Досуг Общество Легенды и Мифы Живой мир Игры МАГАЗИН ДЛЯ ВСЕХ

Новое на сайте

Главная » Досуг » Самые громкие музейные скандалы последних лет

Самые громкие музейные скандалы последних лет

Обыски в Третьяковке, кража паровозов, Роден на кладбище и другие приключения в мире музеев. Мы вспомнили 10 громких дел, имевших отношение к российским музеям, за последние десять лет:

Обыск в Третьяковке

что случилось: заместителя генерального директора галереи обвиняют в хищении из городского бюджета 87 миллионов рублей

когда: август 2011 года

где: Москва, Третьяковская галерея

Второго августа стало известно, что в здании Третьяковской галереи проходит обыск. Конкретно — в кабинете заместителя директора галереи Олега Беликова. Полиция сразу заявила, что обыск проводится с целью найти документы, связанные с предыдущим местом работы Беликова в префектуре ЗАО Москвы; к Третьяковке их действия никакого отношения не имеют.

В этот же день Беликов был задержан, а на следующий следователи уже ходатайствовали в Останкинском суде о его аресте. Адвокатам, однако, удалось продлить пребывание Беликова в статусе задержанного до 5 августа. Директор Третьяковки Ирина Лебедева решила прервать свой отпуск, чтобы во всех подробностях разобраться в деле своего зама. Сам же зам уже заявил, что собирается уволиться из галереи «из соображений этики».

Кроме того, полиция задержала предполагаемого пособника Беликова. Замдиректора инкриминируется то, что во время своей работы в префектуре он присвоил деньги, выделенные на строительство жилых домов, на сумму 87 миллионов рублей.

Угон двух паровозов

что случилось: похитили 2 паровоза серии «О» начала XX века

когда: июль 2005 года

где: поселок Ермаково, Красноярский край

оценочная стоимость: сотни тысяч евро

Летом 2005 года немноголюдный город Игарка, что за полярным кругом, ошеломила новость о том, что неизвестные украли из поселка Ермаково, в районе бывшего поселения ГУЛАГа, два, а то и три 50-тонных ржавых паровоза серии «О». Сотрудников игарковского Музея вечной мерзлоты эта новость впечатлила по нескольким причинам.

Оказалось, что с начала 1990-х паровозами неоднократно интересовались музеи со всего мира и частные лица: несмотря на плачевное состояние техники, коллекционеры готовы были выложить за каждый не меньше пары сотен тысяч евро, но администрация района была неподкупна.

Главная интрига состоит в том, что в районе заброшенного Ермаково все железнодорожные пути разобраны. От знаменитой транспортной магистрали 501-й и 503-й строек ГУЛАГа, прозванной «дорогой на костях», к нашему времени почти ничего не осталось. Так что следствие не сумело точно определить, как расхитители муниципальной собственности умудрились украсть паровозы.

Считается, что, по примеру героя фильма «Край», они не один месяц складывали из разбросанных по округе рельсов новые пути, по которым подвели паровозы к берегу Енисея, а там погрузили их на баржи. О дальнейшей судьбе паровозов ничего не известно: следствие полагает, что их угнали на металлолом.

Исчезновение эскизов Якова Чернихова

что случилось: пропали сотни рисунков архитектора-конструктивиста Якова Чернихова

когда: август 2006 года

где: Москва, Российский государственный архив литературы и искусства

оценочная стоимость: больше 1,3 миллиона долларов

О пропаже эскизов знаменитого конструктивиста стало известно во время проверки фондов архива. Точное число украденных работ эксперты не определили до сих пор. На внутреннем и зарубежном антикварных рынках были обнаружены 274 рисунка, общей стоимостью порядка 1,3 миллиона долларов. Девять из них были проданы еще за два месяца до того, как история попала в новостные ленты, на лондонском аукционе Christie’s.

При участии Росохранкультуры сделку удалось аннулировать. После обнаружения пропажи эксперты Международного фонда имени Чернихова и сотрудники РГАЛИ провели трехнедельную инвентаризацию, из которой заключили, что на момент кражи в архиве хранилось порядка 2000 рисунков Чернихова. Украдены были 724 работы, часть которых была подменена подделками.

Роден на волгоградском кладбище

что случилось: пропали авторские копии скульптур Огюста Родена

когда: ноябрь 2000 года

где: Волгоград, музей-панорама «Сталинградская битва»

стоимость на черном рынке: 3–6 миллионов долларов

Огюст Роден изготовил копии своих скульптур «Ревность» и «Поцелуй», моделью для которых стала возлюбленная скульптора Камилла Клодель, еще в 1899 году, но в Волгограде (а тогда еще Сталинграде) 30-сантиметровые копии появились лишь в 1945 году. Они были подарены городу за вклад в дело борьбы с фашизмом французским коллекционером Маргарет Вестмакотт.

Осенью же 2000 года двое горожан, Дмитрий Лосев и Николай Шульга, отважились на кражу экспонатов. Завладев статуэтками, три года они не могли сбыть их с рук, в то время как к расследованию уже подключилось ФСБ во главе с Николаем Патрушевым. Спустя три года сотрудникам ФСБ удалось взять с поличным грабителей в тот момент, когда они пытались сбыть краденое иностранцам.

