История колесных паровых тракторов насчитывает около 80 лет. Первый из них сделали в 1856 году, а последние разработки фирмы «Сентинел» относятся к середине 30-х годов ХХ века.
К началу ХХ столетия по всему миру работало более десяти тысяч «железных коней», питавшихся дровами и углем. Однако их гусеничные собратья не получили столь широкого распространения и просуществовали гораздо меньше.
Хотя первый действующий образец парового гусеничного трактора появился еще в 1869 году, первую такую машину, пригодную для практического применения, изготовили только в 1900-м, через четыре года после постройки первого колесного трактора с двигателем внутреннего сгорания.
Разработчиком этой машины был инженер и предприниматель из штата Мэйн Элвин Орландо Ломбрад. С 1901 по 1917 год его фирма выпустила 83 паровых полугусеничных трактора-тягача массой от 10 до 30 тонн, которые использовались в качестве безрельсовых грузовых локомотивов на стройках и лесоразработках. Наиболее мощные из них могли буксировать до 24 груженых повозок, правда, их скорость при этом не превышала семи километров в час. По оценкам эксплуатантов, один такой трактор заменял 60 ломовых коней.
«Ломбард» являлся самым массовым типом парогусеничных тракторов. Все остальные были построены лишь в виде опытных образцов или небольшими сериями, не превышавшими десятка экземпляров. Из них можно выделить сельскохозяйственные трактора, спроектированные опять-таки американским изобретателем и заводовладельцем Бенджаменом Холтом.
Первый гусеничный трактор Холта выкатился из сборочного цеха в 1904 году. После испытаний его радикально переделали и в 1906 году пустили в продажу. Однако машина спросом не пользовалась, было куплено всего несколько штук, после чего Холт оснастил ее двигателем внутреннего сгорания. В этой «реинкарнации» агрегат быстро обрел популярность, разошелся по всему миру и выпускался крупными партиями в течение многих лет.
Полугусеничные и гусеничные «Холты» с бензиновыми моторами активно применялись в годы Первой мировой войны, на их базе делали танки, однако это уже другая история.
А последний паровой гусеничный тягач «Снэйктрак» разработала английская фирма «Фаулер» в 1923 году. Непонятно, на что она рассчитывала, создавая эту морально устаревшую машину. Как и следовало ожидать, в условиях жесткой конкуренции с бензиновыми тракторами «Снэйктрак» не нашел своего покупателя и остался в единственном числе.
Первый паровой трактор Ломбарда, которому он дал имя «Мэри Энн»
Зимой переднюю управляемую колесную ось этого трактора и его аналогов заменяли поперечной балкой с деревянными лыжами.
Дальнейшее развитие «Мэри-Энн» — трактор «Ломбард-Феникс» в сборочном цехе. Он имел два двухцилиндровых двигателя, установленных вертикально по бокам парового котла. Двигатели работали независимо друг от друга и каждый из них приводил в движение одну гусеницу.
«Ломбард» с одноцилиндровыми горизонтальными паровыми машинами на лесозаготовках в штате Висконсин. На котле установлен подковообразный водяной бак, а рабочее место рулевого закрыто самодельной «будкой» из брезента для защиты от холодного ветра и искр, летевших из трубы.
«Ломбард-Феникс» на городской улице. Не уверен, но есть впечатление, что он стоит на рельсах
Один из экземпляров «Ломбарда», сохранившийся до наших дней
Первый прототип гусенично-парового трактора Холта на испытаниях
Усовершенствованная серийная модель «Холта». Внизу — современная действующая полноразмерная копия этой машины, недавно построенная в США.
Опытный образец трактора Фаулер «Снэйктрак» — последнего представителя семейства паровых гусеничных машин.