В 1845 году исследователь Джон Франклин отплыл по знаменитому Северо-западному пути – арктическому маршруту, который гипотетически должен соединять Атлантический океан с Тихим. И не вернулся… Его корабль затерялся в арктических льдах. Но теперь, благодаря активной поддержке премьер-министра Канады, исследователям удалось обнаружить один из двух кораблей потерянной экспедиции Франклина. Почему Канада придает такое большое значение этому старому судну? Из-за изменений климата.
Дело в том, что климатические подвижки потенциально могут превратить опасный Северо-западный путь в полноценный навигационный маршрут – а давно потерянный корабль Франклина может стать ключом в утверждении канадского суверенитета над спорным регионом.
Корабли не могли пройти по Северо-западному пути в течение сотен лет – потому что его, в общем говоря, не существовало. Маршрут был полностью закрыт льдом. Однако в 2008 году из-за изменений климата первое коммерческое судно сумело пройти по нему — а сегодня уже ведутся разговоры о роскошных круизах по северным морям.
Тогда же в 2008 году была организована канадская экспедиция по поиску потерянных кораблей Франклина. С помощью сложных сонаров бокового профиля и подводных аппаратов с дистанционным управлением археологи обыскивали морское дно в поисках уцелевших обломков. В это же время на суше команды с проводниками-инуитами обыскивали каменистые побережья в поисках последнего пристанища Франклина. И им удалось найти старые консервные банки, зубную щётку – и кости.
Весь этот эпизод может быть хорошим примером трансформирующей силы глобального потепления. Оно касается не только небольших изменений в погоде. Из-за него появляются целые новые торговые пути, меняется мировая экономика и международные отношения. Более того – его длинные щупальца могут протянуться даже далеко назад в нашу историю, и пролить свет на потерянное судно 19-го века, которое внезапно вновь стало актуальным в нашем современном потеплевшем мире.