитту. Его работы помогаю посмотреть на мир по другому, увидеть в серьезном несерьезное и наоборот.
Испания, Мадрид, 1995
«Самая суть искусства Эллиотта заключается в том, чтобы быть чувствительным, но без плача, забавным, но без смеха, умным, но без раздумывания». Уилфрид Шид (английский новеллист).
Мировую известность фотографу принес снимок Никсона и Хрущева на выставке в Москве (1959). На ней запечатлено, как Никсон тычет пальцем в Хрущева во время спора. «Мои изображения в определенном смысле политичны. Их стоит рассматривать в качестве комментариев к человеческой комедии. Разве это не политика? Спросите меня, кого я не люблю больше всего, Никсона или Джонсона? Нужно будет меня сильно заставить, чтобы я дал на это ясный ответ. Джонсон был воплощением вульгарности, но видно ли это из фотографии? Вы мне это и скажите».
Разумеется, такой кадр не мог быть не замеченным, как в прочем и многие другие: White/Colored (1950), поцелуй в зеркале заднего вида (1955) или убитая горем Жаклин Кеннеди на Арлингтонском кладбище (1963), подпрыгивающая болонка (1968). Собаки – последнее увлечение фотографа, такие же искренние, человечные, как и их хозяева, они не смогли оставить к себе равнодушным Эрвитта. В последние годы фотограф основательно увлекся съемкой жизни братьев наших меньших.
Животные, люди, сцены, жесты – во всем сквозит ирония и юмор. Эллиотт никогда не описывал свои фотографии, обозначая только год и место съемки. «Объяснять изображение — все равно что объяснять шутку. Как только ты ее объяснил, тут же она и умирает» — говорил сам фотограф.
Нью Йорк, 1946
Нью Йорк, 1974, Феликс, Глэдис и Ровер
Нью Джерси, 1971
Ирландия, 1968
Флорида, 1968
Франция, Версаль, 1975
В добавление ко всему стоит вспомнить рассказ о наблюдениях фотографа на экспозиции в Смитсониане. «Вы же знаете, как люди носятся по Смитсониану — как скорый поезд. Там столько всего, на что стоит посмотреть. Проносясь через мой зал, на полпути его или на трети… они вдруг внезапно останавливались и возвращались назад — что-то, казалось, было не совсем так, как надо. Их глаз не схватывал изображение полностью, с одного раза. Они возвращались, и вот тогда и начиналось все самое потрясающее. Они начинали смеяться, и проникались моей фотографией с таким интересом, что лучшего вознаграждения для себя нельзя было и придумать. Восхитительная реакция! Я просто обожал смотреть, как люди вбегают в зал, останавливаются и начинают все заново. Несколько раз я возвращался понаблюдать за этим».
Бразилия, 1961
США, Калифорния, Пасадена, Территория для потерявшихся, 1963
С тех пор легендарный фотограф не изменился ничуть. Он остался таким же неиспорченным славой, чутким человеком, ценящим внимание к своему творчеству. Как никто другой, он мог разглядеть суть своего времени, ситуаций, обстоятельств и сохранить их в фотографиях. Вновь и вновь напоминать окружающим, что на жизнь надо смотреть с улыбкой.
Его работы собраны и выставлены в различных музеях мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке; Смитсонианском институте в Вашингтоне, округ Колумбия; Художественном институте в Чикаго и во многих других музеях разных стран.
Нью Йорк, 1999
Нью Йорк, 2000
Михаил Барышников
Аргентина, 2001
США, 1962
Нью Йорк, 1953
Бразилия, 1963
Рио де Жанейро, 1984
Мерелин Монро во время съемок фильма в Неваде, 1960
Мерелин Монро, 1954, Нью Йорк
Мерелин Монро во время съемок «Зуд седьмого года» , Нью Йорк, 1954
Мерелин Монро во время съемок «Зуд седьмого года» , Нью Йорк, 1954
Актриса Кэндис Берген
Грейс Келли, Нью Йорк, отель Вулдорф-Астория, вечеринка в честь помолвки с королем Монако, 1956
Нью Йорк, 1955
Вечерний Нью Йорк, 1955
Нью Йорк, 1984
Нью Йорк, 1973
Нью Йорк, 1975
Нью Йорк, 1977
Нью Йорк, Центральный парк, 1988
Нью Йорк, Центральный парк, 1990
Нью Йорк, 1988, Парад в День Благодарения
Нью Йорк, 1991
Нью Йорк, Музей Метрополитан, 1988
Великобритания, Бирмингем, 1991
Нью Йорк, Центральный зоопарк, 1953
Еще немного юмора ))
Источник