Студии и кинотеатры Северной Америки констатировали снижение зрительского интереса.
Вот ваш меч: Один из крупнейших провалов года — «Меч короля Артура» Гая Ричи
Внимание: за исключением указанных случаев, в статье приводятся сборы США и Канады.
Самые провальные
В начале августа Голливуд оглядывается на сборы и радуется, но в последнее время все чаще подсчитывает убытки. Давайте посмотрим на пятерку самых провальных фильмов 2017 года в американском прокате:
• «Меч короля Артура»: бюджет — 175 миллионов, сборы — 39 миллионов;
• «Монстр-траки»: бюджет — 125 миллионов, сборы — 33 миллиона;
• «Призрак в доспехах»: бюджет — 110 миллионов, сборы — 40 миллионов;
• «Лекарство от здоровья»: бюджет — 40 миллионов, сборы — 8 миллионов;
• «Живое»: бюджет — 58 миллионов, сборы — 30 миллионов.
Что происходит, почему, кто виноват и что делать? Американская киноиндустрия начала паниковать.
Не отходя от кассы
Летом 2016-го сеть кинотеатров США AMC за 1,2 млрд долларов приобрела британскую сеть UCI & Odeon Cinema Group, чтобы расширить свою экспансию на Европу. В январе 2017-го AMC потратила 929 млн долларов на сеть скандинавских кинотеатров Nordic Cinema Group. Но Европа подкосила AMC, оставив с долгом в 5 млрд долларов. Управление AMC с 2012 года осуществляет китайская компания Dalian Wanda Group Co, принадлежащая миллиардеру Ван Цзяньлиню, и раньше AMC была лучшим образчиком сочетания азиатских денег и западного бизнеса в киноиндустрии. Сейчас у сети проблемы: закрывать их долги Китай не спешит.
Причиной финансовых неудач AMC называют снижение интереса зрителей к просмотру кино в кинотеатрах. Продажи билетов этим летом и впрямь снизились на 10,8% по сравнению с летом 2016-го. Кинотеатры, привыкшие зарабатывать в самое теплое время года, в растерянности смотрят в сторону Голливуда и ждут кассовых фильмов, показывая на август 2016-го. Вышедший в первый уик-энд месяца «Отряд самоубийц» заработал 134 млн долларов, а вышедшая в начале августа 2017-го «Темная башня» не дотянула до 20 миллионов.
«Отряд самоубийц»: Интерес к фильму не смогла сломить даже отрицательная критика
Настоящие проблемы только у AMC: другие крупные американские сети (Regal Entertainment Group, Cinemark Holdings Inc. и Imax Corp) не погрязли в столь огромных долгах. Но им тоже не нравится складывающаяся тенденция. Потому что с начала августа все четыре топовые сети Северной Америки недосчитались 1,3 млрд долларов. Дальше будет только хуже: падение продаж билетов продолжает прогнозироваться и может достигать 15% в год.
Антигерой нашего времени
Аналитик Джефф Бок считает, что бокс-офис сейчас страдает от уже известного всем факта — переизбытка продолжений. «Голливуд столкнулся с неоправданно высокими ожиданиями от сиквелов, — считает он. — Все, кроме „Стражей Галактики 2“, разочаровали».
Давайте вспомним, что было в прошлом году. Тогда ни один крупный голливудский фильм не сумел заработать 200 миллионов за премьерный уик-энд, как это удалось «Миру Юрского периода»в 2015-м. Аналитики придумали слово «сиквелит». Эта болезнь поражает студии, считающие, что гораздо выгоднее снять продолжение уже популярного проекта, нежели придумывать новое и рискованное. Но из-за сиквелита зритель становится все разборчивее и понимает, что фильм с цифрами в названии может оказаться точной копией предыдущего как минимум по сюжету, и не идет в кино.
И никаких цифр!
В этом году мы наблюдаем, как студии идут на уловки с названиями: «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки», «Трансформеры: Последний рыцарь», The Fate of the Furious(оригинальное название «Форсажа 8»), «Мир Юрского периода: Павшее царство» (в России прокатчик решил, что лучше влепить цифру два, убрав слова о царстве). Студии всеми силами пытаются выдать продолжения за оригинальные фильмы? Или надеются на забывчивость зрителя, посмотревшего уже четыре истории про Джека Воробья и семь фильмов про Доминика Торетто? Маркетинговые ходы Голливуда, как и пути Господни, неисповедимы. Но от цифр явно пытаются избавляться.
В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрят
Телевидение не сдает своих позиций. Как и в прошлом году, студии продолжают сражаться с сериалами. Аналитик Бок замечает: «Прошлым летом все обсуждали „Очень странные дела“ от Netflix. В этом году все лето говорят об „Игре престолов“. Раньше интересовались летним репертуаром кинотеатров».
Еще раньше стриминговые сервисы пытались сократить окно между кинопрокатным релизом и цифровым, но кинотеатры (да и большинство студий) всеми силами старались стоять на своем: сокращений не будет. В итоге стрим-сервисы пошли еще дальше. Кроме сериалов они стали предлагать зрителям собственный киноконтент. Netflix показал сатиру «Машина войны» с Брэдом Питтом, трагикомедию «Окча» Пон Джун-хо. Впереди не только авторская лента «Истории семьи Майровиц» Ноа Баумбака, но и экранизация манги «Тетрадь смерти» и самый дорогой фильм Netflix на сегодняшний день — лента «Яркость» Дэвида Эйра с Уиллом Смитом.
