Мало кто знает, но новый фильм Тарантино — это ремейк советской картины 1934 года, называвшейся «В сугробах».
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ
Авторами сценариями были Иосиф Прут («Тринадцать») и Михаил Ромм, хотя последний лоск на текст навел Виктор Шкловский. Режиссером фильма был Борис Барнет («Дом на Трубной», «Окраина»).
Действие ленты происходит в декабре 1920 года где-то на Урале.
Доблестный сотрудник харьковской ЧК по имени Семен Саенко в исполнении Михаила Жарова («Медведь», «Петр Первый», Анискин) через всю страну везет на суд в Харьков левоэсеровскую бомбистку Веру Калюжную в исполнении Ады Войцик («Сорок первый», «Дом на Трубной»).
«Семен Саенко» (Михаил Жаров)
«Вера Калюжная» (Ада Войцик)
Он планирует предать ее суду по месту ее особо кровавого преступления против советской власти.
На заснеженом перевале их сани-волокуши, которыми управляет кучер-старообрядец (Владимир Уральский: «Окраина», «Броненосец Потемкин», «Поднятая целина») останавливают.
«Кучер» (Владиир Уральский)
На дороге стоит одетый не погоде в мундир кавалериста бронепоезда Троцкого красный комиссар по имени Мойша Голощекин. Он просит подвести его до ближайшей заимки, так как приближается метель.
Саенко вспоминает его по давнишнему разговору о собственноручном письме Ленина, в котором вождь называет Голощекина своим личным другом и хвалит за храбрость.
Роль Голощекина блистательно исполнил лауреат Ленинской премии Леонид Любашевский («Яков Свердлов», «Вихри враждебные» ).
«Мойша Голощекин» (Леонид Любашевский)
Затем на той же дороге они подбирают Митрофана Щуся — казака, сына войскового старшины Всевеликого Войска Донского.
По его словам, он раскаялся, перешел на сторону советской власти и теперь следует по месту своего назначения, в Ростовскую область, где ему обещают должность директора колхоза. Это — первая роль Петра Глебова («Тихий Дон», «Поднятая целина»).
«Митрофан Щусь» (Петр Глебов)
На заимке, вопреки ожиданиям, их встречает не гостеприимная хозяйка, хохлушка Горпыня в исполнении Эммы Цесарской («Тихий Дон», «Когда казаки плачут», «Вражьи тропы»), а неожиданно разнородная компания.
«Горпыня» (Эмма Цесарская)
На хозяйстве вместо Горпыни остался угрюмый Магомет (Владимир Зельдин).
«Магомет» (Владимир Зельдин)
У камина сидит Врусилов, отставной генерал царской армии и, кажется — белоэмигрант, возвратившийся на родину, чтобы найти могилу сына, погибшего при отступлении Колчака.
В его роли снялся эмигрант Александр Вертинский, согласившийся на участие в проекте ради обещанного возвращения на родину (в итоге оно состоялось лишь в 1940-е).
«Генерал Врусилов» (Александр Вертинский)
Особо приветливо путников встречает немец — Петер Рейснер, неожиданно элегантный для этих мест — в исполнении Андрея Файта («Тринадцать», «На дальних берегах»).
Он оказывается германским коммунистом-интернационалистом, переехавшим в Советскую Россию по идеологическим соображениям. По неожиданному совпадению, он также следует в Харьков, так как получил назначение в местную прокуратуру.
«Петер Рейснер» (Андрей Файт)
В углу мрачно пьет самогон простецкий загонщик из байкальских степей (Борис Андреев — «Трактористы», «Сказание о Земле Сибирской»).
«Загонщик» (Борис Андреев)
Особо стоит отметить небольшую, но решающую роль Николая Черкасова («Иван Грозный», «Александр Невский»), впервые в жизни сыгравшего отрицательного персонажа (Подпольщик).
Из-за непогоды случайным соседям предстоит провести взаперти несколько дней, и напряженность нарастает.
Персонажи вспоминают взаимные обиды и прошлые грехи. Так, комиссар Мойша Голощекин весьма агрессивно реагирует на неоднократное повторение слова «жид» и вспоминает, как белые массово вешали евреев на фонарях.
В ответ казак Щусь называет его ленинское письмо поддельным и напоминает всем присутствующим о кровавой роли комиссара в восстании белочехов, когда из-за его ошибочного приказа погибло 27 революционеров-рабочих.
Ситуация обостряется из-за подозрений Саенко, что бывшие соратники его арестантки по партии левых эсеров могут попытаться отбить ее. Он считает, что среди людей, оказавшихся вместе с ним в убежище, скрываются сообщники Веры.
Запоминается музыкальный эпизод, в котором эсерка, случайно обнаружив в доме гитару, чтобы разбавить атмосферу поет песенку «С одесского кичмана».
Однако в финале социалистическая справедливость побеждает и, оставив за собой несколько трупов врагов революции, Саенко увозит Веру к месту ее грядущего суда.
Сталину фильм не понравился (в том числе и из-за того, что персонажи, сражавшиеся во время Гражданской войны по разные стороны, оказываются уравнены в своей жестокости).
На экраны не вышел и сгинул в хранилище в Белых Столбах.
Долгое время он считался утраченным, однако в 1990-х годах был обнаружен его 15-минутный отрывок, переданный в Музей Кино.
Увы, после увольнения Наума Клеймана с должности директора музея и приходом на это место человека, который придерживается другой концепции развития, эта единица хранения снова оказалась утерянной.
В 1990-е ремейк этой ленты (опираясь на тетради Виктора Шкловского) планировали сделать соавторы Луцик и Саморядов, однако в итоге они отказались от этого проекта.
Однако их наработки по нему легли в основу блистательного фильма «Окраина» 1998 года.
Источник