Первые нантские и парижские омнибусы не сохранились, один из первых лондонских омнибусов, изготовленных в 1829 году каретным мастером Джорджем Шиллибиром, запечатлен на дагерротипе. В том же году его конструктор организовал транспортную фирму «Оригинальные омнибусы Шиллибира» и пустил свои экипажи по пятимильному маршруту от пивной «Йоркширский эль» в Паддингтоне до Лондонского банка в Сити.
Первая в мире фотография омнибуса, сделанная в начале 1840-х годов
Омнибусы проходили этот маршрут примерно за час, а оплата проезда составляла один шиллинг — в три раза меньше, чем за то же расстояние брали извозчики-кэбмены. Благодаря этому ежедневные поездки на городском транспорте стали доступными среднему классу — мелким лавочникам, клеркам, ремесленникам и квалифицированным рабочим.
Акварельный рисунок омнибуса Шиллибира примерно тех же времен, на котором художник слегка исказил пропорции
В лондонском музее транспорта выставлен чудом сохранившийся и очень хорошо отреставрированный экземпляр шиллибировского омнибуса
Особенностью этих экипажей было то, что они всегда ездили по одному и тому же маршруту, поэтому ключевые точки пути художественно написаны прямо на оконных проемах в красивых цветочных рамках. Однако далеко не все пассажиры владели грамотой, а потому кареты каждого маршрута были окрашены в свой цвет. Кроме зеленых, по Лондону ездили синие, красные, желтые и коричневые омнибусы.
К середине прошлого века количество «маршруток» в Лондоне возросло до 800. Однако и этого уже не хватало, а дальнейший рост их числа ограничивала пропускная способность улиц, на которых то и дело возникали заторы и пробки. Спешащим по делам жителям европейских столиц все чаще приходилось чертыхаться, видя, как забитый под завязку омнибус проезжает мимо них без остановки.
В общем, встал вопрос об увеличении пассажировместимости экипажей. Сперва его пытались решить путем удлинения корпуса, но эта конструкция оказалась слишком громоздкой и неуклюжей, она не вписывалась в повороты и зачастую не могла развернутся на перекрестках узких улиц тогдашних городов. Выход был найден в 1847 году, когда фирма Adams & Company наладила выпуск двухэтажных «Усовершенствованных омнибусов» (в кавычках и с большой буквы, поскольку это их официальное название). К плоской крыше «Усовершенствованного омнибуса» крепились две продольные деревянные скамьи со спинками, на которых пассажиры сидели по пять человек в ряд. Еще двое могли занимать места справа и слева от кучера. Таким образом, число пассажирских мест в экипаже стандартной длины увеличилось вдвое — с 12 до 24. А неудобство поездок на открытой всем стихиям верхней площадке, почему-то названной «империалом», компенсировалось половинной ценой за проезд
Далее — небольшой обзор конструкций омнибусов.
«Усовершенствованный омнибус» Адамса, он же даблдеккер. Обратите внимание, что наверху сидят только мужчины, поскольку женщины в их пышных длинных юбках не могли вскарабкаться туда по узкой и почти вертикальной лестнице, прикрепленной к задней стенке вагона.
На этом фотоснимке 1860 года хорошо видно, как тяжело и неудобно приходилось взбираться на империалы первых даблдеккеров. А с поклажей в руках это было просто невозможно.
Со временем лестница на империал стала гораздо более удобной, а вокруг него появилось ограждение с перилами, делавшее пребывание там более безопасным. Благодаря этому поездки на «верхней палубе» стали доступными для женщин, детей и пожилых. На снимке — британский омнибус второй половины XIX века. Можно заметить, что его салон — пуст, а все пассажиры сидят наверху, то ли экономя деньги, то ли наслаждаясь свежим воздухом и хорошей погодой.
В индустриальном Манчестере и некоторых других городах ходили большие двухэтажные «супер омнибусы», вмещавшие до 50 пассажиров. В них запрягали не пару или тройку, а четверку коней-тяжеловозов.
Во французском портовом городе Гавр в 1859 году запустили «омнибусы нового стиля» с закрытым империалом, обеспечившим пассажирам второго этажа такой же комфорт, как и на первом. Однако из-за слишком высокого центра тяжести эта конструкция оказалась неустойчивой и при крене порой опрокидывалась. В результате от «нового стиля» вскоре пришлось отказаться.
В 1860 году англичанин Грэнджер предложил «омнибус для индивидуалистов», в котором каждый пассажир первого этажа сидел в отдельном маленьком купе с двустворчатыми дверями, похожем на шкаф. Всего таких купе было семь: три — по бокам с выходами в разные стороны и одно — сзади. Из-за относительно высокой цены проезда, обусловленной малой вместимостью, этот экипаж не получил распространения, так как обеспеченная публика, для которой он предназначался, предпочитала кэбы.
Еще одна оригинальная конструкция — восьмиколесный омнибус повышенной проходимости. В позапрошлом веке грунтовые дороги, превращавшиеся после дождей в грязевую кашу, были не редкостью даже в предместьях европейских столиц. Такая дорога соединяла, в частности, пригороды Лондона — Гринвич (да, да, тот самый, по которому сверяют время) и Вулвич, а по ней одно время курсировал этот конный «вездеход».
