Несмотря на многочисленные исследования, доказывающие преимущества этого метода, многие до сих пор ничего о нем не знают.
Этот метод подразумевает качественное запоминание материала или овладение навыками при быстрой смене различных видов деятельности.
Долгое время лишь ученые, которые занимались изучением этого метода, знали о его эффективности.
Так называемый метод или стратегия «чередования» приводит к значительному улучшению результатов обучения.
Например, для теннисистов чередование подразумевает практику удара справа, удара слева и удар с лета за одну тренировку.
Для музыкантов чередование может выглядеть как исполнение арпеджио, аккордов и гамм за одно занятие.
Характерно, что стратегия чередования разительно отличается от того, как обычно люди организовывают свое обучение или тренировки.
Теннисисты обычно отрабатывают один из ударов за тренировку, а музыканты исполняют лишь гаммы все занятие.
А вот какие результаты были получены в ходе исследований двигательных навыков:
«…в одном из колледжей бейсболисты отрабатывали три вида ударов (скажем, крученый мяч) то каждый в отдельности, то все вместе, только последовательно чередующиеся.
Во время тренировки, где чередовались все три типа ударов (как и в реальной игре), действия игроков были точнее, чем во время тренировки, где отрабатывался лишь один вид удара.
Подобное же преимущество наблюдалось и во время игры в баскетбол при отработке бросков…» (журнал Taylor & Rohrer, 2010)
Ощутимые плоды стратегии чередования были продемонстрированы учеными в недавнем эксперименте при обучении детей математике.
Детей разделили на две группы. Первую группу обучали обычным способом.
Они изучали одну математическую операцию в течение урока, а затем ее практиковали.
Вторая же группа занималась различными математическими операциями.
Результаты оказались впечатляющими.
При тестировании на следующий день дети, которых обучали методом чередования, показали результаты на 25% лучше.
При тестировании после месяца обучения методом чередования, их результаты были выше результатов первой контрольной группы уже на 76%!
А это ощутимая разница, учитывая, что на обучение групп было потрачено одинаковое количество времени, лишь только методы обучения были разными.
Одним из недостатков метода «чередования» является то, что на первый взгляд он кажется трудным.
Вместо того чтобы сосредоточиться на одной задаче длительное время, необходимо работать над двумя и более, быстро переключаясь при этом.
Но, видимо, в этом и заключается такой большой эффект чередования – ведь при этом мозг вынужден работать быстрее.
Ему приходится переключаться с замедленного режима монотонной работы в более активный режим поиска новых решений.
Исследование было опубликовано в журнале психологии образования (Rohrer и др., 2015).
Источник