«Яркость»: Уилл Смит и орки
Сейчас, когда компания Disney заявила о создании собственной стриминг-платформы, акции Netflix рухнули. Как повлияет на Netflix отсутствие контента Disney, который заберет оттуда все свои проекты, пока трудно представить. Главный вопрос в том, как поведут себя остальные студии. Если всем захочется отделиться и создать свой стрим-сервис, то кинотеатры, скорее всего, выдохнут. Можно предположить, что зрители не будут тратиться на несколько подписок.
Независимые тоже плачут
Не только голливудские мейджоры теряют деньги. Европейская EuropaCorp находится на грани банкротства, а после провала в Северной Америке 180-миллионного «Валериана» Люка Бессона ее будущее рисуется в мрачных тонах.
Студия Broad Green Pictures, работавшая над фильмами «Прогулка по лесам» с Робертом Редфордом, «99 домов» с Майклом Шенноном и Эндрю Гарфилдом, «Рыцарь кубков» и «Песня за песней» Терренса Малика, «Афера под прикрытием» с Брайаном Крэнстоном и другими, заявила о закрытии отдела производства после ряда прокатных разочарований. Было уволено 20% сотрудников, а Broad Green сосредоточится на прокате.
«Афера под прикрытием»: Бюджет — 28 миллионов, сборы — 15 миллионов
Компания Annapurna Pictures, инвестирующая в авторское кино, в этом году выпустила (и прокатывает) «Детройт» Кэтрин Бигелоу. Несмотря на свой скромный бюджет в 34 млн долларов и отличные рецензии, фильм собрал у себя на родине всего 9,3 миллиона. Ни широкий прокат (3007 кинотеатров), ни высокая оценка на Rotten Tomatoes (85%) не привлекли зрителей в залы.
Трудная ситуация сложилась у киностудии Open Road Pictures, стоящей за оскаровским лауреатом «В центре внимания». 7 августа Open Road была продана компании Tang Media за нераскрываемую сумму.
Кто виноват: Возвращение
Голливуд только наловчился снимать фильмы, находя деньги в других странах и бизнесах, но оказалось, что китайцы, немцы, французы и даже свои, то есть американские, бизнесмены, не намерены терпеть финансовые потери из-за провалов картин, снятых в копродукции. В июле техасская компания Lone Star Capital разорвала сделку с Sony. Студия попыталась транслировать прессе сообщение, что сделка была не очень-то ей и нужна, как и деньги. Но, согласно источникам Variety, представители Lone Star остались недовольны будущим пакетом релизов Sony.
Сборы «Живого» не обрадовали Lone Star Capital
Любовь с Китаем тоже как-то не сложилась. На этой неделе чиновники из компании Viacom, владеющей студией Paramount, отправились в Поднебесную, чтобы попытаться спасти 500 млн долларов у компании Huahua Media, пропустившей июньский платеж Paramount. Тем временем Dalian Wanda — та самая, что купила AMC и недавно приобрела студию Legendary — пытается закрыть свои долги, продавая активы в сфере туризма на 9 млрд долларов.
По мнению аналитиков, в дальнейшем отношения Голливуда с Китаем не ждет ничего хорошего. Страна недавно ввела ограничения на иностранные инвестиции, и каждая сделка с участием зарубежного капитала будет рассматриваться под микроскопом.
Мы живем в эпоху перемен. Студии утратили доходы, которые исправно приносили продажи фильмов на домашнем видео, а цифровое кино стоит совсем другие деньги. Стриминг отнимает зрителей у кинотеатров, которые пока не придумали, как стать привлекательнее дивана и Netflix.
Что делать: Сиквел!
Каждый подобный рассказ о состоянии индустрии заканчивается размышлениями о том, что же надо делать, чтобы сборы снова заколосились, а кинотеатры стали ломиться от желающих попасть в кино. Студии, например, нашли козла отпущения в виде сайта Rotten Tomatoes и думают прекратить пресс-показы, чтобы критики не портили премьерный уик-энд своими негативными отзывами. Диванные аналитики считают, что надо просто снизить цены на билеты — в США поход с семьей из трех человек выливается в 100 долларов. Зрители строчат в комментариях: «Пусть снимают хорошее кино». Но аналитик компании B. Riley & Co. Эрик Уолд (и КиноПоиск к нему присоединяется) убежден, что холодное лето 2017-го не является поводом для массовой истерики студий и кинотеатров. «Людям свойственно слишком бурно реагировать на слабый период в бокс-офисе, — считает он. — Они сразу начинают искать причину во внутренних проблемах индустрии». Увы, господин Уолд не говорит, что нужно искать на самом деле.
«Прочь» — самый прибыльный фильм 2017-го
Самым прибыльным фильмом 2017 года на сегодняшний день является скромная картина «Прочь» с бюджетом 4,5 млн долларов. Комедийный хоррор Джордана Пила, снятый на студии Blumhouse Productions, специализирующейся на недорогих жанровых проектах, заработал в мировом прокате 252 млн долларов. И мы снова возвращаемся к пророчеству Спилберга и Лукаса четырехлетней давности. Мэтры предрекали, что индустрия схлопнется, когда провалится несколько многобюджетных проектов, мультиплексы постепенно превратятся в роскошь, а цены на просмотр фильмов там будут немаленькие. Все малобюджетные фильмы отправятся на телевидение, а в кино будут показывать несколько очень крупных картин.
Часть пророчества уже сбылась. Дело за другой частью. Кинотеатрам приготовиться.
Источник