«Выход рабочих с фабрики Люмьер» был самым первым фильмом, когда-либо вышедшим на экраны. Снятое братьями Огюстом и Луи Люмьер (Auguste and Louis Lumière) в 1895 году, это действие только называлось фильмом, потому что представляло собой чёрно-белые кадры, на которых сотрудники завода покидали завод в конце рабочего дня.
Продолжительность «фильма» — 47 секунд. В те времена фильмы были настолько свежей идеей, что просто видеть что-либо на экране считалось почти волшебством.
Но с течением времени зрители и режиссёры хотели большего. Сегодня достижения в области технологий позволяют кинематографистам делать то, что ранее казалось невозможным.
К примеру, в фильме 2013 года «Гравитация» с Сандрой Баллок и Джорджем Клуни режиссёр Альфонсо Куарон (Alfonso Cuarón) использовал непрерывно движущуюся камеру, чтобы дать зрителю ощущение нахождения в космосе вместе с главными героями.
Актёры были привязаны к одному месту в течение нескольких часов, в то время как огромные светодиодные панели, окружавшие их, передавали особый свет. Это дало очень реалистичные изображения космонавтов, двигающихся в космосе.
Путь от рабочих, покидающих фабрику до «Гравитации» был очень длинным, и к прохождению пути приложили свои усилия огромное количество инженеров, изобретателей, кинематографистов, режиссёров, сценаристов и актёров.
Ниже представлен в хронологическом порядке список из 10 фильмов, иллюстрирующих этот путь.
Фильмы, изменившие мир кино
10. «Броненосец Потемкин» (1925)
Кто сказал, что пропаганда – это плохо? Этот маленький кусочек истории кино был создан, чтобы воздать должное первым русским революционерам, но попал под волну полного неодобрения.
Немой фильм рассказывает историю восстания 1905 года, когда российские моряки решили помешать тирании, творившейся на борту судна, однако были подавлены, когда плохие парни, в данном случае казаки, пришли искать возмездия.
История разворачивается в пяти действиях. «Одесские шаги» является наиболее заметным из пяти, выделенным режиссерами, учёными и любителями кино как важный прорыв в искусстве редактирования.
Сергей Эйзенштейн был одним из первых, кто использовал монтаж – редактирование серии кадров в нужной последовательности.
Это он проделал, создавая кульминационный момент разрушения, которое происходит, когда казачьи войска вторгаются в город, и одновременно с этим на экране показываются судьбы различных местных жителей и одного очень несчастливого ребёнка. (Сцену повторили в фильме 1987 года «Неприкасаемые»).
«Броненосец Потёмкин» был запрещён к показу в нескольких странах, в том числе, по иронии судьбы, и в Советском Союзе во время сталинской эпохи. Иосиф Сталин боялся, что фильм может спровоцировать бунт против его репрессивного режима.
9. «Генерал» (1926)
До того, как появились Джейсон Борн и детектив Джон Макклейн, всеобщим героем был Бастер Китон (Buster Keaton). Он был крёстным отцом многих появившихся в последствии экранных героев. Звезда немого кино делал все свои трюки сам, начиная с непреднамеренного падения с лестницы в возрасте 6 месяцев.
Так или иначе, но Джозеф Фрэнсис Китон (Joseph Francis Keaton) оказался целым и невредимым, а Гарри Гудини, находившийся тогда поблизости, поднял его и сказал, что малыш самый настоящий бастер («buster» синоним «fall» – падение)).
В отличие от сегодняшних актёров, большинство синяков Китона были сделаны для смеха. Он был одним из первых невозмутимых актёров, который никогда не показывал лишних эмоций, несмотря на разъярённые толпы хулиганов, следовавших за ним.
Он подготовил почву для широкого круга актёров, которые следовали его примеру, начиная от Билла Мюррея (Bill Murray) и Алека Болдуина (Alec Baldwin) и заканчивая Майклом Серой (Michael Cera) и Заком Галифинакисом (Zach Galifinakis).
«Генерал» — это Китон в своём лучшем проявлении. Он написал сценарий, снял и снялся в фильме эпохи гражданской войны.
В двух серьёзных сценах погони он продемонстрировал весь свой спектр талантов: перемещение между вагонами движущегося поезда, прыжки над пылающим мостом и уклонение от пушечного ядра.
8. «Певец джаза» (1927)
Этот фильм был первым, который сломал звуковой барьер в кинематографе, открыв новые горизонты с помощью добавления диалогов в производство фильмов. Это был серьёзный прорыв, поэтому фильм заработал первую почётную награду Киноакадемии за технические достижения.