Примечательно, что все три года работы Родена не покидали города-героя. Злоумышленники на допросе рассказали, что все это время хранили их в тайнике на одном из волгоградских кладбищ. Два года длился суд, в результате которого Лосев получил два года лишения свободы, а Шульга — четыре с половиной. Статуэтки же были торжественно возвращены в музей. Реальная стоимость каждой статуэтки составила 20000 долларов.

Картина из Эрмитажа в приемной КПРФ

что случилось: из рамы вырезали и похитили картину Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме»

когда: март 2001 года

где: Петербург, Эрмитаж

оценочная стоимость: 1 миллион долларов

Картина была украдена из 330-го зала Эрмитажа 22 марта днем, когда смотрительница ненадолго вышла. Неизвестный быстро, но, как отмечали эксперты, «твердой рукой» вырезал полотно из подрамника, не повредив саму работу.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский предположил, что картина была украдена «маньяком-эротоманом», так как на полотне изображены голые женщины. Он также заметил, что сбыть это произведение у вора не получится, так как оно слишком известное, но при этом недостаточно модное.

Спустя несколько месяцев правоохранительные органы задержали двух ранее судимых петербуржцев, которых заподозрили в краже. Но их вина доказана не была, и они были отпущены. Пропажа обнаружилась в сложном для Эрмитажа 2006 году в Москве. 20 декабря в приемную лидера КПРФ в Государственной думе Геннадию Зюганову позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать ему одну «очень ценную вещь», которую оставил в бумажном пакете на охране.

На сайте КПРФ была приведена цитата неизвестного благодетеля, лестно выразившегося о Зюганове: «Знаю, что он не украдет и не перепродаст ее. Вернет стране и народу». Ценной вещью оказалось полотно Жерома, свернутое вчетверо, потрепанное и порванное в нескольких местах. Лидер коммунистов не обманул ожиданий неизвестного и передал картину в Эрмитаж.

Выселение музея «Огни Москвы»

что случилось: маленький, но очень хороший московский музей хотела выселить организация, которая должна именно такие музеи холить и лелеять

когда: ноябрь-декабрь 2010 года

где: Москва, музей «Огни Москвы»

15 ноября, согласно проекту постановления мэра Москвы, музей городского освещения «Огни Москвы», основанный в 1980 году, подлежал выселению. Здание боярских палат XVII века в Армянском переулке должно было занять Федеральное агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры, чье здание на Садовой-Кудринской улице предполагалось передать из федеральной в муниципальную собственность для ускорения реконструкции Московского планетария.

На своем сайте музей во главе с директором Натальей Потаповой попросил своих посетителей и мэра Собянина не допустить выселения музея. Конфликт оказался краткосрочным, и уже в декабре федеральное агентство в письме, направленном в музей, заявило, что больше не претендует на здание в Армянском переулке и готово рассмотреть другие варианты для переезда.

В письме агентства было сказано, что на решение чиновников повлияла «социальная значимость» музея, а также «резонанс в общественных кругах и средствах массовой информации».

Депозитарий музеев Московского Кремля

что случилось: строительство депозитария музеев Московского Кремля могло испортить панорамный вид на Кремль

когда: сентябрь 2010 года

где: Москва, депозитарий музея-заповедника «Московский Кремль»

стоимость проекта: 100 миллионов рублей  

Еще в 90-х годах прошлого века о нехватке площадей для хранения экспонатов музея говорила тогдашний директор Ирина Родимцева. Первый архитектурный конкурс был проведен в 1997 году, тогда победителем стала группа академика Евгения Розанова — но денег так и не выделили. Новый конкурс провели в 2003 году, победитель сохранил свои позиции.

Строительство предполагалось вести на «Лужайке Никсона» — поляне между Боровицкими воротами Кремля и домом Пашкова, освобожденной от домов XVII–XIX веков в 1972 году накануне приезда президента США Ричарда Никсона. После последнего конкурса деньги поступили в распоряжение музея только в 2009 году. К тому времени Розанов был уже мертв, и за воплощение проекта взялся Владимир Колосницын, соавтор проектов «Новый Военторг» и восстановленной гостиницы «Москва».

Защитники Москвы из «Архнадзора» встрепенулись, когда в сентябре лужайку закрыли сетчатые заборы и на нее стали свозить бытовки строителей. В разгар информационной кампании против Юрия Лужкова активисты «Архнадзора» опубликовали открытое обращение к Дмитрию Медведеву, в котором указывали на то, что строительство депозитария несет в себе угрозу безвозвратной утери панорамного вида на Кремль, охраняемого, как и сама крепость, ЮНЕСКО.

Прислушался ли президент или нет, но 29 сентября, на следующий день после отставки Лужкова, временно исполняющий обязанности мэра Владимир Ресин на пресс-конференции заявил, что одним из его первых решений стало приостановление строительства перед Кремлем и отзыв формального разрешения московского правительства на строительство. Через некоторое время бытовки и заборы увезли. Судьба депозитария — где и когда он появится — так и остается неопределенной.