Суровые и закаленные потомки шведских викингов поначалу ездили в омнибусах, напоминавших простые деревенские телеги без крыш, хотя и с рессорами. На фото — стокгольмский омнибус середины XIX века.
Но к началу ХХ века стремление к комфорту охватило и Скандинавию, поэтому в 1902 году омнибусы в шведской столице выглядели уже вот так.
Испанский одноэтажный омнибус. Крыша использовалась для перевозки багажа.
Нью-Йоркский омнибус фирмы Джона Стефенсона образца 1878 года. Довольно простая конструкция, похоже, даже без тормозов и рессор на задних колесах, зато пышно декорированная.
Французский одноэтажный омнибус образца 1843 года.
Французский омнибус с империалом образца 1855 года. Лестница наверх, как и в ранних английских даблдеккерах — вертикальная.
Один из парижских двухэтажных омнибусов в финальной конфигурации, сохранившейся до завершения их использования в столице Франции. Уменьшение числа и сокращение протяженности омнибусных маршрутов пошло уже с конца XIX века в связи с распространением конок, трамваев, а затем — автобусов и метрополитена. Но окончательный удар по омнибусным компаниям нанесла мировая война. В самом начале боевых действий для нужд армии реквизировали городских лошадей, кроме тех, которые были необходимы для работы коммунальных служб. Разумеется, почти все они до победы не дожили. Ну а после войны при наличии большого числа автомобилей возрождать гужевой общественный транспорт уже не имело смысла. Аналогичная ситуация сложилась в Англии и Германии.
В 1882 году фирма London Road Car вывела на линии уменьшенные даблдеккеры с поперечной скамейкой для четырех пассажиров на империале и лестницей в передней части вагона, сразу за местом кучера. Потом эти повозки появились и в других английских городах, снимок сделан в Виндзоре в 1901 году.
К концу XIX века конные маршрутки распространились по всем странам европейской культуры и их колониям. На фото — омнибус в австралийском Сиднее, 1898 год.
Помимо чисто утилитарных, существовали прогулочно-экскурсионные омнибусы, как правило — открытые и богато украшенные. Этот агрегат принадлежал фирме S.P.Huntress из английского курортного городка Саут Бервик.
А это немецкая повозка аналогичного назначения из Гамбурга, 1911 год.
Двухэтажный экипаж акционерного общества «Лондон Дженерал Омнибус Компани Лимитед». В середине позапрошлого века оно являлось крупнейшим пассажироперевозчиком британской столицы и почти полным монополистом. В 1863 году ему принадлежало более 600 из 800 лондонских омнибусов, а также свыше 6000 лошадей. Компания обслуживала абсолютное большинство городских маршрутов, в том числе весь центр, а этот экипаж ходил между вокзалами Виктория и Кингс Кросс.
Омнибус другой лондонской фирмы «Фаворит». Сразу видно, что забираться на его империал гораздо менее удобно, поскольку туда ведет не винтовая, а вертикальная лестница, встроенная в заднюю стенку кузова.
Берлинский пароконный омнибус 28-го маршрута, курсировавший между Тиргартенпарком и Фридрихштрассе. У кондуктора, одетого в двубортную шинель и форменную фуражку с орлом, на портупее висят щипцы для компостирования билетов.
Чем более крутые и длинные подъемы приходилось преодолевать омнибусу, тем быстрее уставали лошади, поэтому на таких маршрутах приходилось использовать трех- и четырехконные упряжки. На снимке — экипаж, возивший пассажиров в горной Швейцарии. Обратите внимание, что салон практически пустой, там сидят всего два человека, зато на империале, где билеты вдвое дешевле, едут пять дам и двое господ, выглядящих отнюдь не бедно. Все-таки, швейцарцы — очень экономные люди.
Омнибус, выпущенный голландской фирмой J.J. Beijnes из Маастрихта. Экипажи этой фирмы пользовались популярностью не только в Нидерландах, но и в других странах, их экспортировали даже в США. Омнибус имеет сменные колесные оси. При установке железных колес с ребордами он превращается в рельсовую конку.
Омнибус необычной конфигурации, больше похожий на роскошную карету. Собственно, он и назывался «отельной каретой». Такие экипажи использовали владельцы дорогих гостиниц для доставки постояльцев от вокзалов и станций междугородных дилижансов до своих заведений. А пышная отделка служила приманкой для потенциальных клиентов.
Маленький и довольно комфортабельный омнибус на литых каучуковых шинах, рассчитанный на 6 — 8 пассажиров. В США такие «минивэны» называли «операбасами» (operabus), от слова «опера», в смысле — оперный театр. Обычно они принадлежали владельцам театров, кабаре, концертных залов, а также иных подобных заведений и предназначались для доставки более-менее состоятельных зрителей на представление и обратно — до дома. Стоимость этих поездок входила в цену билета, причем она, как правило, была ниже, чем стоимость аналогичных поездок на извозчике.
Ну и наконец — не омнибус, но сооружение, непосредственно к нему относящееся. Легко понять, что это станция омнибусов, точнее, небольшой павильон, где пассажиры могли, сидя на лавках, ждать свою «маршрутку». Остановки маршрутов, для которых эта станция была конечной, написаны белой краской прямо на оконных стеклах. Павильон построен в париже на Пляс де ля Бурс в 1865 году.