Warner Bros. Studios использовали тогда новую технологию под названием Vitaphone. Система «звук на диске» требовала, чтобы звукооператор синхронизировал граммофонные записи со звуками фильма с целью воспроизведения записанных диалогов и мелодий.
Это был робкий, но очень важный шаг. «Песни и несколько диалогов, созданные с помощью Vitaphone, были сделаны очень ловко», — написали тогда в 1927 году New York Times в рецензии на фильм.
«Это очень амбициозный шаг, потому что Vitaphone невероятно оживляет фильм».
Хотя Витафон и другие подобные технологии вскоре были заменены на усовершенствованные технологии «звук на плёнке», они всё равно продолжали использоваться вплоть до 1940-х годов.
7. «Гражданин Кейн» (1941)
Если вы ещё не видели кричащую интерпретацию База Лурманна (Baz Luhrmann) «Великого Гэтсби», то не стоит этого делать. Лучше проведите несколько часов с «Гражданином Кейном». Это более приятный рассказ об американской мечте, частично основанный на книге о Гэтсби.
Данный фильм часто занимает первые строчки в списке лучших фильмов всех времён. «Гражданин Кейн» повествует историю о злополучных поисках славы издательского магната. Созданный Орсоном Уэллсом (Orson Welles) и Германом Манкевичем (Herman Mankiewicz), фильм рассказывает о жизни реально существовавшего медиа-магната Уильяма Рэнольда Херста (William Randolph Hearst).
Уэллс, помимо режиссирования фильма, ещё и снялся в этом кинематографическом шедевре, установив планку для создания фильмов ещё на пару ступеней выше.
Он использовал в фильме непоследовательные по времени действия, флэшбеки, чтобы захватить внимание зрителя, который до конца фильма остаётся заинтригованным последовательностью происходящего и ищет разгадку. Разгадку ищет и журналист, которому поручено выяснить смысл предсмертного слова Кейна — «розовый бутон».
Самые важные фильмы киноиндустрии
6. «На последнем дыхании» (1960)
Именитые кинорежиссёры, такие как Уэс Андерсон и Квентин Тарантино, должны отдать должное Жан-Люку Годару (Jean-Luc Godard) и Франсуа Трюффо (Francois Truffaut). Эти титаны Французской Новой Волны задали курс своему «американскому потомству», выпустив несколько самоосознанных фильмов, которые использовали новые методы, чтобы рассказать старые истории.
«Французская новая волна оказала влияние на всех кинематографистов, которые работали после, независимо от того, видели они этот фильм или нет», — сказал Мартин Скорсезе. «Это абсолютное погружение в кино».
Будучи главным фильмом Новой Волны, «На последнем дыхании» является самым известным среди киноманов из-за широкого использования в фильме другого уровня монтажа.
Годар под разными углами снимал один и тот же объект, чтобы показать течение времени. Такая техника также дала фильму остроту, с которой автор рассказывает в движении историю преступника (Жан-Поль Бельмондо) и его любовный интерес к героини Джин Сиберг (Jean Seberg).
С тех пор этот метод стал регулярно использоваться, чтобы придать фильму напряжённости. Любители гангстерского кино могут вспомнить, как Скорсезе использовал эту технику в заключительных сценах фильма «Славные парни».
5. «8 ½» (1963)
Итальянский культовый режиссёр Федерико Феллини создал (автобиографическую?) историю о затравленном продюсере, у которого возникли некоторые проблемы с получением разрешения на запуск своего последнего проекта.
Фильм – это сюрреалистические сочетания мечты, фантазий и реальности, которые переплетены таким образом, что зритель должен сам для себя понять, что есть что.
«8 ½» начинается со сна, в котором главный герой застрял в невероятной пробке, и он не может даже выйти из своего автомобиля. Тогда он начинает выплывать из авто прямо к облакам, однако обратно на землю его возвращает верёвка, привязанная к лодыжке.
Гвидо в своём уме побывал везде, пока проект его фильма лежал без дела. Кстати, название фильма – это количество работ, которых Феллини режиссировал или работал в паре с другими режиссерами.
Свободная форма фильма помогла будущим режиссерам вырваться из уз традиционной, линейной истории. Она открыла двери многим поколениям режиссеров – сюрреалистов, включая Дэвида Линча (David Lynch), Терри Гиллиама (Terry Gilliam), Даррена Аронофски (Darren Aronofsky) и Мишель Гондри (Michel Gondry).
Посмотрите после этого фильма «Черного лебедя» Аронофски или «Вечное сияние чистого разума» Гондри, и увидите насколько сильно влияние.