Икона из Русского музея переехала в подмосковный поселок

что случилось: древнюю икону передали из Государственного Русского музея в элитный коттеджный поселок

когда: декабрь 2009 года

где: Русский музей — поселок Княжье Озеро

оценочная стоимость: бесценно

Икона Торопецкой Божьей Матери считается одной из старейших сохранившихся до нашего времени икон Древней Руси. Она была написана в XII–XIV веках, и на момент ее передачи в храм Александра Невского, расположенный в элитном поселке Княжье Озеро в Истринском районе, по заключению сотрудников музея, находилась в критическом состоянии, так как могла «рассыпаться». Ее даже не показывали в экспозиции. Однако это не помешало директору департамента культурного наследия и изобразительного искусства министерства культуры Рамазану Колоеву направить в Русский музей распоряжение о передаче иконы.

До этого община Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, где икона хранилась с XVII века по 1930-е, неоднократно просила вернуть икону в восстанавливаемый храм. Но тогда представители Минкульта заявляли, что храм не может обеспечить иконе должных условий хранения. Несмотря на протесты сотрудников музея, икона была передана настоятелю храма, возведенного на средства бизнесмена Сергея Шмакова (он также является главным застройщиком самого поселка).

В марте этого года замначальника отдела музеев Минкульта Владимир Фомин заявил, что икона не вернется в Русский музей как минимум до декабря. Об этом его попросил настоятель храма, отметив, что за время нахождения иконы в его храме ее увидели 500 тысяч человек.

Снос ЦДХ

что случилось: столичные власти собирались снести ЦДХ

когда: весна 2008 года

где: Москва, ЦДХ

Начало конфликту положило распоряжение первого заместителя Лужкова Владимира Ресина о создании рабочей группы по вопросу строительства нового здания для экспозиции Третьяковской галереи «Искусство XX века», занимавшей часть площадей ЦДХ. Рабочая группа утвердила проект «Апельсин» вездесущего британца Нормана Фостера, нанятого не менее знаменитой компанией «Интеко» во главе с женой бывшего мэра Еленой Батуриной.

Проект нового здания представлял собой стилизованное под апельсин пятнадцатиэтажное строение из пяти «долек». Против сноса ЦДХ и возведения на его месте «Апельсина» сразу выступили деятели культуры. Летом 2008 года был создан Общественный совет по культурным центрам, первичной задачей которого стала защита ЦДХ от сноса. В совет вошли юристы, архитекторы, писатели, художники, журналисты и другие.

Чуть позже Росохранкультура предложила признать Центральный дом художника памятником архитектуры, что защитило бы здание. Но в 2009 году, несмотря на серию митингов и открытых писем первым лицам государства, ЦДХ так и не был присвоен статус объекта культурного значения, так как с момента постройки прошло менее 40 лет. К тому времени стало известно, что «Апельсин» строить не будут, а на месте ЦДХ возведут два новых здания — одно для художников, второе отдадут Третьяковской галерее.

С резкой критикой этого проекта выступили сотрудники галереи. 24 февраля, после очередного митинга у входа в парк Горького, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что в федеральном бюджете нет средств на реконструкцию ЦДХ, поэтому здание будет снесено, а на его месте построят 17-этажную гостиницу. 25 февраля руководству ЦДХ поступило официальное постановление правительства, в котором говорилось, что здание все-таки будет снесено. Однако ЦДХ до сих пор остается нетронутым, а на днях префект ЦАО Сергей Байдаков заявил, что ЦДХ «ничего не грозит».

Пропажа украшений из Эрмитажа

что случилось: в Эрмитаже недосчитались больше двух сотен предметов ювелирного искусства

когда: лето 2006 года

где: Петербург, Эрмитаж

оценочная стоимость: 130 миллионов рублей

О том, что из Эрмитажа украдено более двухсот экспонатов, широкая общественность узнала 31 июля 2006 года, когда были обнародованы результаты ревизии фондов экспозиции «Русская культура».

Сначала руководство музея заявило, что Эрмитаж недосчитался 221 предмета, но позже к ним прибавилось еще пять. Столь тщательная проверка фондов не проводилась тридцать лет, из чего следователи сделали заключение, что расхищение продолжалось в течение этого срока.

Также было выявлено, что только 19 из пропавших предметов числятся за живым хранителем. Остальные предметы старины были закреплены за хранителями, которые уже умерли. Одним из них была умершая в 2005 году Лариса Завадская. Именно ее мужа и ее сына милиция задержала в августе 2006 года.

Весной 2007 года Николай Завадский-старший в ходе заседаний признал свою вину. Завадского-младшего отпустили, так как его вина не была доказана. За пять лет, прошедших с момента раскрытия факта хищения, в музей вернулись только 35 предметов, которые на протяжении этого времени всплывали за границей, в антикварных магазинах в России и даже в мусорных баках, как это случилось с иконой Собора Всех Святых стоимостью 200 тысяч долларов.

 

Архив Вестник К