4. «2001: Космическая одиссея» (1968)
Один маленький шаг для человека, один гигантский скачок в области создания спецэффектов. Стэнли Кубрик заставил киноиндустрию переосмыслить грани возможного с его галлюциногенным изображением эволюции, двух обречённых астронавтов и говорящим компьютером по имени HAL.
Последствия того, что Стивен Спилберг назвал фильмы его поколения «большим взрывом», до сих пор ощущаются в научно-фантастических кино, типа «Начала».
Фильм продолжается два с половиной часа, диалогов же в нём на 40 минут. Кубрик в данном случае полагался в первую очередь на изображения, музыку и различные аудио эффекты, а также на проникающее молчание, чтобы направить зрителя на путь путешествия через космическое пространство.
Как и в «8 ½», этот фильм ещё раз показал, что убедительный рассказ не обязательно должен разворачиваться в линейном порядке.
Настоящая ценность фильма заключается не столько в его истории, сколько в используемых визуальных спецэффектов. Эти техники с тех пор использовались в целом ряде научно-фантастических фильмов, начиная от «Звездных войн» Джорджа Лукаса и заканчивая «Чужим» Ридли Скотта.
«После «Космической Одиссеи» научная фантастика мертва», — сказал Скотт, подразумевая, что все ему подражают. «Нет ничего оригинального. Мы всё это видели раньше, были там и сделали это».
3. «История игрушек» (1995)
Этот фильм вышел в период подъёма Pixar. Без него не было бы ни «Корпорации монстров», ни в «В поисках Немо», ни «Вверх», ни говоря уже об «Истории игрушек 2» и «Истории игрушек 3».
Когда «История игрушек» дебютировала в 1995 году, было бы кощунством предположить, что два последующих анимационных фильма Pixar «Вверх» и «История игрушек 3» будут номинированы на Оскар, а «Вверх» будет выбран, чтобы открыть в 2009 году Каннский фестиваль.
В действительности «История игрушек» стала тем фильмом, благодаря которому в 2001 году в Академии кинематографических искусство и наук появилась новая награда на Оскар – «за лучший анимационный фильм».
Этот маленький фильм открыл абсолютно новые грани кино. Он был первым, полностью созданным с помощью компьютерной графики (CGI). Сегодня эта практика повсеместно используется в киноиндустрии. Это также один из тех редких детских фильмов, остроумные диалоги которого адресованы как детям, так и взрослым.
Эта комбинация стала дорожной картой для Pixar, и помогла компании выручить 6 миллиардов долларов. До 2014 года вслед за «Историей игрушек» вышло ещё 10 фильмов.
2. «Аватар» (2009)
Режиссёр Джеймс Кэмерон, выпустив фильм «Аватар», установил новые стандарты для научной фантастики, смешав живое действие с компьютерными спецэффектами. Актёры делают свою работу в виртуальных 3-D мирах, чья яркость и уникальность буквально выскакивает с экранов.
Альтернативная реальность – это то, что ранее никто никогда не видел.
Среди нововведений, созданных для этого фильма, были захват движений персонажей — аватаров, который мог записывать выражения лица актёров, и камера, которая позволяла режиссёру в режиме реального времени видеть как персонажи – аватары (созданные на «основе» реальных актёров) взаимодействуют с виртуальными мирами.
Безусловно, история, рассказывающая о футуристической военной миссии США на планету Пандора, не настолько захватывающая драма, как, к примеру, «Гражданин Кейн», но это ярчайший образец потрясающих визуальных эффектов.
Фильм вывел 3-D на совершенно новый уровень. Слишком рано говорить о долгосрочном воздействии этого фильма на научно-фантастический жанр, но можно с уверенностью сказать, что ничего подобного пока не было.
1. «Стыд» (2011)
«Стыд» не похож ни на один фильм из данного списка. Это фильм о сексуальном преследовании.
Зрители будут прощены, если они захотят проверить это с выключенным светом и запертыми дверями, свернувшись в позе эмбриона и наблюдая за тем, как Майкл Фассбендер (Michael Fassbender) заходит всё глубже и глубже в кроличью нору в порыве бессмысленной физической близости.
Да, безусловно, убедительным и тревожным этот фильм делает игра Фассбендера. Однако, главная особенность данного фильма в том, что это первое кино NC-17 (no children-17), которое увидело широкий релиз в кинотеатрах по всему миру.
В этом смысле фильм можно сравнить с «Французской связью» 1971 года, детектив-триллер Джина Хэкмена (Gene Hackman), который является первым кино R-рейтинга, получившим титул «лучший фильм».
Однако, на этом сходства заканчиваются. Герой Хэкмена видел то, что происходило вокруг него, но ему не довелось видеть ничего из того, что происходит в «Стыде».
Источник